Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:07, курсовая работа
На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы валютного контроля…………………………………………………………………………5
1.1. Происхождение, понятие и сущность валютного контроля………………………………………………………………………….5
1.2. Основы валютного регулирования и валютного контроля………………………………………………………………………….9
2.Валютный контроль в России……………………………………………………………………………19
2.1. Развитие валютного законодательства в РФ………………………………………………………………………………...19
2.2. Органы и агенты валютного контроля в РФ………………………………………………………………………………...24
3.Проблемы и перспективы развития валютного контроля в России……………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
«Экономика таможенного дела»
на тему:
“ Особенности
организации валютного
контроля в Российской
Федерации”
Нижний Новгород
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические
основы валютного
контроля…………………………………………………………
1.1. Происхождение,
понятие и сущность валютного контроля…………………………………………………………
1.2. Основы
валютного регулирования и валютного
контроля…………………………………………………………
2.Валютный
контроль в России………………………………………………………………
2.1. Развитие
валютного законодательства в РФ…………………………………………………………………………
2.2. Органы
и агенты валютного контроля в РФ…………………………………………………………………………
3.Проблемы
и перспективы
развития валютного
контроля в России…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
2
Введение
На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.
Эта система, будучи введенной в действие сравнительно недавно, уже привела к ощутимым результатам: к снижению сокрытой выручки предприятий, уменьшению незаконных валютных операций, осуществляемых резидентами РФ. Достичь этого удалось посредством двустороннего валютного контроля, с одной стороны контроля за поступлением валютной выручки, а с другой контроля за обоснованностью платежей за импортируемые товары.
Почти все страны, занимающие лидирующее место в мировой экономике, на пути к этому использовали политику ограничений на движение капиталов и иных валютных операций, в первую очередь направленных на недопущение оттока валютных ценностей.
С началом экономических преобразований в нашей стране также появилась необходимость валютного регулирования зарождающихся рыночных отношений.
Валютное регулирование, как часть денежно-кредитной
политики государства, направлено на достижение
и поддержание экономической стабильности
в обществе, обеспечение экономической
безопасности, установление порядка проведения
операций с валютными ценностями и реализуется
через механизм валютных ограничений
и валютного контроля.
3
В области валютного законодательства за последние десять лет произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой государственной валютной монополии.
Важным стало принятие в конце 2003 года нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации", что позволяет сказать, что законодательство нашей страны приводится во все большее соответствие с международными правилами и стандартами.
Закон введен в действия в мае 2004 года.
Формирование адекватной нормативной правовой базы по осуществлению валютного контроля предполагает создание условий для возможности предупреждения и пресечения таможенными органами правонарушений, совершаемых любыми лицами в ходе проведения ими как валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу России, так и перемещением валютных ценностей, а также для обеспечения возврата незаконно вывезенного из страны капитала.
В настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.
Целью курсовой работы является анализ валютного контроля в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- дать понятие валютного контроля;
- рассмотреть
роль и задачи валютной
- рассмотреть
особенности организации
- рассмотреть
проблемы и перспективы
4
1.Теоретические основы валютного контроля
1.1. Происхождение, понятие и сущность валютного контроля
Валютный контроль - составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций:
- контроль за перемещением через таможенную границу валютных ценностей;
- контроль за валютными операциями;
- контроль
за выполнением резидентами
В современных экономических условиях валютный контроль служит основным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности и контроля над ее осуществлением.
Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики стран. Конечная цель валютного регулирования в странах с внутренне конвертируемой валютой - свободная конвертируемость национальной валюты. Тактические цели валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции, которые, прежде всего, связаны с основными макроэкономическими показателями. Среди данных характеристик наиболее существенными являются низкая конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, недостаточная эффективность инвестиций, высокая инфляция, высокий уровень долгового бремени, плохая кредитная история, близкая к монопродуктовой структура экспорта, неразвитость современных рыночных институтов и, наконец, недостаточное урегулирование отношений собственности.1
В той или иной степени все перечисленное присуще российской экономике, и переход к конвертируемости предполагает последовательный процесс доведения фундаментальных экономических показателей до приемлемого уровня. В конечном счете конвертируемость национальной валюты и ее обменный курс только отражают уровень развития и стабильность национальной экономики. В случае несоответствия уровня развития экономики взятым обязательствам по конвертируемости неизбежно наступает насильственное разрешение накопленных противоречий в виде финансовых кризисов, девальваций и программ стабилизации.
Последнее утверждение относится и к наиболее развитым экономикам.
Нестабильность валютных курсов, усугубляющая возможности проявления кризисов, исторически обусловила развитие различных теорий валютного курса, которые пытались определить факторы, оказывающие существенное влияние на его изменение, и разработать меры по его регулированию. Это теории: паритета покупательной способности, регулируемой валюты, ключевой валюты, валютной стабильности на базе фиксированных паритетов и курсов, плавающих валютных курсов, оптимальных валютных зон, нормативная теория валютного курса и др. Каждый из перечисленных подходов в отдельности не учитывает всех факторов, оказывающих влияние на валютный курс, однако в целом они дают представление о возможных направлениях валютной политики, которые могут быть более или менее адекватны условиям определенной финансовой ситуации.
Многие развитые страны пришли к либерализации валютного регулирования, свободному курсообразованию эволюционным путем лишь в 80-е годы, перейдя к полной конвертируемости валют и снятию ограничений для движения капитала. В 1997 г. было подписано Шенгенское соглашение, согласно которому 13 из 15 стран ЕЭС (кроме Великобритании и Ирландии) установили наиболее льготный режим во внешнеэкономической деятельности. В соответствии с этими правилами контроль за экспортно-
6
импортными операциями осуществляют уполномоченные посредники (центральные банки, министерства финансов, девизные (валютные) банки), которые действуют по рекомендациям соответствующих министерств (экономики, иностранных дел и финансов, промышленности, торговли и т.д.). В некоторых странах были созданы специальные учреждения (в Италии - Итальянское бюро валютных операций, в Швейцарии - Федеральный совет, в Швеции - Национальный совет, в Бельгии и Люксембурге - Бельгийско-Люксембургская административная комиссия и т.д.), которые контролировали операции в сфере внешней торговли.
Так, обязательная продажа выручки от экспорта товаров существует в Ирландии, Швеции, где валютная выручка должна быть предложена для продажи одному из уполномоченных банков. В Бельгии, Швейцарии, Португалии валютные поступления от экспорта могут использоваться на любые цели и даже оставаться за рубежом.
Для стран Восточной Европы также характерны данные процессы. Например, если выручка от экспорта поступает в свободно конвертируемых валютах, как это имеет место в Венгрии, полученная выручка должна быть сдана в уполномоченные коммерческие банки и пересчитана в национальную валюту (форинты) в течение восьми дней с даты поступления иностранной валюты. И, наоборот, если в Венгрии экспортная выручка получена нерезидентами в венгерской национальной валюте, она может размещаться на специальных внешнеторговых счетах в уполномоченных банках и не конвертироваться в национальную валюту. Эта выручка может использоваться для оплаты покупаемых в других странах товаров и услуг или для осуществления операционных расходов иностранных фирм.
Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации