Политэкономия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций

Краткое описание

Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.

Файлы: 1 файл

М-политэкономия-лекции.doc

— 952.50 Кб (Скачать)

 

4. Динамика и структура  безработицы в Украине.

 

Современная ситуация на рынке труда Украины существенно  отличается от той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%.

В связи с изменениями  отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости.

Интересна дифференциация  регионов  страны  по составу безработных. Первоначально основную массу безработных  на Украине составляли женщины, лица с высшим образованием и средним  специальным образованием, лица предпенсионного  возраста. Но затем в тех регионах, где безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах, как правило, невелики, хотя расти они могут высокими темпами.

В   общем   случае   все   области   Украины   по   остроте зарегистрированной безработицы можно разделить  на несколько групп.

Первая группа - регионы  с очень высокой безработицей. Эти регионы отличаются высоким   уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше средне украинских), большой напряженностью на рынке труда большой напряженностью на рынке труда.

Вторая группа с высоким  уровне   безработицы и большой  напряженностью на рынке труда  (показатели превышают средне украинские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной полвины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью.

Третья группа - уровень  безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднего, но темпы роста уровня безработицы выше средне украинских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

Четвертая группа - регионы  с наименее острой безработицей в  стране. В них уровень безработицы  ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже средне украинских. В данной   группе   много   северных   регионов   с добывающей промышленностью. Итак , на Украине острая безработица имеется в регионах двух типов.

Во-первых, это районы с высоким естественным приростом населения. Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только увеличивается, но и сокращается. В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов  производства.

Развитие безработицы  в Украине на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства уровень безработицы с учетом незарегистрированных безработных превышает 10%.

За низким показателем  официально регистрируемой безработицы не видна, например скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки) ставит необходимость   подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь, но не произведено ВНП вследствие не занятости части рабочей силы.

Таким образом, в обсуждаемых  сегодня программах  выхода экономики  Украины из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющей его грядущую динамику. [3]

 

5. Будущее Украинской  политики в области занятости.

 

Суть в том, что действенная  политика занятости должна  в  нынешних условиях иметь предупреждающий  характер и включать целый    комплекс    мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

Перераспределение   имеющегося   спроса   на   труд   путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь в виду кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный к зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного  возраста. Такой же эффект может  обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих  мест, не ориентированных на получение  прибыли, а связанных с работой  в интересах общества, например:

работа в области  охраны окружающей среды и т.д.

Переход к созданию системы  социального партнерства, в том  числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели-профсоюзы-государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Расширение занятости  в будущем зависит и от иностранных  инвестиций. В целом инвестиции в  реконструкцию и технологическое  переоборудование предприятий будут  иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Решение проблемы “очаговой” безработицы в районах, где в  городе находится 1-2 предприятия, будет  осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости. Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.

Во-вторых, потому что  борьба с безработицей может быть достаточно эффективной.

В-третьих, потому что  финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

В мире накоплен большой  теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Украина же нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.

Наблюдаемые в Украине  сегодня подвижки  в экономической  обстановке неизбежно сопровождаются миграцией специалистов. Вместе с  тем, несмотря на то, что сейчас много  говорят об актуальности вопросов  трудоустройства,  подбора  кадров, т.е.  организации полномасштабной сервисной службы по работе с кадрами, представляет собой неясную перспективу.  Объем потенциального рынка рабочей силы, расширение потребности в специалистах, миграция кадров, изменение статуса специалистов и ряд других факторов существенно затрудняют деятельность по актуализации предложений и спроса на современном рынке труда. [3]

 

6. Заключение.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы  является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема стоит сейчас перед Украиной, что не удивительно, т.к. состояние экономики Украины сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние годы численность занятого населения сократилась на 9%.

До недавнего времени  правительство Украины не обращало должного внимания на данную проблему, что вызвало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием некоторых законов и положений, в которых упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости.

