Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций
Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.
Вплоть до появления «Протестантской этики и духа капитализма» М.Вебера (1921г.) и «Буржуа» В.Зомбарта (1913) исследование предпринимательства являлось прерогативой представителей экономической науки. Именно данные работы, а также книга Й.Шумпетера «Теория экономического развития» (1934 г.) заложили основы анализа предпринимательства. Их идеи были развиты такими учеными, как И.Кирцнер, Ф.Визер, Л.Мизес, Ф.Хайек, П.Друкер, Д.Маккелелланд. Дж.Шэкль и др.
«Три волны» развитие
теории предпринимательской функции
– так условно можно
«Первая волна», которая возникла еще в ХVIII была связана с концентрацией внимания на возможном риске предпринимателя. Согласно Р.Кантильону, предприниматель – это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям. К последователям этого течения можно отнести Й.Тюнена, Г.Мангольдта – представителей немецкой классической школы XIX в., а также американского экономиста Ф.Найта.
У.А.Смита – капиталист – это тот, кто живет на прибыль от капитала, но он же выполняет и предпринимательские функции. Предприниматель, по Смиту, - это собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идет на экономический риск и получение прибыли. По мнению ученого, предприниматель по большей части является капиталистом. Ф.Смит предпочитал частную собственность как материальную основу предпринимательства, но у него не было безграничного доверия к инициативе частных лиц. По его мнению, даже при встрече ради приятного времяпрепровождения разговор предпринимателей одной и той же отрасли промышленности часто сводится к тому, чтобы устроить разговор против покупателей или принять какое-нибудь соглашение для повышения цен.
По Смиту, чтобы частное предприятие было полезно обществу, необходимы два важных условия:
- у предпринимателя должна быть личная выгода от предприятия;
- конкуренция должна держать его в определенных условиях.
А.Смит является первым ученым-экономистом, который был против вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, поскольку «правительства – всегда и без исключения величайшие расточители…».
Аналогичен подход и Д.Рикардо, для которого предприниматель – это «капиталист, ищущий прибыльного применения для своих средств».
Интерес представляет мнение Ж.Бордо (1797 г.) о том, что предприниматель – это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело. Это тот человек, который планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Оперируя современными понятиями, это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им. При этом Ж.Бордо указывал на необходимость освоения капиталистом новых знаний для развития своего предприятия.
Значительный вклад в становление теории предпринимательства внес французский ученый Ж.Сей (1767 – 1832 гг.), который, изучив фундаментальный труд А.Смита «Богатство народов», изложил свою точку зрения на сущность и функции предпринимательства. В «Трактате по политической экономии» (1803 г.) Сэй большое внимание уделяет такой персоне, как предприниматель, «которая отныне не сойдет со страниц экономической теории». Он разработал теорию трех факторов производства (земля, труд, капитал), которые являются источником богатства общества. Сэй рассматривал доходы как плату за производительные услуги, оказываемые каждым из трех факторов производства. Если у А.Смита на первом месте стоял предприниматель – земледелец, то у Сэя – промышленный предприниматель. Он указывал на активный, инновационный характер предпринимательства, связанный не только с поиском, но и с необходимостью создания новых комбинаций факторов производства.
В 1890 г. была опубликована книга А.Маршалла «Принципы политической экономии», в которой выделены две основные функции предпринимателя:
- «конструктирование» общего плана производства;
- контроль за осуществлением его составных частей.
В.Зомбарт выделил
в качестве основ капитализма
предпринимательский и
«Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты.
Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Й.Шумпетер (1883-1950 гг.) В своих новаторских работах Й.Шумпер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация. «Если вместо количества факторов, - писал он, - мы меняем саму форму функции, то получаем нововведение». Предприниматель в такой ситуации призван «делать не то, что делают другие», и «делать не так, как делают другие».
