Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций
Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.
Наиболее адекватными потребностями развития производительных сил оказались законы товарного производства и предпринимательства. В конечном счете они обусловили как образование мирового хозяйства, так и его дальнейшее развитие. Известно, что сущность предпринимательства состоит в стремлении к самовозрастанию капитала. Любую преграду капитал расценивает как ограничение, которое обязательно должно быть преодолено. Выход капитала за национальные границы неотделим от становления и развития предпринимательства и мирового хозяйства. Отсюда общим в современных составных частях социально-экономической подсистемы мирового хозяйства является развитие товарно-денежных отношений на основе многоукладной экономики, конкуренции между укладами, которые в наиболее общей форме отражают последствия развития предпринимательства как в национальных границах, так и вне их. При этом именно предпринимательство является одновременно и причиной, и следствием глубинных процессов в производительных силах, которые в национальных границах на определенном этапе ограничивают стремление к самовозрастанию капитала.
Особенным в различных составляющих социально-экономической подсистемы мирового хозяйства являются различные уровень и характер развития производительных сил в их взаимосвязи с организационно-экономическими отношениями и различия в государственном регулировании хозяйственной жизни.
Внутри каждой из составляющих существуют свои степени различий, поскольку каждая из них не является однородной (США и Испания, Аргентина и Малави). Динамизм производственных и общественных процессов отражает эту неоднородность, особенно с точки зрения трансформации отношений собственности и менеджмента. Подобные преобразования должны, прежде всего, способствовать изменению структуры производства и экспорта в соответствии с критериями мирового рынка.
В группе стран, переходной от централизованно управляемой к рыночной экономике, по различиям в уровнях трансформации экономики по пути продвижения к рынку и в государственном регулировании хозяйственной жизни различают по крайней мере четыре группы стран: 1) страны, которые активно приближаются к рыночной экономике (Венгрия, Чехия, Польша, страны Балтии); 2) страны, которые приближаются к рынку, используя институты командно-административной системы (Китай, Вьетнам); 3) страны, которые возникли в результате распада бывшего СССР и еще не совсем определились в подходах к развитию рыночных отношений, поэтому находятся в начальной стадии хаотичного движения к рынку; 4) страны, которые пытаются развивать отдельные элементы рынка под влиянием объективной реальности (Куба, Северная Корея).
Страны, которые принимают
участие в международном
В своей совокупности особенности действия экономических законов в мировом хозяйстве отражают усовершенствованные формы и культуру хозяйствования, которые выкристаллизовываются в процессе общественного отбора, происходящего одновременно с развитием и углублением международного разделения труда. Один процесс дает обществу возможность неуклонно повышать эффективность труда, другой - более рационально организовывать общественное производство и продуктивнее распоряжаться его результатами. Дополняя и стимулируя друг друга, эти процессы обусловливают развитие мирового хозяйства.
Организационно-экономическую
Региональная подструктура мирового хозяйства представлена экономическими объединениями стран, которые основываются на территориальном принципе и имеют целью решение широкого круга экономических проблем. К ней принадлежат межгосударственные региональные общеэкономические объединения и региональные экономические комиссии Организации Объединенных Наций (ООН).
Функциональная подструктура представлена межгосударственными экономическими организациями по определенным вопросам функционирования мирового хозяйства. Это специализированные экономические объединения ООН по общефункциональным и отраслевым направлениям; межгосударственные отраслевые организации; международные отраслевые организации предпринимателей; международные кооперативные организации.
В региональной подструктуре выделяют экономические интеграционные объединения, которые действуют на основе комплекса общих экономических интересов. Жизнедеятельность этих объединений обеспечивают также географическая и культурная близость, природный фактор, общность научных интересов различных стран региона. Экономический и экологический аспекты современного этапа развития науки и техники расширяют сферу взаимных интересов. Организационно-экономические условия, межгосударственная унификация общественных потребностей способствуют созданию предпосылок для совместных действий.
Из межгосударственных региональных экономических объединений в Европе можно выделить: ЕС, ЕFТА, NАЕ. В ЕС (Европейское Сообщество, с 1 января 1994 г. – Европейский Союз), в состав которого входят Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Финляндия и Австрия, преобладают центростремительные тенденции. Сегодня этот Союз трансформируется в целостное хозяйственно-политическое образование: осуществляется постепенный переход от национальных экономических структур к целостной евроэкономике.
