Политэкономия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций

Краткое описание

Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.

Файлы: 1 файл

М-политэкономия-лекции.doc

— 952.50 Кб (Скачать)

 

Цена представляет собой  экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена - денежная стоимость товара. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной ценой данного товара.

Цена - сложная экономическая категория. В ней фокусируется практически  все основные экономические отношения  в обществе. Прежде всего это относится  к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также  к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две системы ценообразования:

1. Рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения;

2. Централизованное государственное ценообразование -формирование цен государственными органами.

При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.

        Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подверженный воздействию множества факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или неправильная ценовая политика оказывает многоплановой воздействие на функционирование всей фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимальной возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

В рамках ценовой  политики частные решения (взаимосвязь  цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.

Установление единой цены для всех покупателей - дело сравнительно новое. Исторически цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы, как правило, запрашивали цену выше той, которую намеревались получить, а покупатели - ниже той, которую рассчитывали заплатить. В конце концов они сходились на взаимоприемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце XIX в. благодаря возникновению крупных предприятий розничной торговли, которые предлагали большое разнообразие товаров и располагали целым штатом наемных работников.

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это до сих пор характерно для  бедных стран, среди неимущих групп  населения применительно к продуктам  типа товаров широкого потребления. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для разной клиентуры.

Каждая фирма подходит к проблемам ценообразования  по своему. В мелких фирмах цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования как правило занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, формирует политику цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В таких отраслях, где факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании и т.д.) фирмы зачастую создают отделы цен, которые разрабатывают цены, либо помогают это делать другим подразделениям. На политику цен большое воздействие оказывают управляющие службой сбыта, заведующие производством, руководители службы финансов, бухгалтеры.

На решения руководства  фирмы в области ценообразования  оказывают влияние многие внутренние и внешние факторы. Маркетинговые  цели и издержки фирмы служат лишь приблизительными ориентирами для определения цен на товары или услуги. Прежде, чем установить окончательную цену, фирма учитывает также степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Независимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию, во внимание принимаются некоторые общеэкономические критерии, определяющие отклонение уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара.

Критерии эти разделяются  на внутренние (зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства и коллектива), и внешние (не зависящие от фирмы).

 

 

К внутренним критериям можно отнести:

• Рекламу (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем цена товаров производителя выше);

• Специфику производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальнее качество, тем цена выше);

• Особенности  производственного процесса (продукция  мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость; товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);

• Рыночную стратегию  и тактику производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);

• Специфику жизненного цикла продукции;

• Мобильность производственного  процесса;

• Длительность продвижения  товара по цепочке от производителя  до потребителя;

• Организацию сервиса  при продаже и в последующем  периоде;

• Объем рынка;

• Имидж производителя как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

 

К внешним  критериям обычно относят следующие:

• Политическая стабильность страны - производителя и государств, где происходит сбыт продукции фирмы;

• Отсутствие на свободном  рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);

• Характер регулирования  экономики государством;

• Уровень и динамика инфляции;

• Объем и отличительные  черты существующего и перспективного покупательного спроса;

• Наличие и уровень  конкуренции между производителями  однородной продукции.

Чего хочет добиться фирма, формируя свою цену на конкретный товар или услугу? Наиболее распространенными  подходами в данной сфере следующие:

• Получить в полной мере запланированную прибыль;

• Увеличить объем  продаж;

• Завоевать более  солидную долю рынка;

        • Попытаться добиться более высокой прибыли от реализации конкретного товара;

• Ослабить конкурентов;

• Сформировать определенный имидж товара.

Механизм цен, ценообразование, ценовая политика - очень сложный  и тонкий инструмент рынка, в действии которого разобраться весьма непросто, поэтому оттолкнемся от вопросов теории цен. Наиболее распространена сегодня затратная теория цены, происхождение которой связывается с основоположниками экономической теории Адамом Смитом, Давидом Рикардо, Карлом Марксом и другими. По данной теории стоимость товара представляет овеществленный в нем труд товаропроизводителей, а сама стоимость товара определяется количеством труда, необходимом для его производства. Последнее же измеряется рабочим временем, требующимся для изготовления конкретного товара. Рыночная цена в этом случае формируется из средних затрат производителей, выпускающих указанный товар.

