Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа
Цель работы: определить предмет, задачи и проблемы взаимодействия в бизнесе.
Определение понятий моделей бизнеса и проведение анализа проблем взаимодействия мелкого и крупного бизнеса в экономике рассмотрение как предмета.
Задачи:
Определить понятие бизнеса и его разновидностей, малого и крупного, объяснить их роль в современной экономике.
Раскрыть основные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса.
Выявить проблемы малого и крупным бизнеса. Проблемы взаимодействия между ними.
Проанализировать проблемы и противоречия малого и крупного бизнеса в Российской экономике и на конкретных примерах Перми и Пермского края.
Введение 3
Глава I Общие основы бизнеса. Взаимодействие крупного и мелкого
бизнеса 5
1.1 Бизнес как особый вид деятельности 5
1.1.1 Определение понятия «Бизнес» 5
1.1.2 Формы экономической деятельности 8
1.2 Виды бизнеса 9
1.2.1 Виды бизнеса и критерии их выделения 9
1.2.2 Место крупного, среднего и малого бизнеса в экономике 14
1.2.3 Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса 19
Глава II Анализ проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса. 23
2.1 Проблемы малого и крупного бизнеса 23
2.2 Масштабы и характер кооперационных связей малого
бизнеса и крупных предприятий 27
Примеры взаимодействия малых и крупных предприятий в
Пермском крае. 33
Заключение 39
Литература 41
Бизнес - это инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая своими целями получение прибыли и развитие собственного дела.
В ходе предпринимательской деятельности создаются новые блага и услуги, рынки, технологии, изменяются формы организации и самого бизнеса и условия воспроизводства всех остальных участников экономической деятельности. Под воздействием бизнеса меняется вся экономическая, социальная и даже правовая структура общества.
1.2 Виды бизнеса
1.2.1. Виды бизнеса и критерии их выделения
Несмотря на некоторые
общие признаки, на практике реальная
деятельность предпринимателей сильно
различается. Это связано с тем,
что в отдельных видах бизнеса
возникают различные
Любой бизнес, так или иначе, связан с такими фазами воспроизводственного цикла - производство продукции или услуг, обменом и распределением, их потреблением. Поэтому, в зависимости от того к какой стадии воспроизводственного преимущественно принадлежит бизнес выделяют следующие виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое и услуги.
Производственное предпринимательство.
Производственное предпринимательство - это ведущий вид предпринимательства. Его основная функция - организация производства. К производственному бизнесу относят автомобильные, строительные, фармацевтические фирмы, предприятия занятые в производстве косметики, пошиве одежды и многие, многие другие. Производственное предпринимательство относится к числу самых распространенных, общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса, именно он формирует основу современной рыночной экономики - массовое производство. В его рамках предприниматели преобразуют сырьевые материалы в готовую продукцию. При этом он использует в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, организует производство продукции для последующей продажи потребителям или торговым организациям.
Осуществление производственного
бизнеса связано с
В основе государства это самый главный вид бизнеса, он должен развиваться и быть конкурентоспособным. Для этого должны внедрятся инновационные технологии, должна быть сильная государственная поддержка, должна развиваться инфраструктура.
Производственное
Из выше сказанного можно выделить сильные и слабые стороны производственного предпринимательства объединив их в таблицу 2.
Сильные и слабые стороны производственного предпринимательства
Таблица 2
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Производственное |
Очень зависит от уровня развития рыночной экономики и инфраструктуры |
Пользуется значительной государственной поддержкой |
Подвергается значительному государственному регулированию |
Невысокая рентабельность | |
Наиболее высоко-рискованный и сложный бизнес |
Коммерческий бизнес.
Полем деятельности коммерческого бизнеса являются операции по купле продаже товаров. В этом виде бизнеса предприниматель выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц. Примерами коммерческого бизнеса могут служить разнообразные оптовые торговцы и посредники, магазины, бензоколонки, аптеки и т.д.
Коммерческий предприниматель берет на себя и риски связанные с изменением спроса, цен и т.д. Этот вид бизнеса проще производственного. К его достоинствам можно отнести также быстроту создания. Не случайно в России в первые годы перехода к рынку этот вид предпринимательства получил наиболее быстрое развитие.
Коммерческий бизнес высоко-рентабелен. Если во всем мире производственная деятельность обеспечивает, как правило, не более 10-12% рентабельности предприятия, то коммерческая - 20-30%, а нередко и выше.
К рискам данного вида бизнеса можно отнести высокую зависимость от рыночной конъюнктуры. Эффективное коммерческое предпринимательство требует знания тонкостей по ведению переговоров об установке низких закупочных цен, умения завоевывать доверие партнеров и потребителей, навыков по прогнозированию изменений в потребностях общества. Поэтому в коммерческой торговле очень высоки риски связанные с подбором персонала. Предприниматели, занятые в этом виде бизнеса сильно зависят от уровня развития предпринимательской инфраструктуры. В этой сфере бизнеса во всем мире много мелких и средних фирм, и как следствие в этом бизнесе ниже государственное регулирование и большая доля "теневого" предпринимательства.
