Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы валютного контроля…………………………………………………………………………5
1.1. Происхождение, понятие и сущность валютного контроля………………………………………………………………………….5
1.2. Основы валютного регулирования и валютного контроля………………………………………………………………………….9
2.Валютный контроль в России……………………………………………………………………………19
2.1. Развитие валютного законодательства в РФ………………………………………………………………………………...19
2.2. Органы и агенты валютного контроля в РФ………………………………………………………………………………...24
3.Проблемы и перспективы развития валютного контроля в России……………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике ТД.docx

— 106.97 Кб (Скачать)

1. приоритет  экономических мер в реализации  государственной политики в области  валютного регулирования;

2. исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов в валютные  операции резидентов и нерезидентов;

3. единство  внешней и внутренней политики  Российской Федерации;

4. единство  системы валютного регулирования  и валютного контроля;

5. обеспечение  государством защиты прав и  экономических интересов резидентов  и нерезидентов при осуществлении  валютных операций.6

     В целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен принцип «разрешено все, что не запрещено». Обозначена необходимость отхода от административных мер к экономическим мерам воздействия в области валютного регулирования.

     Основные изменения, внесенные в систему валютного регулирования и валютного контроля, касаются большинства статей Закона. По-новому определяются субъекты и объекты регулирования, закреплены новые принципы валютного контроля, проведения валютных операций, купли-продажи валюты и многое другое. Новый Закон в значительной степени утратил характер рамочного нормативного акта, большинство его норм наполнены конкретным и весьма либеральным содержанием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23

2.2. Органы и агенты валютного контроля в РФ

     Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.7

     Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами (рис. 1).

Рис. 1. Органы валютного  контроля8

     Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

     Органами валютного контроля в Российской Федерации являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

     Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

     Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.

     Валютные биржи - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных ЦБ РФ.

     Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, производят в пределах своей компетенции  

25 

федеральные органы исполнительной власти, выступающие  органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

     Правительство РФ координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также обеспечивает их взаимодействие с ЦБ РФ.

     Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

     ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

     Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

- проводить  проверки соблюдения резидентами  и нерезидентами актов валютного  законодательства РФ и актов  органов валютного регулирования;

- осуществлять  проверки полноты и достоверности  учета и отчетности по валютным  операциям резидентов и нерезидентов;

- запрашивать  и получать документы и информацию, которые связаны с проведением  валютных операций, открытием и  ведением счетов. Обязательный срок  для представления документов  по запросам органов и агентов  валютного контроля не может  составлять менее семи рабочих  дней со дня подачи запроса;

- выдавать  предписания об устранении выявленных  нарушений актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования;

- применять  установленные законодательством  РФ меры ответственности за  нарушение актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования. 

26

    

     Выполнение функций агента валютного контроля по паспорту сделки (приложение табл. 1).

     Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, устанавливается Правительством РФ, а порядок представления уполномоченным банкам - ЦБ РФ.

     В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

- документы,  удостоверяющие личность физического  лица;

- документ  о государственной регистрации  физического лица в качестве  индивидуального предпринимателя;

- документы,  удостоверяющие статус юридического  лица, -- для нерезидентов, документ  о государственной регистрации  юридического лица -- для резидентов;

- свидетельство  о постановке на учет в налоговом  органе;

- документы,  удостоверяющие права лиц на  недвижимое имущество;

- документы,  удостоверяющие права нерезидентов  на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые  и выдаваемые органами страны  места жительства (места регистрации)  нерезидента, если получение нерезидентом  такого документа предусмотрено  законодательством иностранного  государства;

- уведомление  налогового органа по месту  учета резидента об открытии  счета (вклада) в банке за пределами  территории РФ;

- регистрационные  документы в случаях, когда  предварительная регистрация предусмотрена  в соответствии с законодательством  РФ;

- документы  (проекты документов), являющиеся  основанием для проведения валютных  операций, включая договоры (соглашения, контракты),

27

доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов  интеллектуальной деятельности, в том  числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

- документы,  оформляемые и выдаваемые кредитными  организациями, включая банковские  выписки; документы, подтверждающие  совершение валютных операций;

- таможенные  декларации, документы, подтверждающие  ввоз в Российскую Федерацию  валюты РФ, иностранной валюты  и внешних и внутренних ценных  бумаг в документарной форме;

- паспорт  сделки;

- документы,  подтверждающие, что физические  лица являются супругами или  близкими родственниками, включая  документы, выданные органами  записи актов гражданского состояния  (свидетельство о заключении брака,  свидетельство о рождении), вступившие  в законную силу решения суда  об установлении факта семейных  или родственных отношений, об  усыновлении (удочерении), об установлении  отцовства, а также записи в  паспортах о детях, о супруге  и иные документы, предусмотренные  законодательством РФ.

     Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

     Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов

28

иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Документы представляются агентам валютного  контроля в подлиннике или в форме  надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение  только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

     Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом указанных выше документов либо представления им недостоверных документов.

     Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

     Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

- осуществлять  контроль за соблюдением резидентами  и нерезидентами актов валютного  законодательства РФ и актов  органов валютного регулирования;

- представлять  органам валютного контроля информацию  о валютных операциях, проводимых  с их участием, в порядке, установленном  актами валютного законодательства  РФ и актами органов валютного  регулирования.

     Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

     Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, производящим валютные операции, или об открытии

Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации