Политэкономия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций

Краткое описание

Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.

Файлы: 1 файл

М-политэкономия-лекции.doc

— 952.50 Кб (Скачать)

Если планомерность  превратилась из тенденции на закономерность и экономика современных передовых  стран стала планомерно управляемой, то и экономике Украины нужно использовать систему планирования и рыночный механизм. Французский экономист Ж. Сапир, анализируя пути выхода из кризиса экономик стран СНГ и их стабилизации, достаточно обоснованно отмечает, что для успешного усиления коммерческих норм поведения ныне фирмам не хватает определенной формы планирования. "Одно это слово в наше время вызывает ужас, - делает замечание ученый, - и все же его следует реабилитировать. Ни одна коммерциализация, ни одна приватизация не возможна, если горизонт принятия решений экономических агентов ограничен. Именно государственной власти свойственно найти способ расширения этого горизонта, так как иначе любой экономический расчет теряет силу".

Поэтому архаическими относительно настоящего есть взгляды отдельных представителей неоклассического направления, в частности Ф. Хаека, который назвал планирование рабством. Опровергая их, известный американский экономист Б. Селигмен обоснованно утверждал: "Главная проблема не в том, нужны планирование и контроль, а, прежде всего, в том, кто будет утверждать планы - господствующая элита, в частности узкий круг частных лиц, или общество вообще".

Поскольку при условиях капитализма планы разрабатываются  и контролируются господствующей элитой, это означает развитие государственной капиталистической планомерности, основным содержанием которой является планомерное изъятие прибылей.

Тремя главными формами  планирования есть директивное, индикативное и стратегическое. Директивное (или императивное) планирование осуществлялось в СССР и означало централизовано доведение обязательных задач к предприятиям (что и сколько вырабатывать, по какой цене продавать, а также централизованное обеспечение ресурсами), что сковывало их инициативу, приводило к росту товарноматериальных запасов, усиление затратного характера экономики, снижение эффективности производства и т.п..

Индикативное (т.е. рекомендательное) планирование предусматривает установление государством основных макроэкономических показателей, систему экономических  стимулов и прямых и опосредствованных рычагов, которые ориентируют субъектов хозяйствования на выполнение планов, а также обеспечение их необходимой информацией. В отличие от директивного, индикативное планирование в значительной мере сводится к ориентации экономической деятельности товаропроизводителей.

Такое планирование, начатое  во Франции и Нидерландах, в 60-те года приобрело распространение  в других развитых странах. В США  планирования осуществляется, прежде всего, в форме бюджетных и  финансовых планов, долгосрочных планов в Японии, стратегических - в странах ЕС и т.п.. Механизм реализации таких планов также предусматривает согласование национальных приоритетов, заложенных в них (планах) с союзами предпринимателей и профсоюзами.

Наиболее распространенными  есть срочные индикативные планы. В Франции, например, реализуется 12-и пятилетний план. Основными функциями индикативного планирования, в которых комплексно раскрывается его сущность, есть обоснования целей и стабильных темпов экономического роста, формирование важнейших направлений экономической политики, обоснование приоритетов в развитии экономики и разработка целевых комплексных программ, выбор комплекса экономических рычагов и стимулов в сочетании с административными и правовыми средствами, координация показателей индикативного плана и государственного бюджета.

Различают также отраслевое индикативное планирование, региональное и планирование на предприятии ( бизнес-планирование).

Стратегическое планирование касается, прежде всего, стратегии поведения  на рынке и направленное на выживание национальной экономики при любых условиях путем управления изменениями, проведение наиболее важных мероприятий.

Программирование национальной экономики означает комплексный  анализ ее состояния, выявление важнейших  проблем, которые не могут быть решены с помощью рыночных рычагов, а  затем, разработку и реализацию отдельных  стратегических программ. Вместе с  тем в современной литературе программирования экономики рассматривают как систему ее регулирования (прежде всего, долгосрочного) на основе общехозяйственных программ. В данном случае экономическое программирование совпадает с индикативным планированием.

Основой программирования является структурное регулирование экономики (или структурное программирование), которое является высшей формой экономического регулирования на национальном уровне, имеет системный (в т.ч. комплексный) характер и базируется на выполнении долго- ( 10-20 лет), средне- ( 4-5 лет) и краткосрочных программ. За уровнем охвата выделяют целые комплексно-целевые народнохозяйственные программы, программы социально-экономического развития, научно-технические и др.

Наилучшей формой планирования является разработка, принятие и воплощение национального демократического экономического планирования, которое является важной составляющей народной экономики. Такое планирование означает использование императивных планов для государственного сектору (частица которого должны представлять С-35 %) и индикативных для негосударственного сектору (на трудовую коллективную собственность должны приходиться к 45-50 % совокупной собственности, на частную -15-20 %), что сопровождается составлением целевых комплексных программ приоритетных направлений развития народного хозяйства, преобладанием экономических методов регулирования и территориального комплексного управления вместо отраслевого. Основными средствами реализации национального демократического экономического планирования есть научно обоснованная промышленная, структурная, инновационная, налоговая, финансово-кредитная, региональная, амортизационная и другие формы политики. Вообще такое планирование предусматривает рациональное объединение государственного регулирования с рыночными рычагами саморегулирования по доминированию первого.

Планирование и программирование экономики тесно связаны с  ее прогнозированием, т.е. научным предусмотренном  тенденций развития экономики на перспективу, прежде всего, таких макроэкономических показателей, как темпы экономического роста, конъюнктура рынка, тенденции развития науки и техники, структурные изменения в пределах технологического способа производства и экономической собственности и т.п..

3.Основные методы государственного  регулирования экономики (финансовая, фискальная, денежно-кредитная научно-техническая политика).

Методом прямого регулирования  экономики есть, прежде всего, финансовая политика, которая является составляющей финансовой системы. Поэтому рассмотрим предварительно сущность последней.

Понятие "финансы" происходит от лат. financia, что означает доход, платеж;

в период позднего феодализма оно рассматривалось как финансовый платеж; на начальных этапах развития капитализма - как денежные ресурсы, которые мобилизуются государством для выполнения собственных функций. В современных условиях в наиболее обобщенной форме финансы в политэкономическом аспекте выражают отношения экономической собственности, которые составляются между разными субъектами относительно формирования и присвоения денежных доходов в процессе капиталистического воспроизведения. Конкретнее финансы выражают, с одной стороны, отношения между государством, предприятиями и гражданами по поводу присвоения денежных доходов, а со второй - это денежные фонды и финансовые ресурсы, которые опосредствуют движение материальных и человеческих ресурсов.

Хотя понятие "финансы" органически связано с денежными  отношениями, но оно уже от последних, так как охватывает лишь ту их часть, которая отображает процесс производства и реализации товаров и услуг, а также распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и, прежде всего, национального дохода.

Сущность финансов полнее оказывается в их функциях. Основными  функциями финансов есть, во-первых, накопления необходимого количества денежных фондов (в том числе капитала) для осуществления процесса расширенного воспроизведения продуктивных сил и, прежде всего, основной продуктивной силы - человека-работника. Во-вторых, регулирование государством с помощью финансов развития экономической системы, в частности технологического способа производства и отношений собственности. В пределах этой функции выделяют контрольную функцию финансов, которая предусматривает контроль государства за порядком аккумулирования и распределения денежных средств предприятиями, финансово-кредитными институтами и организациями. В-третьих, распределительная функция, которая состоит в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта, в том числе национального дохода, между отдельными сферами, областями, социальными слоями и группами.

Основными субъектами финансовой системы являются государственные  финансы, финансы предприятий и  организаций и финансы населения.

Государственные финансы - совокупность денежных фондов, которые  аккумулируют в руках государства и используются для выполнения ее (государства) социально-экономических функций. Составные элементы государственных финансов - государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.

Финансы предприятий  и организаций - совокупность денежных ресурсов для осуществления процесса воспроизведения (т.е. производства, обмена, распределения и потребление) в пределах предприятия или организации (финансы тех организаций, которые не занимаются коммерческой деятельностью).

Финансы населения - денежные ресурсы, которые формируются у жителей страны из доходов, полученных от трудовой и хозяйственной деятельности или с наследства и направляются на приумножение их собственности. Составным звеном финансов населения есть финансы домашних хозяйств.

