Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы валютного контроля…………………………………………………………………………5
1.1. Происхождение, понятие и сущность валютного контроля………………………………………………………………………….5
1.2. Основы валютного регулирования и валютного контроля………………………………………………………………………….9
2.Валютный контроль в России……………………………………………………………………………19
2.1. Развитие валютного законодательства в РФ………………………………………………………………………………...19
2.2. Органы и агенты валютного контроля в РФ………………………………………………………………………………...24
3.Проблемы и перспективы развития валютного контроля в России……………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике ТД.docx

— 106.97 Кб (Скачать)

29

счета (вклада) в банке за пределами  территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с  законодательством РФ иным органом  валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право  применять санкции к данному  лицу, следующую информацию:

- в отношении  юридического лица -- наименование, идентификационный номер налогоплательщика,  место государственной регистрации,  его юридический и почтовый  адреса, содержание нарушения: указание  нарушенного нормативного правового  акта, даты совершения и суммы  незаконной валютной операции;

- в отношении  физического лица -- фамилию, имя,  отчество, данные о документе,  удостоверяющем личность, адрес  места жительства, содержание нарушения  с указанием нарушенного нормативного  правового акта, дату совершения  и сумму незаконной валютной  операции или указанного нарушения.

     Уполномоченные банки передают указанную информацию в порядке, установленном ЦБ РФ.

     Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.

На практике часто возникает вопрос о разграничении  полномочий между органами валютного  контроля. По данному вопросу разъяснение  было дано письмом ГТК России от 23.12.1999 № 11-15/32225 «О разграничении компетенции  органов валютного контроля», утратившее силу в связи с вступлением  в силу Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

     Однако следует отметить, что акт подобного рода в настоящее время не принят, поэтому принципы разграничения компетенции, заложенные в 
 

30

названном письме ГТК России, остаются в основе деятельности названных органов.

     Так, ФНС России обеспечивает валютный контроль:

- внешнеторговых  сделок, предметы которых не имеют  материально-вещественной формы  (работы, услуги и интеллектуальная  собственность);

- обоснованности  расчетов и платежей резидентов  и нерезидентов в иностранной  валюте в пределах таможенной  территории РФ;

- полноты  поступления в Российскую Федерацию  валютной выручки от экспорта  работ, услуг и интеллектуальной  деятельности.9

     Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль:

- за  перемещением валюты РФ, ценных  бумаг в валюте РФ и валютных  ценностей через таможенную границу  РФ;

- валютных  операций, связанных с перемещением  или предполагаемым перемещением  через таможенную границу товаров  и транспортных средств;

- своевременности  и полноты поступления в Российскую  Федерацию валютной выручки от  экспорта товаров;

- за  ведением учета и составлением  отчетности по валютным операциям,  установленных ГТК России совместно с ЦБ РФ.

     Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК России) в качестве центрального федерального органа исполнительной власти по валютному контролю осуществляет:

- межведомственную  координацию и методологическое  обеспечение валютного контроля, включая комплексное планирование  деятельности контролирующих, правоохранительных  и иных федеральных органов  исполнительной власти в области  валютного контроля;

- выявление  и анализ валютных операций  резидентов, имеющих подозрительные  признаки, в целях предотвращения  утечки капитала за рубеж;

- целевые  и комплексные проверки соблюдения  валютного законодательства по  поручениям Правительства РФ (в  территориальном и отраслевом  разрезах);

- обеспечение  функционирования единой системы  экспертной оценки количества  и качества валютоемких экспортируемых  товаров;

- создание  единой системы учета валютных  операций по реализации морепродуктов,  добываемых за пределами таможенной территории РФ.10

     Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

     Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право:

- знакомиться  с актами проверок, проведенных  органами и агентами валютного  контроля;

- обжаловать  решения и действия (бездействие)  органов и агентов валютного  контроля и их должностных  лиц в порядке, установленном  законодательством РФ;

- на  возмещение в установленном законодательством  РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов  валютного контроля и их должностных  лиц.

     Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля обязаны:

- представлять  органам и агентам валютного  контроля необходимые документы  и информацию;

- вести  в установленном порядке учет  и составлять отчетность по  проводимым ими валютным операциям,  обеспечивая сохранность соответствующих  документов и материалов в  течение не менее трех лет  со дня совершения соответствующей  валютной операции, но не ранее  срока исполнения договора;

- выполнять  предписания органов валютного  контроля об устранении выявленных  нарушений актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования.

     Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. 11

     Например, ст. 15.25 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Проблемы  и перспективы  развития валютного  контроля в России

     Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новых для российской экономики и законодательства проблем. К таким проблемам относятся, прежде всего, массовая утечка из России за рубеж валютных средств и нестабильность валютного курса. Рассмотрим каждую из проблем более подробно.

     Нынешняя ситуация на валютном рынке далека от требуемой для продолжения процесса либерализации, она характеризуется неустойчивым равновесием на рынке, что проявляется в незаметных колебаниях курса доллара, которые обрели циклический характер. Явление цикличности на российском валютном рынке наблюдалось и ранее.

     Особенность финансового рынка России после кризиса состоит в том, что подавляющую часть расчетов коммерческие банки осуществляют не между собой, а через Банк России, соответственно значительно возросла роль корреспондентских счетов коммерческих банков в Банке России. В результате либерализации исчезла разница в курсах доллара на единой торговой сессии и на дневной, возросли масштабы перетока капитала между двумя торговыми сессиями, и Банк России оказался вынужден либо проводить интервенции как на единой, так и на дневной торговой сессии, либо смириться с колебаниями курса.

     Другая проблема – это вывоз капитала из России, который исчисляется миллионами долларов. Возврат из-за рубежа незаконно вывезенных из России валютных средств в современных экономических и политических условиях представляет собой первоочередную государственную задачу.  

34

Особая  важность решения проблемы заключается  в том, что масштабы утечки капитала, возрастающие из года в год, послужили  одной из причин дестабилизации экономики. Вывоз и не возврат валютных средств  принял угрожающие размеры, как при  совершении внешнеэкономических сделок, так и на внутреннем валютном рынке, связанном с конвертацией рублей, обналичиванием и вывозом валюты физическими лицами, отмыванием средств, полученных в результате преступной деятельности.

     Доля «грязных» денег составляет 30-40% общего объема российского капитала, осевшего за рубежом. Ежемесячно гражданами РФ переводится за рубеж, по данным иностранных правоохранительных органов, примерно 1 миллиард долларов. По оценкам специалистов Банка России, ежегодный незаконный вывоз капитала из страны составляет от 12 до 15 миллиардов долларов.

     Острота проблемы незаконного вывоза российского капитала побудила Президента и Правительство Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение поступления в страну экспортной валютной выручки и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж.

Главной задачей валютного контроля в  современных условиях является ограничение  масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании  предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

     В процессе проведения в России экономических реформ становление новой системы государственного регулирования экономики, финансовой и банковской сфер и внутреннего валютного рынка в частности заметно отставало от темпов, которыми осуществлялась их либерализация. Следствием этого стало то, что капитал из страны вывозиться не столько в нарушение закона, сколько в обход действующих и нормативно-правовых норм.12

      Для сдержания утечки капитала из экономики необходимо разработать стратегическую программу и тактику действий, сделать "бегство" капитала экономически невыгодным. Прежде всего, необходимо обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность в России и защиту прав собственности. Необходимо преодолеть трудности, связанные с тем, что каждое перемещение денежного капитала удаляет его от нелегального источника происхождения, а несколько операций на зарубежных финансовых рынках затрудняет выявление этого источника. Необходим контроль за бартерными контрактами, так как российский экспорт по товарообменным сделкам по стоимости в несколько раз превышает встречные поставки из-за рубежа, а договорные цены отклоняются от среднемировых. В целях частичной репатриации «беглого» капитала с учетом мирового опыта целесообразно избирательно применять экономическую амнистию, не распространяя её на «грязные» деньги, связанные с уголовными преступлениями. Необходимо также ускорить формирование в России более эффективной структуры управления экономикой в целях ограничения олигархического и коррумпированного аппарата и «теневого» перераспределения доходов в пользу бизнесменов, которые переводят их за рубеж. Необходимы межправительственные соглашения о сотрудничестве в области экспортного и валютного контроля.

     России система контроля необходима для ограничения бегства капитала и направление средств, полученных от операций с сырьем, в сектор с высокой добавочной стоимостью, а также, чтобы предоставить правительству определенную денежную автономию, необходимую для проведения политики быстрого роста.

     Управление валютным курсом может быть жизненно необходимо стране, нуждающейся в перестройке большинства сегментов экономики. Колеблющийся реальный валютный курс делает не ясным возможности обеспечения прибыли и сводит к нулю попытки инвестирования.

36

Единственным  решением проблемы в таком случае будет влияние на реальный обменный курс рубля через постоянную девальвацию  номинального обменного курса. Но для  этого необходима полная защищенность от спекуляций на финансовых рынках.

Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации