Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций
Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.
В границах долгосрочного периода времени предприятие может влиять на объемы производства, изменяя размеры не только сменных, а и постоянных затрат. Поэтому, в отличие от краткосрочного, в долгосрочном периоде для предприятия все затраты являются сменными. В отдельных ситуациях отличие периодов деятельности предприятия рассматривается более концептуально, а не только по продолжительности. Предприятие реально всегда функционирует в настоящем времени, то есть в краткосрочном периоде, но планирует свою деятельность и развитие на будущее, то есть в долгосрочном периоде. Основным экономическим законом деятельности предприятия в долгосрочном периоде есть закон отдачи от масштаба, или эффект масштаба.
Эффект масштаба показывает соотношение между изменением объемов ресурсов, которые используются в производстве, и изменением производственных результатов. Характерный пример его действия - экономия на массовом производстве. При других одинаковых условиях, чем больше масштабы производства, тем ниже средние затраты, то есть, соотношение между затратами и выпуском увеличивается. То есть обнаруживается положительное влияние увеличения единичных мощностей (например, на химических производствах или электростанциях), возможность применения автоматизации производственных процессов и других факторов, которые влияют на соотношение между постоянной и сменной частями в затратах производства (сменные затраты увеличиваются в случае возрастания объемов производства, а постоянные не изменяются). Закон отдачи от масштаба определяет, как изменится объем выпуска продукции в случае увеличения использования факторов производства (ресурсов). Различают постоянную, возрастающую и нисходящую отдачу от масштаба производства.
При постоянной отдаче долгосрочные средние затраты остаются неизменными в случае увеличения объемов выпуска продукции. Возрастающая отдача от масштаба производства характеризуется уменьшением долгосрочных средних затрат в случае увеличения объема выпуска продукции. Нисходящая отдача имеет место тогда, если долгосрочные средние затраты возрастают с возрастанием объема выпуска продукции, которая связана с проблемами координации действий и управлением сложными производственными комплексами.
Поскольку эффект масштаба выражается в изменении затрат производства на единицу продукции, его называют эффектом экономии от масштаба производства и выделяют два типа такой экономии: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя экономия связана с тем, что продукция предприятия становится более дешевой вследствие расширения его деятельности. На основе такой экономии предприятие, снижая свои затраты к минимальным, достигает оптимальных для него размеров и в том числе оптимизирует масштабы своей деятельности. В случае достижения такого результата предприятие прекращает дальнейшее расширение производства. Внешняя экономия от масштаба производства связанна с размещением ресурсов в экономике. Источником такой экономии является комплексное развитие всего региона, в котором функционирует предприятие. Эта экономия выражается в уменьшении не только общих, а и средних затрат предприятия в результате уменьшения затрат на подготовку или наем рабочей силы, на транспортирование или связь, получение информации и т.п. Внешняя экономия от масштабов производства служит основой для оптимизации размеров всего делового центра, в котором размещено предприятие.
Сумма постоянных и сменных затрат предприятия определяет величину общих или совокупных затрат, которые отображают усилия предприятия по решению задачи минимизации затрат.
Средние затраты — это часть от деления суммы общих затрат на объем выпуска продукции. Для детального анализа средних затрат и определения влияния отдельных их элементов на цену выделяют средние сменные, или краткосрочные средние, и средние постоянные, или долгосрочные средние, затраты. Долгосрочные средние затраты характеризуют затраты в расчете на единицу продукции при условии, что все производственные ресурсы являются сменными. Краткосрочные средние затраты характеризуют затраты в расчете на единицу продукции, если часть ресурсов, которые используются, являются сменными, а часть - постоянными. По мере возрастания объемов производства средние затраты уменьшаются через постоянную величину общих затрат. Такая тенденция сохраняется определенное время, пока все возможности увеличения объемов производства с помощью простого количественного увеличения сменных затрат не будет исчерпана.
Предельные затраты - это затраты на производство каждой дополнительной единицы продукции. Они не могут превышать альтернативную стоимость продукции или ее цену. В случае, если предельные затраты равняются альтернативной стоимости, дальнейшее производство определенного товара и одних и тех же условиях становится нерациональным. Необходимо искать пути уменьшения затрат или альтернативные варианты деятельности. Нижнюю границу затрат будет определять минимальная прибыль предприятия при производстве определенного товара. Предельные затраты определяются как изменение общих затрат при небольшом изменении выпуска продукции или изменения выпуска продукции на единицу. Продукт, изготовленный в случае использования дополнительного сменного ресурса, называют предельным продуктом, а доход от его реализации - предельным доходом. Сравнивая предельные затраты и предельные доходы, предприятие может реально определить оптимальный для него объем выпуска продукции. Если величина предельных затрат будет равняться величине предельного дохода, дальнейшее наращивание производства нецелесообразно.
3. Теория прибыли
Прибыль является обратной стороной затрат производства, она количественно зависит от затрат и является результатом хозяйственной деятельности, ее целью.
Природа прибыли, механизм ее создания и распределения всегда привлекали внимание ведущих ученых разных эпох. С развитием экономической науки определения понятия "прибыль" постоянно усложнялось. Единственное, что оставалось неизменным и с чем соглашались все исследователи, - это то, что прибыль является разностью, отклонением, остатком. На ранних этапах развития капитализма экономисты-меркантилисты считали, что прибыль возникает в сфере оборота и его источником является торговля (внутренняя и внешняя). Дальнейшее развитие экономической науки оказывало содействие выявлению других источников его образования. Так, значительным достижением в изучении этого вопроса является перемещение физиократами источника образование прибыли из сферы оборота к сфере производства.
Большую роль в разработке теории прибыли сыграли представители классической политической экономии В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Их революционные взгляды на природу прибыли стали научной подоплекой для формирования новых современных концепций теорий прибыли. Так, А.Смит рассматривал прибыль как результат работы наемных работников, поскольку стоимость, которую они прибавляли к стоимости материалов, делилась на две части: оплату их труда и прибыль предпринимателя.
В соответствии с одной из современных концепций прибыли ныне прибыль перестала быть основным мотивом производства. Приверженцы этой идеи — Дж. Гелбрейт, А. Берли, Г. Мине, К. Боулдинг и прочие стараются доказать, что эволюция структуры современных фирм привела к возникновению новых целей: защита и забота об акционерах и обществе, возрастание фирмы, максимизация продаж и т.п. Развитие экономической науки расширяет анализ природы прибыли, углубляя понимание его сути. Процесс познания категории "прибыль" не завершена, поиски новых приемов, методов ее понимания и вычисления длятся.
В общем виде под прибылью понимают сумму средства, на которую доходы от продажи товаров (услуг) превышают затраты на производство и продажу этих товаров (услуг). В таком значении он определяется как разность в денежном выражении между выручкой (суммой продаж) от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат на факторы производства, которые обеспечивают эту деятельность. Прибыль - наиболее обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и экономики вообще. Ныне анализ прибыли осуществляется на двух уровнях: микроэкономическом (уровень предприятия) и макроэкономическом (уровень экономики), любому из которых отвечает свой вид отчетности, своя цель. Так, уровень предприятия дает возможность рассмотреть процесс образования прибыли, а макроуровень - показать место прибыли в национальном доходе государства.
Первоочередное значение для получения прибыли имеет реализация изготовленных товаров и услуг, которая дает возможность возместить израсходованные средства и получить определенную сумму свыше израсходованной. Задержка в реализации приводит к нарушению нормального цикла производства, а затяжной ее характер может послужить причиной экономического кризиса перепроизводства. Прибыльность предприятий, независимо от формы собственности, является выражением того, насколько полно удовлетворяются потребности общества и как решается проблема рационального использования ограниченных ресурсов на предприятии и в экономике вообще. И прибыль является действенным инструментом управления экономикой, стимулом для ее эффективного функционирования.
Прибыль не является постоянной величиной, ее размер обусловлен несколькими факторами:
•количеством привлеченного
•соотношением прибыли и затрат (прибыльностью капиталовложений);
•уровнем технического развития производства и его технологическими особенностями (сокращение затрат на производство увеличивает часть прибыли в цене продукта);
•скоростью оборота капитала (ускорение оборота капитала даже при фиксированных капиталовложениях оказывает содействие увеличению объемов производства и прибыли);
•рыночной ценой на выработанную продукцию (колебание цены приводит к колебанию размера прибыли; цена, сформированная на уровне затрат, исключает возможность получения прибыли, тогда как цена, которая превышает затраты, напрямую влияет на его объем).
