Политэкономия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций

Краткое описание

Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.

Файлы: 1 файл

М-политэкономия-лекции.doc

— 952.50 Кб (Скачать)

В свою очередь, например, регулирования банковской ликвидности осуществляется такими методами: центральные банки развитых стран мира, во-первых, регламентируют соотношение между кассовыми резервами банков и депозитами, между резервными активами и депозитами, между займами и депозитами. Во-вторых, кроме того, банки Англии, например, обязаны вносить часть аккумулированных средств на специальный счет в центральный банк. По этому счету они получают процент, который равняется средней ставке за казначейские векселя на последних торгах. Банки также обязаны вносить на специальный счет центрального банка дополнительные специальные депозиты в случае, когда прирост процентов на вклады превышает установленную центральным банком норму. Резервная норма, согласно решению центрального банка США, может колебаться в определенных, но незначительных границах. При этих условиях расширения кредита коммерческих банков зависит от наращивания банковских пассивов, но должны превышать сумму такого прироста более как в 5 раз. С повышением резервной нормы центральным банком банковские обороты уменьшаются, а с ее уменьшением - возрастают. Подсчитано, что при увеличении нормы обязательных резервов с 10 % до 12 % при условиях неизменности предложения резервов вклады снижаются почти на 20 %. С ростом резервов банка его возможности предоставления кредитов своим клиентам также увеличиваются.

В-третьих, через продажу  или куплю ценных бумаг или  предоставление банкам кредитов. Так, когда центральный банк США покупает часть ценных бумаг (акций, облигаций  и т.п.), то полученные при этом средства оседают в банках и за счет этого увеличивается предоставление кредитов. Чтобы достичь обратного эффекта, центральный банк продает часть ценных бумаг и замораживает использование полученных средств. Центральный банк Англии для ограничения банковской денежной наличности продает ценные бумаги банкам или частному сектору за пределами банковской системы. Количество денежной наличности в банках уменьшается, поскольку покупатели для оплаты ценных бумаг снимают средства со своих счетов в банках.

Второе направление  денежно-кредитное регулирования - управление государственным долгом - осуществляется через куплю или  продажу государственных обязательств с целью стабилизации их цен, изменения  цены облигаций и условий их продажи  и т.п.. Государственный долг погашается за счет выкупа государственных ценных бумаг средствами бюджета. Держателями федеральных облигаций государственных займов в США есть государственный сектор, в т.ч. федеральная резервная система (фонд социального страхования и другие государственные организации), корпоративный сектор, коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, корпорации, кредитные ассоциации, пенсионные фонды корпораций , индивидуальные и иностранные держатели.

Третье направление  денежно-кредитного регулирования - регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии. При благоприятной экономической конъюнктуре осуществляется политика ограничения объема кредитов и сокращение денежной эмиссии (т.н. политика рестрикции). При условиях ухудшения экономической конъюнктуры центральный банк осуществляет политику на увеличение банковских займов и денежной эмиссии (т.н. политика кредитной экспансии). Процент, по которому банки предоставляют займы своим клиентам, зависит в СИТА, прежде всего, от величины процента за кредиты Федеральной резервной системы, которые она предоставляет коммерческим и другим кредитным учреждениям. Точнее, величина процента за кредиты ФРС является нижней границей эффективности предоставления кредитов. Он получил название процентной ставки. Процент, по которому коммерческие банки предоставляют займы своим клиентам - коммерческий процент. Так, в 1985 г. учетная ставка в США составляла 7,5 %, а коммерческая (для первоклассных заемщиков) - 9.5 %. В Германии в 1995 г. учетная ставка (нижняя стоимость денег) составляла 4 %, повседневная ставка денежного рынка - 4,5 % , ломбардная (высочайшая) - 60 %. Подсчитано, что увеличение нормы процента на один пункт в развитой социальной ориентированной рыночной экономике сокращает инвестиции на оборудование на 10-15 %.

 

Для ограничения риска  в некоторых странах устанавливают  соотношение собственных и оборотных  средств. Так, в Швейцарии оно  составляет 1:8, в Великобритании - 1:20, в Люксембурге - 1:33. В Великобритании коммерческие банки должны информировать  центральный банк о каждом депозите, который составляет 5 % от суммы всех депозитов. Во Франции сумма всех кредитов, которые предоставляет банк, не должны превышать более чем в 20 раз его собственные средства.

Объемы кредитов регулируются прямыми и косвенными методами. К первым в Англии принадлежит требование к банкам размещать установленную центральным банком часть банковских ресурсов в краткосрочных государственных долговых обязательствах, депонировать часть привлеченных банками средств в центральном банке. Ко второй - расширения или ограничение выпуска государственных казначейских билетов, векселей, облигаций и т.п., изменение условий их купли-продажи, регулирование курса и доходов государственных облигаций и т.п.. В США для расширения кредитных возможностей взаимообразно-сберегательным учреждениям разрешается инвестировать до 20 % собственных активов в коммерческие бумаги, облигации корпораций и др.

При условиях НТР важное значение имеет проведение государством такой формы экономической политики, как научной. Основными элементами такой политики, которые образовывают в совокупности ее хозяйственный механизм (механизм осуществления государственной научно-технической политики), есть, во-первых, определения и установление приоритетов научно-технического развития согласно главным целей общегосударственной стратеги развития, прогнозирование научно-технического развития. Основные субъекты формирования и проведение этой политики - государство (как коллективный ассоциированный капиталист) и крупный капитал. За последние годы усиливается влияние демократического общества (прогрессивных научный работников, массовых движений) на выбор приоритетов научно-технического развития и отворачивание или послабление отрицательных следствий НТП.

От начала современного этапа развертывания НТР (приблизительно из середины 70-х лет) в развитых странах Запада происходят важные качественные сдвиги в приоритетах научно-технического развития. Поскольку главной целью общегосударственной стратегии здесь провозглашено развитие высокотехнических областей (биотехнологии, электронно-вычислительной техники, комплексной автоматизации производства на основе новейших достижений электроники и робототехники, разветвленной информационной системы, создание новых композитных материалов, производства ядерной и термоядерной энергии, создание телекоммуникации с использованием лазерной техники и др.), то, соответственно, разрабатываются отраслевые научно-технические программы развития, осуществляется их финансирование. Характерным для этих стран есть интенсивное развитие НДДКР в сфере электроники и вычислительной техники, их следующее комплексное внедрение в сферу материального и нематериального производства.

Второй элемент осуществления  научно-технической политики в развитых странах Запада - организационное  и ресурсное обеспечения реализации ключевых направлений научно-технического прогресса. Основными звеньями этого элемента НТП есть: 1) распределение государственных ресурсов между разными секторами сферы научных исследований (частным и государственным, а в пределах последнего - между государственными лабораториями, вузами и между неприбыльными научными центрами) и выполнение исследований и разработок в государственных научных центрах; 2) функционирование государственной контрактной системы, с помощью которой осуществляется финансирование научно-исследовательских разработок и обеспечивается гарантированный рынок сбыта для промышленных корпораций; 3) косвенное государственное стимулирование НДДКР в частном секторе хозяйства через налоговую, амортизационную, патентную, антитрестовскую и внешнеторговую политику; 4) формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуре, обеспечение исследований и разработок, в том числе национальных служб научно-технической информации, стандартизации, статистики, изучение зарубежного опыта и международное сотрудничество; 5) усовершенствование и финансирование системы образования, подготовка и переподготовка кадров высшей квалификации.

Третьим основным элементом  осуществления научно-технической  политики есть оценка полученных в процессе ее реализации результатов. При этом оцениваются возможные следствия научно-технического прогресса, осуществляется корректирование такой политики.

Вместе с тем, с прямым финансированием научно-исследовательских  работ государство с помощью  налоговой, амортизационной, кредитной политики стимулирует рост затрат монополистического и немонополистического капитала на НДДКР. В 80-те года были разработаны мероприятия по предоставлению финансовой, организационной помощи мелким и средним изобретательским фирмам, а также информации, консультации, привлечение их к выполнению контрактных соглашений. В ЕС в 1985 г. образованная Ассоциация венчурного (рискованного) капитала, цель которой - предоставить в пределах этой организации помощь небольшим новаторским компаниям.

