Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций
Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.
В свою очередь, например, регулирования банковской ликвидности осуществляется такими методами: центральные банки развитых стран мира, во-первых, регламентируют соотношение между кассовыми резервами банков и депозитами, между резервными активами и депозитами, между займами и депозитами. Во-вторых, кроме того, банки Англии, например, обязаны вносить часть аккумулированных средств на специальный счет в центральный банк. По этому счету они получают процент, который равняется средней ставке за казначейские векселя на последних торгах. Банки также обязаны вносить на специальный счет центрального банка дополнительные специальные депозиты в случае, когда прирост процентов на вклады превышает установленную центральным банком норму. Резервная норма, согласно решению центрального банка США, может колебаться в определенных, но незначительных границах. При этих условиях расширения кредита коммерческих банков зависит от наращивания банковских пассивов, но должны превышать сумму такого прироста более как в 5 раз. С повышением резервной нормы центральным банком банковские обороты уменьшаются, а с ее уменьшением - возрастают. Подсчитано, что при увеличении нормы обязательных резервов с 10 % до 12 % при условиях неизменности предложения резервов вклады снижаются почти на 20 %. С ростом резервов банка его возможности предоставления кредитов своим клиентам также увеличиваются.
В-третьих, через продажу или куплю ценных бумаг или предоставление банкам кредитов. Так, когда центральный банк США покупает часть ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.), то полученные при этом средства оседают в банках и за счет этого увеличивается предоставление кредитов. Чтобы достичь обратного эффекта, центральный банк продает часть ценных бумаг и замораживает использование полученных средств. Центральный банк Англии для ограничения банковской денежной наличности продает ценные бумаги банкам или частному сектору за пределами банковской системы. Количество денежной наличности в банках уменьшается, поскольку покупатели для оплаты ценных бумаг снимают средства со своих счетов в банках.
Второе направление
денежно-кредитное
Третье направление денежно-кредитного регулирования - регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии. При благоприятной экономической конъюнктуре осуществляется политика ограничения объема кредитов и сокращение денежной эмиссии (т.н. политика рестрикции). При условиях ухудшения экономической конъюнктуры центральный банк осуществляет политику на увеличение банковских займов и денежной эмиссии (т.н. политика кредитной экспансии). Процент, по которому банки предоставляют займы своим клиентам, зависит в СИТА, прежде всего, от величины процента за кредиты Федеральной резервной системы, которые она предоставляет коммерческим и другим кредитным учреждениям. Точнее, величина процента за кредиты ФРС является нижней границей эффективности предоставления кредитов. Он получил название процентной ставки. Процент, по которому коммерческие банки предоставляют займы своим клиентам - коммерческий процент. Так, в 1985 г. учетная ставка в США составляла 7,5 %, а коммерческая (для первоклассных заемщиков) - 9.5 %. В Германии в 1995 г. учетная ставка (нижняя стоимость денег) составляла 4 %, повседневная ставка денежного рынка - 4,5 % , ломбардная (высочайшая) - 60 %. Подсчитано, что увеличение нормы процента на один пункт в развитой социальной ориентированной рыночной экономике сокращает инвестиции на оборудование на 10-15 %.
Для ограничения риска
в некоторых странах
Объемы кредитов регулируются прямыми и косвенными методами. К первым в Англии принадлежит требование к банкам размещать установленную центральным банком часть банковских ресурсов в краткосрочных государственных долговых обязательствах, депонировать часть привлеченных банками средств в центральном банке. Ко второй - расширения или ограничение выпуска государственных казначейских билетов, векселей, облигаций и т.п., изменение условий их купли-продажи, регулирование курса и доходов государственных облигаций и т.п.. В США для расширения кредитных возможностей взаимообразно-сберегательным учреждениям разрешается инвестировать до 20 % собственных активов в коммерческие бумаги, облигации корпораций и др.
При условиях НТР важное
значение имеет проведение государством
такой формы экономической
От начала современного этапа развертывания НТР (приблизительно из середины 70-х лет) в развитых странах Запада происходят важные качественные сдвиги в приоритетах научно-технического развития. Поскольку главной целью общегосударственной стратегии здесь провозглашено развитие высокотехнических областей (биотехнологии, электронно-вычислительной техники, комплексной автоматизации производства на основе новейших достижений электроники и робототехники, разветвленной информационной системы, создание новых композитных материалов, производства ядерной и термоядерной энергии, создание телекоммуникации с использованием лазерной техники и др.), то, соответственно, разрабатываются отраслевые научно-технические программы развития, осуществляется их финансирование. Характерным для этих стран есть интенсивное развитие НДДКР в сфере электроники и вычислительной техники, их следующее комплексное внедрение в сферу материального и нематериального производства.
Второй элемент осуществления научно-технической политики в развитых странах Запада - организационное и ресурсное обеспечения реализации ключевых направлений научно-технического прогресса. Основными звеньями этого элемента НТП есть: 1) распределение государственных ресурсов между разными секторами сферы научных исследований (частным и государственным, а в пределах последнего - между государственными лабораториями, вузами и между неприбыльными научными центрами) и выполнение исследований и разработок в государственных научных центрах; 2) функционирование государственной контрактной системы, с помощью которой осуществляется финансирование научно-исследовательских разработок и обеспечивается гарантированный рынок сбыта для промышленных корпораций; 3) косвенное государственное стимулирование НДДКР в частном секторе хозяйства через налоговую, амортизационную, патентную, антитрестовскую и внешнеторговую политику; 4) формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуре, обеспечение исследований и разработок, в том числе национальных служб научно-технической информации, стандартизации, статистики, изучение зарубежного опыта и международное сотрудничество; 5) усовершенствование и финансирование системы образования, подготовка и переподготовка кадров высшей квалификации.
Третьим основным элементом
осуществления научно-
Вместе с тем, с прямым
финансированием научно-
Проведение государством научно-технической политики связано с определенными проблемами, которая значительно ослабляет ее эффективность, усложняет достижение равновесия и сбалансированности в функционировании национального рынка. Это, прежде всего, значительная милитаризация экономики (в 1988 г. 80 % стоимости контрактов укладывались с Министерством обороны и космических исследований), отсутствие координационных центров, дублирование научных исследований, распыление финансовых средств, острый недостаток средств для проведения НДДКР во многих гражданских областях промышленности, сельского хозяйства, несвоевременная подготовка научных кадров, перенасыщение военных НДДКР и их недостаточное использование в гражданских областях, которое делает углубление разногласий между наукой и монополистической собственностью.
Еще одним важным элементом
хозяйственного механизма является
государственное регулирование
цен. Такое регулирование
В пределах отдельных
стран опосредствованное
В контексте опыта развитых стран мира относительно развития и функционирование хозяйственного механизма рассмотрим особенности становления такого механизма в Украине.
4.Становление механизма хозяйствования в Украине и пути его усовершенствования.
После распада СССР в
Украине было, как уже отмечалось,
разрушенное государственное
Вместе с тем важной составляющей индикативного планирования есть бюджетное планирование, в котором определяются ресурсы (затраты из бюджета) на решение определенных социальных, научно-технических и некоторых других программ. С 1995 г. индикативное планирование в Украине направляется на решение программ экономического и социального развития и такие программы разрабатываются ежегодно. Кроме того, был принят государственный план научно-технического развития страны на 1999-2005 гг.
Важными функциями индикативного планирования есть определения экономических рычагов и стимулов, административных регуляторов, формирование целевых комплексных программ, координация показателей индикативного плана с бюджетом страны и др.
Значительно тормозит процесс формирования эффективного хозяйственного механизма в Украине ее фискальная политика, основным элементом которой являются налоги. С помощью налогов у предприятий изымается до 80 % полученных предприятиями доходов, хотя налог на прибыли представляет лишь С % (во многих развитых странах он высший). Вместе с тем общая сумма льгот из налогообложения представляла в 1999 г. 39,7 млрд. грн. (что в 1,2 раза больше доходов сведенного бюджета страны), а прямые потери бюджета от использования права на льготное налогообложение составляли почти 20 млрд. грн.
В Украине также преобладают косвенные налоги, которые являются несправедливыми для беднейших слоев населения, но существует недостаточно прогрессивная шкала подоходного налога. Нет также рационального распределения финансовых ресурсов между центральным и местными бюджетами.