Дифференциация прибыли разных предприятий и областей в условиях рынка создает постоянные стимулы для поиска возможностей получить сверхприбыль. Избыточная прибыль - это отличие общественной (рыночной) стоимости (цены) и индивидуальной стоимости (цены) производства с высшей производительностью труда. Он может создаваться в результате деятельности субъектов предпринимательской деятельности при благоприятных естественных условиях (в сельском хозяйстве, добывающей промышленности), при благоприятных экономических условиях. Предприятие также может получать такую прибыль вследствие деятельности при благоприятных условиях, созданных усилиями самого производственного коллектива (использование внутренних резервов, рационализация).
Отрицательным для общества является получение сверхприбыли в результате несовершенного ценообразования или диктата цен со стороны государства и монополистов. Ведь цена - субъективная категория. К образованию избыточной прибыли могут привести и инфляционные процессы.
В конкурентной экономике прибыль выполняет такие функции:
• развития производства, поскольку часть прибыли снова вкладывается в расширения и развитие производства, подготовку и переподготовку кадров, премирование работников и т.п.;
•стимула производства, поскольку прибыль побуждает предпринимателя к поиску новых, нетрадиционных решений в производстве и реализации продукции;
•ориентира целесообразного распределения ресурсов, поскольку прибыль показывает, какую область следует развивать, а какую - сокращать как неконкурентоспособную.
Экономическая наука разработала широкий спектр показателей оценки прибыли исходя из конкретной цели, которую ставит перед собой предприятие.
Внедрение в экономический
оборот показателей нормальной и
экономической прибыли
Под нормальной прибылью (или альтернативной стоимостью капитала) понимают минимальную плату (доход), которой должны вознаграждать за предпринимательские способности, чтобы стимулировать их использование в практической деятельности. Она возможна в ситуации, когда общая выручка (доход) предпринимателя равняется общим затратам предприятия, вычисленным с учетом утраченных возможностей для всех используемых ресурсов.
Экономическая прибыль является разностью между совокупными доходами и совокупными экономическими затратами, которые включают альтернативные затраты распределения капитала собственника за определенный период. Отрицательное значение величины экономической прибыли свидетельствует о неэффективном использовании капитала. В такой ситуации лучшее решение — изменить направление деятельности, найти используемым ресурсам лучшее, более прибыльное применение или срочно уменьшить затраты производства. Положительная экономическая прибыль получается тогда, когда ресурсы производства, которые вводятся, приносят наибольшую выгоду из всех существующих альтернативных вариантов. Если сменные затраты превышают доход предприятия, то величина экономической прибыли отрицательная, то есть предприятие работает с убытками. Получение экономической прибыли свидетельствует об эффективном использовании ресурсов на предприятии. Его наличие или отсутствие является критерием успеха предприятия, стимулом привлечения дополнительных ресурсов или их изъятие и использование в других сферах.
В рыночном хозяйстве значение прибыли исключительное. Выбор любого направления и уровня текущего или перспективного функционирования предприятия непосредственно зависят от прибыли, она служит основой принятия инвестиционных решений. В процессе деятельности предприятия осуществляются капиталовложения (инвестиции) - это затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятия, затраты на жилье, коммунальное и культурное строительство. В условиях рынка такие капиталовложения зависят большей частью от результатов работы предприятия, от внутренних источников финансирования. К последним принадлежат амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль. Тем не менее функционирование предприятия в условиях рыночной экономики зависит не от одноразового, даже значительного, возрастания величины прибыли, а от его постоянной доходности. Абсолютный размер прибыли характеризует лишь одноразовый экономический эффект, а не эффективность работы предприятия вообще. Степень доходности авансированного в производство капитала выражается в показателях рентабельности и нормы прибыли. Они являются относительными относительно абсолютной величины прибыли, это свидетельствует про их определенные преимущества. Так, относительные показатели прибыльности практически не испытывают влияние инфляции, поскольку являются разными соотношениями прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного или ссудного). В общем виде рентабельность определяется как соотношение между прибылью и одноразовыми или текущими затратами на производство, вследствие которых и получена эта прибыль. В таком виде показатель рентабельности совпадает с показателем нормы прибыли.