Предпринимательская деятельность проявляется через 5 типов комбинации:
- производство новых благ или улучшение качества существующих;
- внедрение новых способов
производства или
- открытие и освоение новых рынков сбыта;
- освоение новых источников получения сырьевых материалов или полуобработанных товаров;
- проведение реорганизаций
в отрасли и создание
Заслуга Й.Шумпетера состоит
в создании целостной теории предпринимательства,
сочетающей экономическое обоснование
инновационной функции
Шумпетер еще раз подчеркивает такие качества предпринимателей, как специфическое сочетание остроты видения и ограниченности кругозора с умением идти вперед в одиночку. Предприниматель может быть лишен внешнего блеска, но он революционер в экономике и невольной зачинатель социальной и политической революции.
Шумпетер исследует проблему мотивов предпринимателя, которые соответствуют девизу «еще больше».
Прежде всего, это мечта и воля основать свою частную империю и – в большинстве случаев, хотя и не всегда – свою династию. Своя империя дает предпринимателю простор и чувство власти. Шумпетер выделяет следующую группу мотивов: одному нужна «свобода» и «условия для развития личности»; другой хочет обладать «сферой влияния»; третий движим «снобизмом», но не станет этого делать.
Вторая группа мотивов связана с волей к победе. Сюда входят, с одной стороны, желание борьбы, а с другой – стремление к успеху ради успеха.
В обоих случаях, считает Й.Шумпетер, экономическая сторона дела сама по себе для предпринимателя совершенно безразлична. Величина прибыли здесь всего-навсего показатель успеха (зачастую только потому, что другого нет) и символ победы. И в этой группе можно выделить такой мотив, как стремление подняться вверх по социальной лестнице. Эти мотивы поведения предпринимателя принципиально отличаются от экономических.
Третья группа мотивов связана с радостью творчества, которая проявляется и в других случаях, но только в предпринимательской деятельности становится определяющим мотивом поведения предпринимателя. Это и просто удовольствие от работы, и радость, которую испытывает человек от «своего творения» И здесь блага приобретаются не ради них самих, т.е. теряется обычный смысл их приобретения.
Й.Шумпетер считал, что для развития предпринимательства необходимы два основных фактора:
- организационно-хозяйственное новаторство;
- экономическая свобода.
Он был противником вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, защитником свободного предпринимательства.
И первая, и вторая «волны» развития теории предпринимательской функции были основаны на монофункциональной предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства.
Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением «третьей волны» в результате теоретических изысканий Й.Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями которой были Л.Мизес и Ф.Хайек.
«Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменение экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающейся экономической системе.
Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» писал, что не только стремление к выгоде движет предпринимателем. Профессиональный долг, особо остро ощущаемые обязательства перед делом – вот истинные мотивы такой деятельности.
По мнению Л.Мизеса и Ф.Хайека, делом предпринимателя является не просто экспериментирование с новыми технологическими методами, но и отбор из множества возможных методов именно тех, которые наиболее выгодны для снабжения самым дешевым способом людей тем, в чем они в настоящий момент больше всего нуждаются.
Идея Л.Мизеса и Ф.Хайека развил американский экономист И.Кирезнец, который видит основную роль предпринимательства в том, чтобы добиться такого регулирования системы, осуществить такую ее подстройку, которая обеспечивала бы движение рынков к состоянию равновесия, т.е. предприниматель представляет собой «уравновешивающую» систему.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно, и с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства.
Согласно статье 42 Конституции Украины, каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.
Осуществление предпринимательской деятельности регулируется Законом Украины «О предпринимательстве» и другими нормативными актами.
Предпринимательство – это непосредственная, самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли, осуществляемая физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством.
Характерные признаки предпринимательства:
1. Самостоятельность
заключается в свободе предприн
2. Инициативность означает предприимчивость, активное ведение хозяйственной деятельности.
3. Систематичность заключается
в том, что
4. Существенным признаком
предпринимательской
Законом предусмотрена свобода предпринимательства, которая заключается в том, что предприниматели имеют право без ограничений принимать решение и осуществлять самостоятельную любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству.
Субъектами
- граждане Украины, других государств, не ограниченные законом и правоспособности или дееспособность;
- юридические лица
всех форм собственности,
Не допускается занятие
предпринимательской
- военнослужащие;
- служебные лица исполнительных и правоохранительных органов власти.
Для осуществления