Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:33, реферат
Учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, представляло собой целостное мировоззрение, стройную систему философских взглядов. Экономическое учение занимает первостепенное место во всей системе марксистского мировоззрения. И, вполне закономерным является то обстоятельство, что основной свой научный труд «Капитал» Маркс посвятил политико-экономическому исследованию капиталистического общества.
Введение ……………………………………………………...................
Глава 1. Биография Карла Маркса
1.1. История его жизни ……………………………………… .
Глава 2. Основные научные труды Карла Маркса ………………………
2.1. « Нищета философии»………………………………………
2.2 «Манифест коммунистической партии»....................................
2.3. «К критике политической экономики»……………………….
2.4. «Капитал»…………………………………………...
Глава 3 Роль марксизма в современной экономике………………………
3.1.В чём актуален Маркс сегодня………………………………… Заключение………………………………………………………………….. Список литературы…………………………
Международный институт экономики и права
факультет «Экономики и управления»
Реферат
по дисциплине: «История экономических учений»
Пролетарская политэкономия К.Маркса
Проверил: преподаватель
г. Омск 2010
Содержание
Введение …………………………………………………….
Глава 1. Биография Карла Маркса
1.1. История его жизни ……………………………………… .
Глава 2. Основные научные труды Карла Маркса ………………………
2.1. « Нищета философии»………………………………………
2.2 «Манифест коммунистической партии».......................
2.3. «К критике политической экономики»……………………….
2.4. «Капитал»…………………………………………...
Глава 3 Роль марксизма в современной экономике………………………
3.1.В чём актуален Маркс сегодня…………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В 40-е годы XIX века начинает формироваться новое направление экономической мысли – пролетарская политэкономия, явившаяся составной частью марксизма. Основоположники марксизма – Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали экономическую теорию, которая знаменовала собой революционный переворот в политической экономике.
В их работах дана своеобразная трактовка многих принципиальных проблем экономической теории - предмета и метода исследований, системы экономических и классовых отношений буржуазии и пролетариата, закономерностей перехода от одной экономической системы к другой.
Учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, представляло собой целостное мировоззрение, стройную систему философских взглядов. Экономическое учение занимает первостепенное место во всей системе марксистского мировоззрения. И, вполне закономерным является то обстоятельство, что основной свой научный труд «Капитал» Маркс посвятил политико-экономическому исследованию капиталистического общества. Маркс исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Он стремился объединить рабочее движение разных стран и вел решительную борьбу против прудонистов, лассальянцев, бакунистов. В личности Маркса слились черты гениального мыслителя, осуществившего революционный переворот в общественных науках, и несгибаемого революционного борца, способствовавшего превращению рабочего движения в могучую силу общественного прогресса. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в конце XIX--XX веков.
Глава 1 Биография Карла Маркса
1.1. История жизни Карла Маркса
Карл Маркс родился в 1818 году в Трире. Сначала он изучал право в Бонне и в Берлине, но вскоре целиком отдался изучению истории философии. В 1842 году в качестве доцента приступил к чтению лекций по философии, осенью 1842 года стал редактором газеты «Rheinische Zeitung» Революционно-демократическое направление газеты при редакторстве Маркса становилось все определеннее, и правительство сначала подчинило газету двойной и тройной цензуре, а затем решило вовсе закрыть ее. Марксу пришлось оставить редакторство, но его уход все же не спас газеты, и она была закрыта в марте 1843 г. Из наиболее крупных статей Маркса в «Рейнской Газете» Энгельс отмечает статью о положении крестьян-виноделов в долине Мозеля. Газетная работа показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, и он усердно принялся за ее изучение.
В 1843 г. Маркс женился в Крейцнахе на Дженни фон Вестфалена, подруге детства, с которой он был обручен еще, будучи студентом. Жена его принадлежала к прусской реакционной дворянской семье. Ее старший брат был министром внутренних дел в Пруссии в одну из самых реакционных эпох, 1850 -- 1858 гг. Осенью 1843 г. Маркс приехал в Париж, чтобы издавать за границей, вместе с Арнольдом Руге, радикальный журнал. Вышла лишь первая книжка этого журнала «Немецко-Французский Ежегодник». Его прекратили издавать из-за трудностей тайного распространения в Германии и из-за разногласий редакторов. В своих статьях в этом журнале Маркс выступает уже как революционер, апеллирующий к массам и к пролетариату.
