Политэкономия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций

Краткое описание

Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.

Файлы: 1 файл

М-политэкономия-лекции.doc

— 952.50 Кб (Скачать)

Переход к рыночной экономике, связанный с возникновением проблемы распределения дохода в обществе. Вопрос о том, как необходимо распределять доход, имеет давнюю и противоречивую историю. Отдельные экономисты считают, что основой стабильного развития экономики есть равенство в распределении дохода, другие придерживаются противоположной точки зрения, в соответствии с которой стремление к равенству в распределении дохода не может стимулировать рост производства и приводит к кризису экономики.

Основным аргументом в пользу равного распределения  дохода есть то, что он необходим для максимизации удовлетворения потребностей потребителей, то есть предельной полезности. Основным аргументом в пользу неравенства доходов есть необходимость сохранения стимулов к работе, производства продукции и возрастание дохода.

Для определения степени неравенства доходов в макроэкономической науке используют кривую Лоренца (приложение 1). Теоретическая возможность абсолютного равновесия в распределении доходов представленная на графику в виде биссектрисы угла координат, которое свидетельствует, что в обществе существует абсолютная равновесомая в распределении полученного дохода, то есть 20 % населения получат 20% дохода, а 40 % население - 40 % и т.д. При абсолютном неравенстве распределения доходов прямая ОЕ становится похожей на парус и показывает, насколько реальная  или фактическая ситуация отличается от идеальной. Участок между линией, которая обозначает абсолютное равенство распределения доходов, и кривой Лоренца отображает степень неравенства доходов. Чем больший этот участок, тем большая степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно одинаково, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез бы, то есть была бы лишь прямая ОЕ.

Чем больше кривая Лоренца  отвергается от прямой ОЕ, тем выше степень дифференциации денежных доходов населения. Исходя из этого, можно сказать, что неравенство доходов характеризуется степенью отклонения кривой Лоренца от биссектрисы угла координат. Это отклонение можно измерять через отношение площади фигуры между кривой Лоренца и прямой ОЕ к площади всего треугольника ОЕ. Так вычисляется показатель, который в литературе получил название коэффициента концентрации доходов, или коэффициента Джине, который еще называют индексом концентрации доходов. Коэффициент Джине показывает характер распределения всей суммы доходов населения между отдельными группами. При равномерном распределении доходов в обществе коэффициент Джине равняется О, чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем ближе этот коэффициент к 1.

         Значение коэффициента зависит от того, насколько мелкие группы населения анализируют исследователи. В идеале кривая Лоренца должна иметь вид кривой, а не ломаной линии (рис. 26). Коэффициент Джине в Украине в 1997 г. составлял 0,71-0,74, тогда как в Швеции - 0,304, США - 0,466. Как видим, социальное расслоение в Украине достигло критического уровня. Чтобы уменьшить социальное напряжение в обществе, необходимо изменить ситуацию с прожиточным минимумом как основным элементом социальной гарантии.

Вопрос об оптимизации распределения доходов имеет важное теоретическое и практическое значения. Его решение будет оказывать содействие наилучшему удовлетворению потребностей населения, будет стимулировать развитие производства.

Прожиточный минимум

 

Важным показателем уровня жизнь населения есть прожиточный минимум, к которому принадлежат затраты на продукты питания из расчета минимальных размеров их употребления, затраты на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи, исходя из структуры затрат на них в 10 % наименее обеспеченных семей.

Прожиточный минимум - это уровень дохода, который обеспечивает приобретение минимального набора материальных благ и услуг, которые удовлетворяют основные потребности человека в продуктах питания, непродовольственных товарах и услугах. Расчет прожиточного минимума основывается на данных обследования бюджетов семей с разным уровнем среднего дохода на душу населения. Эти показатели оценивались, исходя из динамики потребительских цен и структуры фактических затрат на приобретение соответствующих наборов товаров и услуг в среднем на семью. Прожиточный физиологический минимум характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарство, жилищно-коммунальные услуги). Потребление населением основных продуктов питания определяется с учетом прямого и косвенного их потребления всеми слоями населения. Потребительская корзина - это фиксированный набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения нормальных потребностей среднестатистической семьи, что обеспечивал бы ее нормальную жизнедеятельность. Верховная Рада Украины постановила Закон Украины "Об установлении прожиточного минимума на 2001 год". В соответствии с ним размер Прожиточного минимума при расчете на одного человека в 2000 г. составлял 270 грн. ежемесячно, в 2001 г. его размер увеличен до 311 грн. Установленные также размеры прожиточного минимума для основных социальных групп населения страны. Для детей до 6 лет прожиточный минимум в 2000 г. составлял 240 грн, в 2001 г. - 276 грн; для детей от 6 до 18 лет - соответственно 297 грн и 342 грн; для трудоспособных граждан - 287 грн и 331 грн; для тех, кто утратил работоспособность, - 216 грн и 248 грн. 80 коп. В структуре прожиточного минимума на 2001 г. 50 % приходится на продукты питания, приблизительно 26 % - на промышленные товары и около 20 % - затраты на услуги.   В бедных странах мира в затратной части бюджета семей после выплаты налогов и взносов на социальное страхование наибольшую частицу составляют затраты на питание. В зависимости от экономического уровня страны эта частица может существенным образом отличаться (например, в Германии - около 20 %, в Украине - около 65 %). Население, денежные доходы которого ниже прожиточного минимума, можно считать бедной. Прожиточный минимум, в отличие от биологического минимума, динамичный. Он изменяется соответственно социально-экономическому развитию общества. Но мировая практика показывает, что порог бедности значительно повышается через рост цен (инфляцию), что не означает увеличения уровня потребления и повышение уровня жизни людей. Осуществление в цивилизованном государстве политики социальной защиты определенных групп население оказывает содействие смягчению и решению проблем бедности.

Бедность есть одной  из важнейших характеристик неравенства  в распределении доходов. Уровень  бедности выступает информативным  показателем социально-экономического развития страны. Обычно бедность определяют как состояние, за которое экономических ресурсов не хватает для обеспечения определенного стандарта (нормального уровня) жизнедеятельности. Официальный уровень бедности фиксируется законодательно.

Социальная защита населения

 

Социальная  защита населения включает мероприятия, направленные на защиту граждан страны от экономической и социальной деградации не только через безработицу, а в случае потери или резкого сокращения доходов в результате заболеваний, производственной травмы, инвалидности, преклонного возраста и т. п.. Затраты на социальную защиту населения, конечно, зависят от возможностей экономики. В странах с развитой рыночной экономикой сложилась тройная система финансирования социальных программ, субъектами которой есть государство, работодатели и получатели социальных выплат.

Социальная защита - это государственная поддержка тех слоев населения, которые могут испытывать отрицательное влияние рыночных процессов, с целью обеспечения соответствующего жизненного уровня, то есть мероприятия, которые включают представления правовой, финансовой, материальной помощи отдельным гражданам, а также создание социальных гарантий для экономически активной части населения; комплекс   законодательно   закрепленных   гарантий,   которые противодействуют дестабилизирующим жизненным факторам (инфляции, спада производства, экономическому льду, безработице и т.п.).  

      Система социальных гарантий предусматривает предоставление социально важных благ и услуг гражданам без учета их трудового вклада и определения потребности (безвозмездные образование, лечение и т.п.). Минимальный уровень этих гарантий зависит от конкретных исторических условий, а также возможностей общества. К социальным гарантиям относятся также социальные льготы, то есть социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в границах определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды и др.) и обеспечением за счет налоговой бюджетной системы государства.

В структуре системы социальной защиты население можно выделить такие основные элементы: пенсионное страхование, страхование в связи с болезнью, страхование в связи с травмой на работе, страхование в связи с профессиональными заболеваниями, страхование в связи с потерей кормильца, страхование безработицы, защита материнства, гарантия минимального дохода, социальная помощь. Конечно, все эти элементы охвачены социальной политикой государства и государственным финансированием разной мерой. Социальную политику государства следует строить на трех уровнях с учетом экономического положения в стране, источников финансирования и возможностей регионов.

Первый уровень социальной политики государства - социальная помощь, которая гарантирует гражданам прожиточный минимум и возможность психофизического выживания. Второй уровень - социальное обеспечение, которое гарантирует нормальный      уровень      существования      человека (возмещении потерь регулярного дохода, компенсация дополнительных затрат в связи с инфляцией, предотвращение причин, которые приводят к потере регулярной прибыли, и т.п.). Третий уровень - социальные услуги, которые обеспечивают трудовую активность, участие в общественной жизни (программы профессиональной переквалификации, создание дополнительных рабочих мест и т.п.). Такой подход предусматривает изменение социальных функций государства. С одной стороны, она должна создавать условия для того, чтобы население было способно собственными силами решать большинство социальных проблем, с другого – предоставлять определенную помощь гражданам и их семьям, если они по разной причине не могут собственными силами поддерживать необходимый минимальный жизненный уровень. Это требует новых подходов к социальной защите населения. Следует учитывать, что экономика социальной защиты еще недостаточно эффективна даже в высокоразвитых странах. Что касается Украины, то в ней экономика социальной защиты населения находится на начальной стадии развития. Неотложными мероприятиями из реформирования системы социальной защиты является внедрение механизмов адресной помощи наиболее незащищенным слоям населения с одновременной постепенной ликвидацией практики представления ее через дотации и льготы всем категориям населения независимо от уровня их доходов.

 

Литература

1. Самуэльсон П. Экономика: Вводный курс: В 2 т.: Пер. с англ. - М: Алфавит, 1993. - Т.1. - 430 с. - Т.2. - 33 Г с.

2. Макконнел  К.Р.,   Брю   С.Л.   Экономикс:   Принципы,   проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. - М: Республика, 1993. — Т.1.-399с.-Т.2.-400с.

3. Бевентер Э., Хампе И. Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях: Пер. с нем. — М.: Республика, 1993. - 176с.

4. Пруссова Л.Г. Основи  ринкової економіки. - К.: Полираф-книга, 1993.-304с

5. Основы    предпринимательства:    Экономическая    теория,    мар кетинг, финансовый менеджмент. — М.: Финансы и статистика, Г995.-393С.

6. Петюх   В.Н.   Рыночная   экономика:   Настольная   книга  дело вого человека. - К.: Урожай, 1995. — 432 с.

7. Галчинський А. та ін. Основи економічних теорій: Підручн. - К.: Вища школа, 1995. - 471 с.

8. Современная экономика  /Под ред. О.Ю.  Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. -464 с.: ил.

9. Михайлушкин   А.И.,   Шимко   П.Д.   Основы   рыночной  эко номики: Курс лекций для  абитуриентов. -СПб.: Петропресса, 1996.-251с              

10. Современный    экономический    словарь    /Б.А. Райзберг, Л.Ш.   Лозовский,  Е.Б. Стародубцева. - М.: Инфра-М, Г996. - 494 с.

11.Лебедев О.Т., Каньковская  А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы эконо  мики. - СПб.: МиМ, 1997. - 224 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 12  ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ

           В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, ценовой политики государства представляют большой практический интерес для всех участников рынка, и в первую очередь, для предпринимателей.

Ключевым элементом  рыночной экономики является цена, ценообразование, ценовая политика.

Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой.

Но что стоит за спросом и  предложением? Различные направления экономической теории предлагают различные ответы на этот вопрос.        Классическая экономическая теория полагала, что в основе цены, которая устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности (меновая цена), лежат затраты на производство этого товара. Таким образом, цена товара определяется, прежде всего, издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы. Как писал Адам Смит, “в целом цена все же сводится непосредственно или в конечном счете - к трем составным частям: ренте, заработной плате и прибыли”.

Согласно выработанному  неоклассической теорией подходу  цена товара определяется двумя принципами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обуславливается степенью полезности товара. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства товара. Цены формируются не посредством их “усреднения”, а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами, как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены. Маршалл писал: “Принцип “издержек производства” и принцип “конечной полезности”, без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц”. Подобную модель ценообразования можно назвать двухфакторной.

Информация о работе Политэкономия