Сведем в таблицу 3
все слабые и сильные стороны
коммерческого
Сильные и слабые стороны коммерческого предпринимательства
Таблица 3
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Высокая рентабельность |
Очень зависит от уровня развития производства |
Быстрота создания, незначительная величина первоначального капитала |
Относительно невысокий риск |
Относительная простота самих операций |
Современные эффективные
формы коммерческого |
Незначительная |
Высокая рентабельность |
Финансовое предпринимательство
Особым видом
Во всем мире финансовый бизнес также как и производственный бизнес является одним из самых рискованных видов бизнеса, поэтому подлежит наиболее сильному государственному регулированию. Финансовый бизнес, как правило, не предполагает такую высокую норму рентабельности как коммерческое предпринимательство. Ее величина может составить 5-10%. Большая часть фирм в мире занимающихся финансовым бизнесом - это крупные фирмы. К конкурентным преимуществам фирм занятых финансовым бизнесом можно отнести высокую мобильность ресурсов, гибкость, способность быстро аккумулировать ресурсы, к рискам - значительную зависимость от состояния национальной экономики, политические риски, зависимость от международных финансовых рынков.
Сильные и слабые стороны финансового предпринимательства
Таблица 4
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Гибкость и мобильность |
Высокие риски. |
Способность быстро аккумулировать ресурсы |
Сильно зависит от политических рисков и международных финансовых рынков |
Относительная простота самих финансовых операций |
Значительное государственное регулирование |
Современные эффективные
формы финансового | |
Невысокий уровень рентабельности | |
Необходимость большого первоначального капитала для начала деятельности |
Бизнес в сфере услуг
В последние годы во всем мире все большее развитие получает бизнес в сфере услуг. Из четырех основных групп отраслей легче всего организовать предприятие в сфере услуг. Работой по предоставлению услуг можно управлять прямо из дома или конторы (телефонные справочные службы, услуги няни, переводчика). Подобные предприятия требуют незначительных (или вообще никаких) капиталовложений. Некоторые услуги, например гостиницы или спортивный бизнес, требуют гораздо больше инвестиций. Подобно торговле услуги насчитывают сотни разных типов - от мастерских по ремонту обуви до агентств по прокату автомобилей, от брачных консультантов до стоматологов.
Часто предприниматель может в одиночку вести предприятие по предоставлению услуг; многие юристы, бухгалтеры, консультанты и программисты работают самостоятельно. Крупные предприятия представляют собой незначительную долю предприятий в этой сфере. Он преобладает в средствах массовой информации, таких как журналы, газеты, телевидение и радио.
Бизнес в сфере услуг особенно сильно зависит от конъюнктурных факторов, политических факторов. Многие виду услуг в современной рыночной экономике выживают благодаря государственной поддержке и работе в кооперации с крупным производственным бизнесом.
Сильные и слабые стороны бизнеса в сфере услуг
Таблица 5
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Гибкость и мобильность |
Значительное государственное регулирование |
Способность быстро аккумулировать ресурсы |
Зависимость от качества персонала |
Относительная простота деловых операций |
Сильно зависит от конъюнктурных и политических факторов, особенно сфера современных деловых услуг |
Высокий уровень рентабельности, особенно в сфере современных деловых услуг |
Все перечисленные виды предпринимательства тесно связаны между собой. Очень часто в одном предпринимателе сочетается и производственник и финансист и посредник. Сочетание разных видов бизнеса позволяет предпринимателю увеличивать конкурентные преимущества своего бизнеса и снижать риски.
1.2.2. Место крупного, среднего и малого бизнеса в экономике
Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики и средних и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштаба деятельности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, большой долей основных средств среди издержек предпринимателя. В этих отраслях сосредоточен в основном крупный бизнес. К ним относится автомобильная, фармацевтическая, химическая, металлургическая промышленность, большинство предприятий добывающих отраслей. Наиболее высокими темпами растут отрасли определяющие НТП. По данным наоборот, в отраслях, для которых не большие капитальные затраты, где в издержках предпринимателей велика доля расходов на персонал предпочтительнее малые размеры предприятий.
Исследование механизмов взаимодействия малых и крупных предприятий начинается с определения понятий малого, среднего и крупного бизнеса.1
Фирмы, отличающиеся по размеру играют различную роль в обеспечении устойчивости и конкурентоспособности рыночной экономики, имеют различные риски и преимущества. Выделяют крупный, средний и малый бизнес.
Крупный бизнес
Крупный бизнес, крупное предприятие — фирма, производящая значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризуемая как крупная по объемным показателям: количество занятых, объем продаж, размер активов. Например, в машиностроении определяющими факторами считаются объемы выпуска продукции, стоимость основных средств, численность занятых, в агропромышленном комплексе принимается в расчет площадь угодий или поголовье скота в животноводстве.
Функции крупного бизнеса. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.
Информация о работе Проблемы взаимодействия крупного и мелкого бизнеса в экономике