Стоимость характеризуется  количественно и качественно. В  первом случае все определяет количество содержащегося в товаре труда, которое формирует потребительскую ценность товара (его способность удовлетворять какую-то потребность людей). Качественная сторона стоимости выступает как выражение производственных отношений между людьми, обменивающимися товарами. Следовательно, стоимостью обладает продукт труда, который способен обмениваться на другой продукт. Процесс обмена трансформирует продукт в товар, а его потребительскую стоимость в меновую. Товар представляет свою стоимость как определенное количество иного товара. Соотношение, необходимое для обмена различных товаров, представляет меновую стоимость.

Чаще всего каждый товар меняется на определенное количество такого товара, который служит средством  для обмена самыми различными товарами, - деньги. Следовательно, цена выражает определенное количество денег, предоставляемое за право использования другого товара как собственности.

Согласно теории стоимости, основной сферой ее образования выступает  общественное производство, за рамками  которого происходит только перемещение и перераспределение созданной в производстве стоимости. Отсюда количественная сторона цен полностью зависит от стоимости (изменения затрат на производство товара).

А. Смит ввел понятие переменных затрат труда в качестве фактора  ценообразования на товарных рынках. Ценообразующими он полагает затраты на рабочую силу, формируя товарную цену за счет ренты, заработной платы и прибыли.

Свою модель формирования цены представил Д. Рикардо, обозначаемую как сумму  затрат труда, определяемых по принципу добавленной стоимости в рамках вертикально интегрированного производства товаров.

К.Маркс ввел понятие  “общественно необходимые затраты  труда”, которое он полагал как  основной стержень ценообразования, понимая  под ним затраты, необходимые  для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

По Марксу общественно  необходимые затраты труда на производство товара формируются из затрат прошлого труда (потребленных в процессе производства средствах производства - зданиях, сооружениях, машинах, оборудовании, сырье, материалах) и затрат живого труда. СИ сюда в стоимость товара входит стоимость потребленных средств производства и вновь созданная стоимость, образуемая живым трудом. Последняя включает в себя стоимость необходимого и прибавочного продукта.

Производство формирует  предложение товаров. Рынок, рыночный спрос при такой постановке не играет главную роль. Спрос зависит  от общественной потребности в конкретных товарах.

Подобная модель ценообразования  связана с выявлением общественной потребности в различных товарах; установлением пропорциональности в общественном производстве посредством  централизации товарного предложения; калькуляцией цены товара на основе нормативных затрат труда.

Нельзя не отметить наличие  свойственного этой модели недостатка, каковым является явная недооценка значения рыночного спроса.

Другим известным  подходом в рассматриваемой области  является маржинальная теория цены и ценообразования. Сущность данной теории выражается характеристикой формирования цены в качестве существенного фактора формирования цены. Категория полезности квалифицируется как мера предпочтения, отдаваемого потребителем конкретному товару в рамках всех предлагаемых рынку товаров.

Базой цены при таком  подходе являются не затраты труда  на производство товара, а его предельная полезность для покупателя. Размеры  такой полезности определяются дополнительным выпуском данного товара в результате увеличения спроса на него. Однако, оказалось отнюдь не просто осуществлять количественные измерения полезности, определять методы ее учета. Так было выдвинуто предложение о непосредственном измерении полезности, определять методы ее учета. Так было выдвинуто предложение о непосредственном измерении полезности путем подсчета субъективных оценок контрагентов на товарном рынке, которые, определяя возможность покупки товара, опираются на собственные психологические ощущения. Позднее стали предлагать относительное измерение полезности товара на основе графического изображения потребительского выбора товара наибольшей полезности с учетом зависимости от величины дохода потребителя. Однако в реальной жизни реализовать эту концепцию оказалось невозможным.

Куда как более практичной оказалась концепция выявленных предпочтений, предложенная американским экономистом П. Самуэльсоном и его последователями. Главным в этой концепции является индивидуальный выбор потребителя, реализуемый посредством наблюдения за процессом продаж. Потребитель в рамках своего бюджета предпочитает конкретный товарный набор из предлагаемых рынком товаров при одинаковых соотношениях цен. Самуэльсон предложил индексную функцию полезности всей массы товарных наборов, определение количественной величины полезности одних товарных наборов по сравнению с другими. Но практическая сторона ценообразования и здесь осталась в тени.

Информация о работе Политэкономия