Политэкономия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций

Краткое описание

Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.

Файлы: 1 файл

М-политэкономия-лекции.doc

— 952.50 Кб (Скачать)

Ядро системы управления в экономике - целенаправленное влияние  на нужды, интересы и цели отдельных  индивидов, коллективов людей, слоев  и прослоек для достижения поставленной цели. Основные объекты этой системы - общественное производство вообще (общая  форма), отдельные сферы, области народного хозяйства, отдельные сферы общественного воспроизведения, определенные элементы (или подсистемы) экономической системы, отношения собственности, продуктивные силы, технико-экономические отношения и т.п. (частичная форма) и отдельные предприятия, организации и учреждения (единичная форма).

Политэкономический аспект данной категории предусматривает, прежде всего, выделение объективно-субъектных отношений. Если их объектом в обобщенном виде есть народное хозяйство страны или национальная экономическая система, то она задевает интересы основных классов и социальных слоев, субъектов хозяйствования. Поскольку процесс управления осуществляется, прежде всего, государством, а последняя использует для этого не только экономические средства и рычаги, а и правовые и административные, то хозяйственный механизм выражает не только определенную систему экономических отношений между разными субъектами относительно управления народным хозяйством, но и надстроечных, прежде всего правовых.

Затем из системы экономических  отношений необходимо выделить подсистему отношений, связанных с экономической  собственностью, в т.ч. управление собственностью. Поэтому хозяйственный механизм в политэкономическом контексте  выражает совокупность производственных отношений между государством, с одной стороны, и субъектами хозяйствования со второго, а также между субъектами рыночной экономики по поводу использования разных форм и методов управления народным хозяйством и саморегулирование, прежде всего, экономической собственности.

В последней категории, как отмечалось, выделяются количественный и качественный аспекты, поэтому  хозяйственный механизм включает процесс  управления как разными объектами  собственности (средствами производства, ценными бумагами, денежной массой и др.), так и отношениями между людьми (классами, социальными слоями и т.п.) по поводу присвоения этих объектов.

Вместе с тем, такое  определение хозяйственного механизма  охватывает, большей частью, его  сущность на высшей стадии капитализма, ядром которого является государственное регулирование. Поскольку вторым важнейшим таким элементом является рыночное саморегулирование экономики, и оно преобладало на низшей стадии капитализма, а между ним и государственным происходит сложное взаимодействие, то категория "хозяйственный механизм" при современных условиях выражает более сложную совокупность элементов и отношений. Кроме того, еще одной составляющей данного механизма является сверх национальное регулирование. Об этом речь будет идти дальше.

Сущность хозяйственного механизма полнее раскрывается в его функциях.

Как отмечалось, в пределах одной общественно-экономической  формации действуют законы, присущие как всему общественному способу  производства (т.е. производственным отношениям в их взаимодействии с продуктивными силами), так и четырем отдельным подсистемам. Поскольку экономический закон выражает внутренние, необходимые, постоянные и существенные связи, прежде всего, между противоположными сторонами явлений и процессов хозяйственной жизни, то он имеет и свои конкретные формы проявления. Система экономических законов находит свое выражение в системе экономических категорий. К ней, в частности, принадлежат товар, потребительская стоимость, цена, себестоимость, прибыль и т.п. К хозяйственному механизму непосредственно входят все конкретные формы экономических законов экономической системы. Поэтому с точки зрения соотношения хозяйственного механизма и экономических законов всей экономической системы или общественного способа производства логически вытекает, что хозяйственный механизм является механизмом использования экономических законов.

           Первое условие такого использования  - познание экономических законов,  условий, за которые действует  определенный закон. Так, содержанием  закона стоимости есть, прежде всего, обмен эквивалентов, т.е. обмен товара на товар, за который общественное необходимые затраты работы на производство одного товара обмениваются на равнозначное количество общественное необходимой работы на изготовление другого товара. Такой механизм нужно установить, прежде всего, относительно обмена товаров промышленности и сельского хозяйства.

Поскольку существуют также  законы развития продуктивных сил, технико-экономических  отношений, организационно-экономических  и       производственных отношений (или экономических отношений собственности),      то хозяйственный механизм может быть локальным - как механизм использования законов каждой из этих подсистем. Таким образом, использование экономических законов (общесистемных, подсистемных) является важнейшей функцией хозяйственного механизма.

Вторая по значению его  функция, если выделять ее с точки  зрения всего общественного способа  производства, - решение социально-экономических  разногласий. Она вытекает с предыдущей, так как каждый экономический  закон содержит в себе разногласие. Вместе с тем, поскольку явление или процесс более богатый чем закон, эта функция направлена на решение более широкого круга разногласий, чем те, что имеющиеся в пределах законов. К таким разногласиям, если выходить из принципа примату производства принадлежат разногласию самой системы продуктивных сил (например, между уровнем техники с одной стороны, уровнем образования и квалификации рабочей силы - со второго), между системой продуктивных сил и ее вещевой формой (например, между уровнем развития техники и достигнутой степенью концентрации производства, его специализации и т.п.), между технологическим способом производства и его общественной формой, а также разногласия в пределах самой общественной формы (например, между прибылью и заработной платой, между монополистической и государственной собственностью и т.п.). Важнейшее значение для реализации этой функции имеет использование разногласия между продуктивными силами и производственными отношениями, а также основного разногласия общественного способа производства.

Третья функция хозяйственного механизма - реализация отношений собственности. В ее границах решающая роль принадлежит  хозяйственному механизму в экономической  реализации собственности на средства производства. Выполнение этой функции должны направляться на то, чтобы отношения собственности оказывали содействие развитию всей системы продуктивных сил, прежде всего основной продуктивной силы - человека, непосредственного работника. Нужно добиться в пределах экономической системы существования плюрализма форм собственности, конкурирование и сотрудничества разных конкретных форм собственности. Конкретными формами реализации отношений собственности есть непосредственное присвоение необходимой и дополнительной прибыли в разных формах.

При условиях плюрализма форм собственности субъекты форм собственности (трудовые коллективы, предприниматели, государство и т.п.) должны присваивать, прежде всего, часть созданной прибыли, иметь возможность использовать его для расширения производства, создание лучших условий работы и т.п..

Четвертая важная функция  хозяйственного механизма - всестороннее развитие человека, ее нужд (материальных и духовных), интересов, стимулов. Поскольку  человек есть биосоциальным существом, то роль хозяйственного механизма заключается в развитии как биологического, так и социального аспектов ее сущности. В первом случае необходимо добиться оптимального гармонического соотношения человека с природой, не допустить экологического кризиса, создать такую эколого-экономичную систему, в которой органически объединялись бы экономические условия жизнедеятельности человека (условия ее работы, образования, обретение квалификации и т.п.) с сохранением окружающей среды, нормальным расширенным воспроизведением в Украине и других странах, где эта проблема диктуется особенностями национального развития человеческой популяции, гармоническим взаимодействием цивилизации и природы. Во втором случае задачи хозяйственного механизма заключается в том, чтобы человек стал активным субъектом производственных отношений или отношений экономической собственности, а также социальных, политических, правовик, культурных отношений, чтобы в каждой из этих сфер могла реализоваться ее социальная природа. Другими словами, речь идет о том, чтобы человек мог принимать участие в политической жизни, усовершенствовании законов, в развитии культуры, искусства и т.п.. В последнем случае хозяйственный механизм приобретает признаки социального. Поскольку человек вступает в отношения с другими людьми, задача хозяйственного механизма состоит в том, чтобы согласовывать, прежде всего, экономические интересы людей.

Кроме этих важнейших  функций, хозяйственный механизм выполняет  и второстепенные, например, стимулирование научно-технического прогресса, рациональное использование ресурсов и т.п..

Если обобщить основные функции хозяйственного механизма, то он должны обеспечить активное взаимодействие всех элементов экономической системы (продуктивных сил, технико-экономических, организационно-экономических и  производственных отношений) во всех сферах общественного воспроизведения, а также всех компонентов каждого из названных элементов.

Чтобы реализовать эту  цель при условиях экономической  системы в Украине, ее глубокого  кризиса, нужно, прежде всего, создать  научно обоснованную экономическую программу и на этой основе выработать долгосрочную социально-экономическую политику правительства. Следующий шаг - создание соответствующей законодательной правовой базы политики реформ.