Приоритетными направлениями  реформирования украинского рынка  труда - это усовершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением официальных основных и дополнительных доходов, социальная поддержка отдельных групп; повышение качества и конкурентоспособность рабочей силы; содействие эффективному перемещению трудоспособного населения; предотвращение роста безработицы через создания рабочих мест за счет разных источников финансирования. [4]

Основные направления  развития трудового потенциала в  Украине на период до 2010года. ( утвержден  Указом Президента Украины от 3 августа 1999г.№958/99).

Трудовой потенциал - это общая численность граждан  трудоспособного возраста, которые  при определенных условиях способны и имеют намерение проводить  трудовую деятельность.   Функционирование трудового потенциала в Украине  происходит в условиях кризисных явлений в экономике и социальных противоречий в обществе. Ситуация, которая сложилась, требует разработки научного видения дальнейшего развития трудового потенциала, которое может быть положено в основу практических действий, направленных на кардинальные изменения и улучшения в этой сфере. [1]

Список использованной литературы:

1. Кодекс законов о  труде, изд. Киев, 2004г.

              2. Мочерный С.В. “Основы экономических  наук” Киев, 1999г.

3. Пристанева А.А. “Рынок  труда и занятости”

4. Известия 1998г. 21 марта, №53

5. Финансовые известия, 1999г. 7 марта, №25.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 10 ПРЕДПРИЯТИЕ И  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.

КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Несмотря на особенности  разных видов предприятий (завод, парикмахерская, банк), им свойственны общие черты:

- предприятие представляет  собой технологически обособленную  совокупность средств производства  и рабочей силы (трудовой коллектив);

- предприятие – это  звено национальной или международной  специализации, так как занимается  производством определенного товара или услуги;

- предприятие отличается  экономической обособленностью  и самостоятельностью;

- предприятие имеет  определенную организационно-правовую  форму.

Предприятие (фирма) выполняет  следующие фнукции в экономике:

- удовлетворение потребностей  населения путем производства товаров и услуг;

- производство товаров  и услуг с минимальными затратами;

- реализация произведенной  продукции.

Функция предприятия  – это производственная функция:

Q = F(K, L),

Где Q -  количество произведенной продукции;ъ

К – количество использованного капитала (средств производства);

L – количество использованного труда.

Целью предприятия является оптимизация производственной функции, что значит поиск варианта использования  минимального количества ресурсов, способных  произвести максимальное количество продукции.

Функции предприятия.

1. Производственно-технологическая  функция – предприятие обеспечивает  процесс производства необходимыми  ресурсами, внедряет новейшие  технологии, рационализаторские предложения.

2. Экономическая функция  – на предприятии происходит управление процессом производства и сбытом продукции, заключаются контракты, происходит найм рабочей силы, распределение доходов после реализации продукции и т.д.

3. Социальная функция  – заключается в создании условий  труда, охране труда; в предоставлении материальной помощи работникам; в благотворительной деятельности.

4. Внешне-экономическая  функция – предприятие принимает  участие в международном обмене, в совместном с иностранными  партнерами производстве, строительстве,  научно-техническом сотрудничестве.

Несмотря на самостоятельность  предприятий, они действуют совместно. Те из них, которые производят однородную продукцию, объединяются в отрасль. Все отрасли специализируются и  взаимодействуют путем обмена продукцией, при этом представляя собой в совокупности единый хозяйственный организм – национальную экономику.

 

История изучения предпринимательства.

 

Термин «предприниматель» (entrepreneur) введен в научный оборот в ХVIII веке французским экономистом шотландского происхождения Р.Кантильоном, родившимся в 1697 году в Ирландии, и уже в 20-летнем возрасте получившим известность преуспевающего парижского банкира. В опубликованной после его смерти работе «Очерк о природе торговли» люди, самостоятельно работающие в услиях собственного экономического риска и использующие золотой принцип коммерции «купи дешевле, продай дороже», впервые конкретно названы предпринимателями.

Информация о работе Политэкономия