Проведение государством научно-технической политики связано  с определенными проблемами, которая  значительно ослабляет ее эффективность, усложняет достижение равновесия и  сбалансированности в функционировании национального рынка. Это, прежде всего, значительная милитаризация экономики (в 1988 г. 80 % стоимости контрактов укладывались с Министерством обороны и космических исследований), отсутствие координационных центров, дублирование научных исследований, распыление финансовых средств, острый недостаток средств для проведения НДДКР во многих гражданских областях промышленности, сельского хозяйства, несвоевременная подготовка научных кадров, перенасыщение военных НДДКР и их недостаточное использование в гражданских областях, которое делает углубление разногласий между наукой и монополистической собственностью.

Еще одним важным элементом  хозяйственного механизма является государственное регулирование  цен. Такое регулирование осуществляют государственные органы прямо и  опосредованно. В первом случае государство устанавливает цены на акцизные товары, на продукцию базовых областей промышленности (уголь, электроэнергию и др.), которые, преимущественно, является государственной собственностью, предоставляет государственные субсидии, в том числе ценовые, устанавливает договорные цены на товары и услуги военного назначения и т.п.. В пределах ЕС сверхгосударственные органы устанавливают фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию, осуществляют унификацию транспортных тарифов, гармонизируют налоги, социальные выплаты и т.п., что свидетельствует о прямом и опосредствованном сверхнациональном регулированиях цен.

В пределах отдельных  стран опосредствованное регулирование  цен осуществляют через механизм ускоренной амортизации (к затратам производства в этом случае зачисляют завышенные амортизационные отчисления), установление налога на добавленную стоимость, стимулирование экспортной деятельности отечественных товаропроизводителей, предоставление им льготных кредитов и т.п.. Важную роль в последние годы сыграет принятие законодательных норм "запрещенного" технологического регулирования. Так, в США принято решения, которые через несколько лет удельный вес вредных выбросов автомобилей в атмосферу должны значительно снизиться, что заставляет автомобильные корпорации совершенствовать качество машин, государственное регулирование цен значительно усиливается во время кризиса.

В контексте опыта  развитых стран мира относительно развития и функционирование хозяйственного механизма рассмотрим особенности  становления такого механизма в Украине.

4.Становление механизма  хозяйствования в Украине и  пути его усовершенствования.

После распада СССР в  Украине было, как уже отмечалось, разрушенное государственное управление и вводились рыночные рычаги образца XIX ст. Неконструктивность такого подхода заключалась в том, что излом государственного управления происходил по условиям абсолютного преобладания государственной собственности на средства производства, финансово-кредитные институты и другие объекты. Несмотря на наличие важных недостатков в административно-командной системе управления, отдельные элементы этой системы (составление пятилетних планов развития экономики, значительная обеспеченность ресурсами, прежде всего финансовыми, таких планов и некоторые другие) были рациональными. Вместо него в Украине в 1993 г. было внедрено индикативное планирование, которое предусматривает комплекс рекомендаций правительства субъектам хозяйствования, но необязательных для выполнения и безадресных. В нем содержатся экономические, в т.ч. научно-технические, а также социальные прогнозы, показатели, в которых воплощаются эти прогнозы, отображают главные направления социально-экономического развития.

Вместе с тем важной составляющей индикативного планирования есть бюджетное планирование, в котором  определяются ресурсы (затраты из бюджета) на решение определенных социальных, научно-технических и некоторых других программ. С 1995 г. индикативное планирование в Украине направляется на решение программ экономического и социального развития и такие программы разрабатываются ежегодно. Кроме того, был принят государственный план научно-технического развития страны на 1999-2005 гг.

Важными функциями индикативного  планирования есть определения экономических  рычагов и стимулов, административных регуляторов, формирование целевых комплексных программ, координация показателей индикативного плана с бюджетом страны и др.

Значительно тормозит процесс  формирования эффективного хозяйственного механизма в Украине ее фискальная политика, основным элементом которой  являются налоги. С помощью налогов у предприятий изымается до 80 % полученных предприятиями доходов, хотя налог на прибыли представляет лишь С % (во многих развитых странах он высший). Вместе с тем общая сумма льгот из налогообложения представляла в 1999 г. 39,7 млрд. грн. (что в 1,2 раза больше доходов сведенного бюджета страны), а прямые потери бюджета от использования права на льготное налогообложение составляли почти 20 млрд. грн.

В Украине также преобладают  косвенные налоги, которые являются несправедливыми для беднейших слоев населения, но существует недостаточно прогрессивная шкала подоходного налога. Нет также рационального распределения финансовых ресурсов между центральным и местными бюджетами.

Информация о работе Политэкономия