1.2. Основные элементы  хозяйственного механизма. Такими элементами, как уже отмечалось, есть рыночное саморегулирование, государственное регулирование и наднациональное регулирование.

Рыночное саморегулирование  или механизм рыночной экономики  осуществлялся через механизм свободной  конкуренции, т.е. конкуренции, на которую не влияют монополии (в т.ч. олигополии), государство (последняя лишь следит за соблюдением правил такой конкуренции), профсоюза (которых западные экономисты считают монополистами на рынке рабочей силы), свободного ценообразования (цены устанавливаются лишь на рынке под влиянием стихийного перелива капитала на отраслевом и межотраслевом уровнях), вследствие чего обеспечивается определенная пропорциональность развития экономики. Такой механизм регулирования получил название "невидимой руки". Его основой была частная капиталистическая собственность и производные от нее частные интересы, полная экономическая свобода предпринимателей.

Естественной движущей силой экономического развития тогда  было стремление индивида к реализации своих интересов. Беспокоясь о них, такой экономически свободный человек улучшает свое благосостояние, приумножает богатство общества. Разногласия между индивидом и обществом не существует. Понимая, что при условиях свободы хозяйственной деятельности и свободы торговли некоторые индивиды могут договариваться о повышении цен или отдельный субъект хозяйствования будет стремиться к безграничному присвоению прибыли, А. Смит считал, что интересы таких индивидов гармонизирует конкуренция, что она является регулятором личного эгоизма, благодаря чему достигается экономическое равновесие, конкуренция выравнивает спрос и предложение, восстанавливает пропорциональность и т.п., т.е. осуществляется саморегулирование экономики.

В рыночной экономике  государству принадлежит второстепенная роль, она выполняет те функции, которые не может выполнить отдельный индивид или сделает он это экономически неэффективно. Такими функциями есть:

организация общественного  порядка, государственной почтовой службы, внедрение обязательного  школьного обучения, обеспечение национальной обороны, эмиссия крупных банкнот, строительство некоторых общественных сооружений (дорог, мостов и т.п.) и удержание их в надлежащем состоянии.

В экономической теории практика такого регулирования получила название "либерального" (от слова liberalis - свободный).

Развивая такие идеи относительно реалий настоящего, представители  неолиберализму (Л. Мизэс, Ф. Хаек, М. Фридмэн, Л. Эрхард и др.) хотя и сознают  невозможность полного устранения государства от влияния на экономику, вместе с тем утверждают, что государство должно осуществлять опосредствованное и ограниченное регулирования через денежно-кредитную политику. Людвиг Эрхард заявлял, например, что государство должно вести себя как судья на футбольном поле - не вмешиваться в игру до тех пор, пока не будут затронуты правила игры. Такая позиция главы правительства есть непонятной, поскольку государство, придерживаясь такой фразеологии, строила современное футбольное поле (экономическую инфраструктуру), устанавливала для игроков минимальную заработную плату, забирала в них часть заработной платы и т.п.. Подобной идеологии придерживались отдельные руководители правительства в Украине, называя себя либералами, которые, разумеется, расходилось с их действиями в правительстве относительно управления народным хозяйством. Приблизительно так действовал один из персонажей пьесы Мольера: не подозревал того, что он всю жизнь разговаривал прозой.

Механизм рыночного  регулирования экономики был  доминирующим в течение около  четырех столетий (т.е. на низшей стадии развития капитализма) - максимум к кризису 1929-1933 гг.

Впервые в западной экономической  литературе XX ст. его невозможность  признал Дж. Кейнс, обосновав при  этом необходимость широкомасштабного  регулирования экономики и его  методы. Он утверждал, что расширение функций правительства - единое практическое средство избегнуть полнейшего разрушения существующих экономических форм. Близкий по смыслу вывод был сделан на Международной конференции ООН по проблемам окружающей среды и будущее развития цивилизации, которая проводилась в июне 1992 г. на равные глав и правительств государств; важнейшими выводами которой были:

1) спасти человечество  в пределах рыночной системы,  движущей силой которой есть  частная собственность, невозможно, поскольку она основывается на стремлении к неудержимому росту потребления и приводит к резкой поляризации уровня жизни;

Информация о работе Политэкономия