Политэкономия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций

Краткое описание

Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.

Файлы: 1 файл

М-политэкономия-лекции.doc

— 952.50 Кб (Скачать)

2) человечеству нужна  новая модель социально-экономического  развития, которая должных выходить  из рычагов централизованного  регулирования на уровне отдельного государства и мирового содружества вообще. Новая модель должна базироваться на интегрированных интересах общества и лишь потом - на интересах частного предпринимателя. Невозможность рыночного регулирования экономики, о чем шло в одной из предыдущих тем, обусловило необходимость активного вмешательства государства в воспроизведенный процесс, появление и развитие государственного регулирования экономики.

В современной научной  и учебной литературе нет политэкономического  обоснования сущности государственного регулирования экономики. Вместе с тем его основой должен быть определение данной категории в контексте экономической теории. Тем не менее в современной экономической литературе нет комплексной характеристики данной категории. Так, в "Экономической энциклопедии" под редакцией Л. Абалкина государственное регулирование определяется как "одна из основных форм участия государства в экономической жизни, которая заключается в ее прямом или опосредствованном влиянии на распределение ресурсов и формирование пропорций". В "Короткой экономической энциклопедии" государственное регулирование экономики рассматривается как "влияние государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решение социальных и экологических проблем". Аналогичное определение дается в "Большом экономическом словаре".

Небольшой глубиной отличается политэкономическое обоснование данной категории. Так, в словаре "Политическая экономия" государственное регулирование экономики при капитализме характеризуется как "деятельность государства относительно поддержки стабильности воспроизведения, обеспечение условий развития экономики". В учебнике "Экономическая теория (политэкономия)" самого определения данной категории нет, но утверждается, что "государство привлекается в макроэкономическую функцию поддержки экономической стабильности, сглаживание циклической формы развития экономики".

В некоторых названных  работах русских ученых, во-первых, некорректно государственное регулирование экономики ограничивается лишь распределением ресурсов; во-вторых, односторонне целью такого регулирования называется обеспечение условий для функционирования рыночного механизма. Больше того, отдельные авторы порочно включают государственное регулирование к рыночному механизму. В-третьих, кое-кто с авторов ограничивается анализом лишь отдельных экономических функций государства; в-четвертых, не связывает государственное регулирование с сущностью хозяйственного механизма. Вместе с тем, положительными аспектами отдельных дефиниций является акцент на воспроизведении и обеспечении условий развития всей экономики. Если отстранить эти недостатки, то нужно дать такое определение государственного регулирования: это комплекс выполняемых государством экономических функций, форм и методов централизованного влияния на процесс расширенного воспроизведения экономической системы капитализма (каждой из ее подсистем и элементов).

С учетом политэкономического  аспекта хозяйственного механизма  сущность государственного регулирования экономики состоит в функционировании и развитии доминирующей подсистемы производственных отношений между государством и субъектами хозяйствования по поводу выполнения государством своих экономических функций, использование разных форм и методов влияния на процесс расширенного воспроизведения экономики.

Государственное регулирование  экономики и рыночное саморегулирование  есть двумя важнейшими звеньями (подсистемами) хозяйственного механизма. Как справедливо  отмечает П. Самуельсон, управлять экономикой при отсутствии того или другого - все одно, что аплодировать одной рукой. Если продолжить это сравнение, то государственное регулирование есть правой, активною, рукой, от размаха которой зависит звук аплодисментов, степень влияния на те, кому предназначенные эти аплодисменты (эффективность регулирования). Оно вместе с тем диалектическое возражает рыночное (т.е. с удержанием положительных сторон последнего).

Рядом с этими двумя  элементами хозяйственного механизма  важную роль в регулировании национальной экономики сыграет корпоративная (а в ее границах монополистическая, в т.ч. олигополистическая) планомерность. Гигантские многоотраслевые концерны с помощью компьютерных систем, маркетинга изучают массовый спрос (его структуру, динамику), формируют его. Поэтому производство товаров концернами сориентировано на известный рынок на основе предыдущих согласований относительно номенклатуры продукции, ее количества и качества. В наше время на мировой рынок за предыдущими договоренностями между производителями и потребителями поступает в 70 % всех товаров, основную массу которых вырабатывают гигантские монополистические объединения. Кроме них возрастающую роль в воспроизведении современной экономической системы сыграет сверхнациональное регулирование, которое наиболее воплощается в пределах ЕС, о чем будет сказано в последнем разделе.