Кроме названных субъектов финансовой системы выделяют финансы, связанные с личным и имущественным страхованием граждан. В процессе взаимодействия всех сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с комплексом соответствующих форм и методов их аккумулирования, перераспределения и использование, формируется целостная финансовая система.

На основе вышесказанного можно дать такое определение  финансовой системы: это совокупность финансовых отношений между экономическими субъектами по поводу присвоения разных видов финансовых ресурсов и взаимодействия между ними в сферах общественного воспроизведения. Такие отношения являются важной подсистемой отношений экономической собственности. Отношения экономической собственности в пределах финансовой системы воплощаются на практике благодаря таким организационным мероприятиям, как составление и использование бюджета, разных платежей в бюджет и др. Основными звеньями финансовой системы есть государственные (центральные) финансы, финансы местных органов власти, государственных предприятий и специальный фондов.

Важнейшим звеном финансов при современных условиях есть государственные  финансы. Если на низшей стадии капитализма  они выполняли, большей частью, фискальную функцию, то при современных условиях - важную возобновляющую) функцию относительно расширенного воспроизведения экономической системы капитализма. Это оказывается в значительном влиянии государственных финансов на поддержание темпов экономического роста, проведение структурной политики (прежде всего, относительно развития наукоемких и капиталоемких областей промышленности), в развитии основной продуктивной силы и т.п.. Наилучше такая функция государственных финансов воплощается в затратах современного государства на экономические и социальные цели, о чем уже шло при рассмотрении государственного бюджета. Такую финансовую политику можно определить как форму экономической политики, которая предусматривает совокупность рычагов государства относительно мобилизации финансовых ресурсов для выполнения положенных на нее функций.

Вообще формирование государственных бюджетов через  механизм налогов и осуществление  на этой основе государственных затрат есть основным инструментом фискальной политики (или налогово-бюджетной). В западной экономической литературе понятия "дискреционная" (или активная) фискальная политика отображает комплекс государственных мероприятий по изменению налогообложения, манипулирование налогами, с одной стороны, и затратами, прежде всего, изменением структуры государственной закупки товаров и услуг по второй стороне.

Важнейшими целями фискальной политики есть стабилизация темпов экономического роста, уменьшение амплитуды колебаний  экономического цикла, недопущение  высоких темпов инфляции.

Среди этих рычагов большую  роль сыграет проведение реформ в  налогообложении предприятий разных секторов экономики. Использование налогов, как средства регулирования экономики осуществляется через снижение налоговых ставок или их временной отмены на часть прибылей, которые направляются на инвестиции, на проведение НДДКР, создание рабочих мест, ускоренное развитие отдельных областей, регионов, видов полезных ископаемых и т.п., на охрану окружающей среды и др.

После Второй мировой  войны (до 1957 г.) прибыли компаний США  до 25 тыс. долл. облагались налогами по ставке 25 %, а выше этой суммы - по ставке 48 %. Постепенно происходило сокращение верхней шкалы налогообложения монополий. В 1987-1988 финансовом годе максимальная ставка налога на прибыль снизилась до 34 %. Значительно низшими прудами облагается налогами малый бизнес.

Рядом с этим активная фискальная политика предусматривает изменение структуры трансфертных затрат (например, между затратами на помощь безработным и выплатой пенсий разным категориям работников), резкое увеличение или уменьшения затрат на проведение общественных работ.

Другой разновидностью фискальной политики есть пассивная  фискальная политика, которая означает автоматическое изменение уровня государственных  налогов и затрат, прежде всего, использование  автоматических стабилизаторов. Последние  означают такие экономические механизмы, которые уменьшают амплитуду циклических колебаний экономики без прямого влияния государства, которое достигается путем применения прогрессивного подоходного налога, предоставление субсидий фермерам и др.

Следующей формой экономической политики в пределах государственного регулирования экономики есть проведения денежно-кредитной политики и соответствующего типа регулирования.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность форм, методов  и рычагов государственного влияния  на денежно-кредитную сферу. Основными направлениями такого регулирования есть: 1) управление государственным долгом; 2) регулирование банковской ликвидности и 3) регулирование объема кредитных операций, денежной эмиссии, риска и ликвидности.

Информация о работе Политэкономия