Региональная структура современного мирового хозяйства соответствует, прежде всего, тенденции к объединению индивидуальных, монополистических и национальных капиталов. Это обусловлено как логикой развития производительных сил, так и потребностями разделения труда, специализацией и кооперацией производства, его концентрацией и централизацией.
Региональные экономические комиссии ООН (ЕСЕ – Экономическая комиссия для Европы; ЕSКАР – Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана; ЕСА – Экономическая комиссия для Африки; ЕСWФ – Экономическая комиссия для Латинской Америки) призваны содействовать экономическому развитию и сотрудничеству стран соответствующего региона, проводить исследования, разрабатывать рекомендации правительствам соответствующих стран. Имея развитые институциональные структуры, эти комиссии определяют первоначальные направления своей деятельности, исходя из конкретных обстоятельств непропорциональности развития экономических основ двух тенденций – центробежной и центростремительной.
В региональной подструктуре мирового хозяйства следует различать общее и особенное.
Общее состоит в том,
что любые объединения
Функционирование мирового хозяйства означает дальнейшее углубление взаимозависимости его субъектов. Развитие региональной экономической интеграции усиливает координацию экономической политики, прежде всего, стран развитой рыночной экономики. Не всегда эти процессы проходят согласованно, хотя в этих странах достигнуто определенное общественное согласие о модели развития. Отсюда особенное в региональных подсистемах проявляется, во-первых, в специфике интересов отдельных членов подсистем, во-вторых, в неодинаковых возможностях различных экономических группировок в достижении общего интереса.
Таким образом, международная
экономическая интеграция основывается
на развитии производительных сил, международном
обобществлении производства благодаря
его интернационализации и
Кроме того, страны переходной – от централизованно управляемой к рыночной – экономики параллельно решают чрезвычайно сложную проблему становления своей государственности, делают попытку подвести под нее экономическую основу. Решение таких проблем замедляет экономические преобразования, поскольку отвлекает и силы, и средства, необходимые еще и для преодоления сопротивления старых структур.
Пути вхождения Украины в европейское экономическое пространство могут быть достаточно разнообразными, но определяется они будут темпами внутренней трансформации системы. Эта трансформация, если представить ее в несколько упрощенном виде, должна характеризоваться акцентом на собственные силы и ресурсы с учетом объективной необходимости закладывания новых основ сотрудничества Украины с другими государствами бывшего СССР и определения механизма экономической стратегии, направленной на развитие экономических отношений с Западом.
Важное международное
значение имеет также позиция
Запада по предоставлению Украине непосредственной
срочной поддержки на пути к цивилизованной
рыночной системе и в разработке
международной программы
Функциональную подструктуру современного мирового хозяйства составляют объединения стран (и других субъектов рыночной системы), которые действуют исходя из конкретных экономических интересов (торговых, валютных, отраслевых). Диалектическая зависимость между региональной и функциональной подструктурами современного мирового хозяйства состоит в том, что они в своей совокупности способствуют разрешению противоречий между социально-экономическими подсистемами мирового хозяйства, а собственно функциональная подструктура обусловливает разрешение противоречий региональной подструктуры.
В функциональной подструктуре современного мирового хозяйства следует выделить специализированные экономические объединения ООН. 1) АСС – Административный комитет по координации, постоянный орган ООН, который осуществляет взаимосвязь и координирует работу со специализированными учреждениями системы ООН и Международным агентством по атомной энергии (ІАЕА); 2) UNРС – Комиссия ООН по вопросам народонаселения, которая занимается проблемами демографии и демографической статистики в международном масштабе; 3) СТС – Комиссия ООН по транснациональным корпорациям (ТНК), основные функции которой состоят во всестороннем и глубоком анализе вопросов, связанных с деятельностью ТНК, с целью изучения возможности выработки всеобщего соглашения между заинтересованными сторонами; 4) СDР – Комитет по планированию развития; 5) СNR – Комитет по природным ресурсам; 6) ЕSСАР Statistical Committee – организация, призванная оказывать помощь странам региона Азии и Тихого океана в становлении и развитии национальных статистических служб, а также разрабатывать рекомендации по вопросам статистической методологии и правоведения статистических опросов; 7) ILO – Международная организация труда, главными задачами которой являются содействие улучшению условий труда, регламентация рабочего времени и набора рабочей силы.