2.Формы государственного  регулирования : планирование и  программирование экономики.

В экономической литературе существуют противоречивые подходы  относительно размежевания форм и методов государственного регулирования. Одни авторы различают типы такого регулирования (краткосрочное и долгосрочное), другие выделяют административное и правовое регулирования, прямое и опосредствованное экономическое регулирования, а в пределах последнего отдельные формы, третьи - формы государственного регулирования экономики без дальнейшего деления, четвертые к формам относят краткосрочное и долгосрочное планирование.

Наилучшие среди форм государственного регулирования выделять планирование (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное), программирование и прогнозирование, а к методам (т.е. способов или средств влияния государства на субъекты хозяйствования) - экономическое регулирование, правовое регулирование и административное регулирование. Важнейшими из них есть экономическое регулирование, которое, в свою очередь, разделяют на прямое (с помощью государственных закупок товаров и услуг, государственного целевого финансирования и т.п.) и косвенное (с помощью антициклической, инвестиционной и других форм политики). Правовое регулирование осуществляют вследствие принятия и усовершенствование правовой базы (соответствующего комплекса юридических законов и поправок к ним и т.п.). Административное регулирование предусматривает использование мероприятий запрета (например, запрет строительства предприятий на определенных территориях), разрешения (например, разрешения государственным предприятиям базовых областей промышленности заниматься туристическим бизнесом) и принуждения (принудительное закрытие четвертого блока Чернобыльской АЭС). С помощью административных мероприятий проводятся денежные реформы и другие действия.

Основными формами государственного регулирования, как отмечалось, есть планирование и программирование экономики. Планирование на макро уровне (макроэкономическое планирование) является формой управления народным хозяйством (формой государственного регулирования экономики), что предусматривает определение целей, разработку (составление) планов и их реализацию (с учетом путей достижения) на основе научного предусмотрения, которое, в свою очередь, базируется на познании экономических законов. На микро-равные планирования предусматривает составление бизнес-планов, краткосрочных оперативных программ и задач.

Планирование нужно  отличать от планомерности. Последняя категория выражает глубже сущность, поскольку является непосредственной формой проявления закона планомерного развития, действие которого обусловлена, прежде всего, эволюцией технологического способа производства, а планирование являются методом реализации планомерности.

Материальной основой  планомерности есть сначала развитие технологического способа производства на машинной работе. Так, если при условиях простой капиталистической кооперации планомерность ограничивалась отдельным предприятием и базировалась на единичном разделении труда в форме подетальней и пооперационой специализации отдельных работников, то при машинном производстве производственные функции отдельного рабочего закрепились по отдельным предприятиям. Поэтому подетальная и пооперационая специализация наемного работника в пределах единичного деления обусловила технологическую зависимость отдельных предприятий, их подчинение единому контролю. В настоящее время (до конца XIX ст.) производство становится все более общественным, углубляет общественное разделение труда. Это расширяет материальную основу планомерности, сознательного регулирования производства, внерыночных форм связи за счет внутрифирменных производственных связей. Хотя сфера рыночных форм связи расширяется и они доминируют, границы планомерности увеличиваются к монополистическим объединениям, особенно в форме трестов. Тресты вырабатывают товары не анархически, а с учетом.

Относительно расширения границ планомерности в сфере  непосредственного производства внутри фирм, то эта тенденция при современных условиях не ограничивается гигантскими корпорациями, а пробивает себе дорогую в их взаимосвязях со многими мелкими и средними предприятиями - поставщиками отдельных деталей. Так, к контрактным отношениям с американской автомобильной корпорацией "Дженерал моторз" привлечено почти 40 тыс. предприятий.

С развитием общественного  характера производства в пределах частнокапиталистической формы  собственности, хотя и медленнее, эволюционирует коллективный характер присвоения. Оно постепенно становится коллективным, но осуществляется сначала в интересах капиталистов, объединенных в акционерное общество. Однако границы планомерности, сознательного регулирования и контроля еще больше расширяются. Но такой контроль осуществляет небольшая группа лиц.