В сентябре 1844 г. в Париж приехал на несколько дней Фридрих Энгельс, ставший с тех пор ближайшим другом Маркса. Они вдвоем приняли самое горячее участие в тогдашней кипучей жизни революционных групп Парижа и выработали, резко борясь с различными учениями мелкобуржуазного социализма, теорию и тактику революционного пролетарского социализма или коммунизма. Особенное значение имело учение Прудона, с которым Маркс решительно рассчитался в своей работе «Нищета философии», 1847 г.
В 1845 г. Маркс по настоянию прусского правительства, как опасный революционер, был выслан из Парижа. Он переехал в Брюссель. Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу: «Союз коммунистов», приняли выдающееся участие на втором съезде этого союза, состоявшимся в ноябре 1847 г. в Лондоне.
Когда разразилась февральская революция 1848 г., Маркс был выслан из Бельгии. Он приехал опять в Париж, а оттуда, после мартовской революции, в Германию, именно в Кёльн. Там выходила с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 г. «Новая Рейнская Газета»; главным редактором ее был Маркс. Новая теория была блестяще подтверждена ходом революционных событий 1848 -- 1849 гг., как подтверждали ее впоследствии все пролетарские и демократические движения всех стран мира. Победившая контрреволюция сначала отдала Маркса под суд, где он был оправдан 9 февраля 1849 г., а потом выслала из Германии в мае 1849 г. Маркс отправился сначала в Париж, был выслан и оттуда после демонстрации 13 июня 1849 г. и уехал в Лондон, где и жил до самой смерти.
Условия эмигрантской жизни, особенно наглядно вскрытые перепиской Маркса с Энгельсом, были крайне тяжелы. Нужда прямо душила Маркса и его семью; не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса, Маркс не только не мог бы закончить «Капитал», но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты. Сторонясь от эмигрантских кружков, Маркс в ряде исторических работ разрабатывал свою материалистическую теорию, посвящая главным образом силы изучению политической экономии.
Эпоха оживления демократических движений конца 50-х и 60-х гг. снова призвала Маркса к практической деятельности. В 1864 г. был основан в Лондоне знаменитый первый Интернационал, «Международное товарищество рабочих». После падения Парижской Коммуны и после раскола Интернационала существование его в Европе стало невозможным. Маркс провел после конгресса Интернационала в Гааге перенесение Генерального совета Интернационала в Нью-Йорк.Усиленная работа в Интернационале и еще более усиленные теоретические занятия окончательно подорвали здоровье Маркса. Он продолжал свою переработку политической экономии, собирая массу новых материалов и изучая ряд языков, но окончить «Капитал» не дала ему болезнь - бронхит с осложнениями.
2 декабря 1881 г. умерла его жена. 14 марта 1883 г. Карл Маркс заснул навеки в своем кресле. Он похоронен, вместе со своей женой, на кладбище Хайгейт в Лондоне. Из детей Маркса несколько умерло в детском возрасте в Лондоне, когда семья сильно бедствовала. Три дочери были замужем за социалистами Англии и Франции: Элеонора Эвелинг, Лаура Лафарг и Дженни Лонгэ.
Глава 2. Основные научные труды Карла Маркса
2.1. « Нищета философии»
«Нищета философии» - это первое печатное произведение Маркса, в котором он в форме критики Прудона изложил исходные положения своего экономического учения и вместе с тем основы созданного им и Энгельсом материалистического понимания истории.. Впоследствии Маркс отмечал: «...чтобы расчистить путь социализму критическому и материалистическому... надо было резко порвать с той идеалистической политической экономией, последним воплощением которой был... Прудон» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 231 - 32). Разрыв Маркса и Энгельса с П. Ж. Прудоном произошёл летом - осенью 1846 в ходе борьбы за научно-коммунистическое мировоззрение и пропаганды коммунизма среди рабочих - членов парижских общин «Союза справедливых». В конце октября Маркс узнал от Энгельса о выходе в свет книги Прудона «Система экономических противоречий, или философия нищеты» с изложением его мелкобуржуазной реформистской идеологии. К концу декабря после ознакомления с самой книгой у Маркса сложился замысел «Нищета философии», основное содержание которой было намечено в его письме П. В. Анненкову 28 декабря 1846.
«Нищета философии» была написана на французском
языке, в основном к началу апреля, предисловие
датировано 15 июня 1847, в начале июля она
вышла из печати в издательствах Франка
в Париже и Фоглера в Брюсселе
Опираясь на разработанное в «Немецкой идеологии» материалистическое понимание
истории, Маркс создаёт здесь необходимые
предпосылки для своей будущей теории
прибавочной стоимости. Подвергая критике
идеализм и метафизику Прудона, его неудавшуюся
попытку применить идеалистическую гегелевскую
диалектику к политической экономии, Маркс
развивает последовательно диалектическое
понимание законов единства и борьбы противоположностей,
отрицания, принцип историзма, впервые
затрагивает проблему соотношения исторического
и логического. Развивая материалистическое
понимание истории, Маркс впервые прямо
формулирует здесь соотношение производительных
сил и производственных отношений; даёт
материалистическое объяснение экономических
категорий как теоретического выражения,
абстракции общественных отношений производства.
В «Нищете философии» Маркс осознаёт уже значение
трудовой теории стоимости и по существу
начинает различать классическую и вульгарную
политическую экономию, закладывает основы
своей теории стоимости, через понимание
исторического характера товара «труд»
приближается к открытию того, что товаром
является не труд, а рабочая сила, и таким
путём - к открытию прибавочной стоимости.
Углубляя теорию научного коммунизма,
Маркс выясняет здесь исторические корни
утопизма, исследует соотношение экономической
и политической борьбы рабочего класса, затрагивает некоторые проблемы
теории коммунистического общества. В
противоположность утопическим планам
Прудона реформировать буржуазное общество
путём устранения его «дурных» сторон
и сохранения «хороших», Маркс обосновывает
необходимость его революционные преобразования.
Рабочий класс создаст бесклассовое коммунистическое
общество, и только тогда «...социальные
эволюции перестанут быть политическими
революциями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 4, с. 185).Как указывал сам Маркс,
«...в этой книге содержится в зародыше
то, что после двадцатилетнего труда превратилось
в теорию, развитую в “Капитале”» (там
же, г. 19, с. 231). При жизни Маркса «Нищета философии» не переиздавалась. В 1885 в Штутгарте
в издательстве Дица под редакцией, с предисловием
и примечаниями Энгельса вышло первое
немецкое издание «Нищета философии».
«Манифест Коммунистической партии» - является творением двух авторов- Карла Маркса и Энгельса, плодом их творческого сотрудничества.
«Манифест Коммунистической партии» - вершина творчества основоположников марксизма до революции 1848 года. Неоценимо историческое значение этого величайшего творения марксисткой мысли. Это был программный документ, осветивший рабочему классу всех стран путь борьбы за избавления от капиталистического рабства, за торжество пролетарской революции. Энгельс в 1888 году справедливо называл «Манифест» «самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы.
В «Манифесте Коммунистической партии» нарисована картина возникновения и развития капитализма, обнажены свойственные внутренние противоречия, углубляющиеся и растущие классовый антагонизм между буржуазией и пролетариатом. Утверждение, пришедшее на смену феодализму капиталистического строя, подчеркивали, авторы сопровождалась небывалым ростом производительных сил, экономическим прогрессом, подъемом науки, культуры. Однако на определенной ступени развития, производственные отношения буржуазного общества перестали соответствовать выросшим производительным силам, стали тормозить их дальнейшее развитие. Показатели этого не соответствия являются экономические кризисы, которые потрясают всю капиталистическую систему. «Достаточно указать на торговые кризисы, которые возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существования всего буржуазного общества. Во время кризисов каждый раз уничтожается значительная часть не только изготовленных продуктов, но даже созданных уже производительных сил, возникает эпидемия перепроизводства» [ ] Буржуазное общество в «Манифесте» из прогрессивного класса превращается в реакционный класс, становится препятствием на пути общественного прогресса.
С исключительной обличительной силой охарактеризовали Маркс и Энгельс в «Манифесте» сущность капиталистического общества, с его жестокой эксплуатацией трудящихся, бесчеловечной моралью, безграничной властью денег, преврающей все человеческие отношения в предмет купли- продажи, а личное достоинство человека, его знания, профессиональное мастерство в простую меновую стоимость.
Эпоха в которой жили Маркс и Энгельс, эпоха буржуазии, отличалась однако тем, что упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывалось на два большие враждебные, стоящие друг против друга ,класса - буржуазию и пролетариат. Буржуазия в истории сыграла чрезвычайно революционную роль[ ].
Буржуазия предала производству общественный характер, сконцентрировав на крупных предприятий сотни и тысячи рабочих, положив началу более высокому типу общественного разделения труда и более тесной связи между различными отраслями хозяйства. Однако частная капиталистическая собственность и частное присвоение продуктов производства составляют непримиримое противоречие этому общественному характеру производства.