В начале XX ст. продуктивные силы начинают перерастать границы  отдельных монополистических объединений, которые предопределяет интенсивнее  огосударствление экономики, усиление роли государства в развитии продуктивных сил.

После 30-х лет доминирующей формой общественного разделения труда становится подетальная и пооперационая формы единичного деления, а их материальной основой - комплексная механизация и автоматизация производства. От середины 50-х лет формируется новый технологический способ производства, основанный на автоматизированной работе. В этот период продуктивные силы начинают перерастать масштабы как отдельных национальных государств, так и масштабы отдельных сверхнациональных группировок (интернационализация единичного разделения труда). Этот процесс происходит при помощи и рыночных, и внерыночных форм связей. Если при условиях общего и особого разделений труда увеличения количества областей промышленности сопровождается полным юридическим, технологическим и экономическим обособлениям специализированных предприятий, то при условиях господства единичной формы разделения труда каждое из них технологически взаимосвязанное с другими. Все производственные единицы, даже те, что находятся в разных странах, должны работать по единому технологическому плану, придерживаться единого ритма производства, количественно-качественных характеристик продукции. Если при условиях особого разделения труда взаимосвязь отделенных одна от одной сфер производства при их слиянии в совокупный общественный производственный организм при наличии социально-экономической отделенности сопровождался куплей-продажей товаров, и имела место опосредствованная форма связи, то за единичного разделения труда происходит прямая, непосредственное взаимодействие между его звеньями, и результаты отдельных видов отделенной работы внутри гигантских фирм уже не являются товарами в классическом значении этого понятия. Такими они становятся лишь после завершения производственного цикла, после приобретения другими компаниями.

Эти процессы значительно усилили действие тенденции к планомерности развития, внерыночные формы связи (т.е. непосредственно общественные формы).

 Форма связи значительно  углубилась и осуществляется  в пределах разных форм собственности  во всех сферах общественного воспроизведения. Так, в непосредственном процессе обмена вследствие распространения работы по заказу и широкой информации производителей, планомерного формирования спроса на продукцию и т.п. рынок в значении пространственных границ, в которых происходит процесс обмена, исчезает. Осуществляются, в частности, долгосрочные кооперационные связи между производителями и потребителями:

первые разрабатывают  план своей будущей деятельности вместе с поставщиками оборудования и потребителями, происходит формирование торгово-промышленных комплексов, интеграция больших промышленных корпораций с торговыми компаниями. Кроме того, при современных условиях возрастает роль таких форм сотрудничества гигантских корпораций, как организация общих предприятий, компаний, обмен патентами, научно-технической информацией.

Поэтому важной функцией государства становится разработка долгосрочных (на 5 и больше лет) программ экономического и социального развития, которые насыщают экономическую  систему всесторонней информацией  и таким образом усиливают обратные связи и оказывают содействие стабильности всей системы. Государство создает также центр, который управляет экономикой, орган управления. Центр формирует (с разной степенью адекватности) объективную цель системы, выдвигает общие задачи, планирует выделение ресурсов, устанавливает нормативы, сроки, выделяет ресурсы и т.п.. Объектами государственного регулирования есть система продуктивных сил (в частности, развитие средств производства, прежде всего, в областях, которые определяют НТП, благодаря реализации политики ускоренной амортизации, государственного стимулирования инновационных процессов; рабочей силы - вследствие развития образования, здравоохранения, переквалификации рабочих, защиты окружающей среды и т.п.; науки (особенно фундаментальных научных исследований), система производственных отношений или отношений экономической собственности, весь общественный способ производства.

Таким образом, планомерность  из тенденции, которые развиваются  и ограниченная по капиталистическому способу производства сперва отдельным индивидуальным предприятием (мелким и средним по размерам), затем гигантскими монополистическими объединениями, в том числе транснациональными корпорациями, которая позднее распространилась на уровень национальной экономики и наднациональных экономических организаций (на развитие Европейского Союза), ныне превратилась на закон экономического развития.

Информация о работе Политэкономия