Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы валютного контроля…………………………………………………………………………5
1.1. Происхождение, понятие и сущность валютного контроля………………………………………………………………………….5
1.2. Основы валютного регулирования и валютного контроля………………………………………………………………………….9
2.Валютный контроль в России……………………………………………………………………………19
2.1. Развитие валютного законодательства в РФ………………………………………………………………………………...19
2.2. Органы и агенты валютного контроля в РФ………………………………………………………………………………...24
3.Проблемы и перспективы развития валютного контроля в России……………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике ТД.docx

— 106.97 Кб (Скачать)

     Экспортеры в отдельных случаях должны репатриировать валютные поступления в течение определенного установленного срока, например, в Болгарии - одного месяца, а в Польше - двух месяцев. Она может быть также продана на межбанковском валютном рынке.

7

     Распоряжаться остатками средств по счетам резиденты могут свободно по своему усмотрению (Румыния). В других странах (Венгрия) ограничения во времени репатриации экспортных поступлений с момента отгрузки товаров отсутствуют. Но в этом случае предприятия, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, должны представлять в национальный банк страны отчеты, отражающие неоплаченные требования по данным экспортным операциям.

Для стран  Юго-Восточной Азии характерно, что  курс национальных валют устанавливается  по отношению к корзине валют  ведущих торговых партнеров. Например, на Филиппинах действует особый порядок, согласно которому валютные поступления  по экспортным операциям должны быть произведены в установленных  валютах, к которым относят: австралийские  доллары, динары Бахрейна, американские доллары, евро и другие, которые Центральный  банк Филиппин может объявить приемлемыми.

     В некоторых странах (Сингапур) заблокированы финансовые активы резидентов Гаити, Ирака, Ливии и других государств. В Индонезии, Малайзии и других странах запрещен ввоз товаров в Израиль, Югославию и в те страны, на торговлю с которыми наложено эмбарго ООН по соображениям национальной безопасности. Ряд категорий экспортных товаров подпадает под лицензирование и квотирование и другие нетарифные ограничения в США, Канаде, Норвегии и странах ЕС.

     Характеризуя импортные операции стран Юго-Восточной Азии, следует отметить, что действующий механизм контроля является достаточно жестким, что, в частности, можно рассматривать в качестве одного из мероприятий протекционистской политики. В то же время некоторые страны, например, Сингапур, участвуют в соглашении об общих действительных преференциальных тарифах для Зоны свободной торговли стран.2 

1.2. Основы валютного регулирования и валютного контроля

     Основным документом, регламентирующим совершение банками валютных операций, является введенный в действие Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ. В законе определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля. В законе дается ряд основных понятий валютного регулирования.

     «Валюта Российской Федерации»:

- денежные  знаки в виде банкнот и монеты  Банка России, находящиеся в обращении  в качестве законного средства  наличного платежа на территории  Российской Федерации, а также  изымаемые либо изъятые из  обращения, но подлежащие обмену  указанные денежные знаки;

- средства  на банковских счетах и в  банковских вкладах;

     «Иностранная валюта»:

- денежные  знаки в виде банкнот, казначейских  билетов, монеты, находящиеся в  обращении и являющиеся законным  средством наличного платежа  на территории соответствующего  иностранного государства (группы  иностранных государств), а также  изымаемые либо изъятые из  обращения, но подлежащие обмену  указанные денежные знаки;

- средства  на банковских счетах и в  банковских вкладах в денежных  единицах иностранных государств  и международных денежных или  расчетных единицах;

9

     «Внутренние ценные бумаги»:

- эмиссионные  ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана в валюте Российской  Федерации и выпуск которых  зарегистрирован в Российской  Федерации;

- иные  ценные бумаги, удостоверяющие право  на получение валюты Российской  Федерации, выпущенные на территории  Российской Федерации;

     «Внешние ценные бумаги» - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

     «Валютные ценности» - иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

     «Резиденты»:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан  Российской Федерации, признаваемых постоянно  проживающими в иностранном государстве  в соответствии с законодательством  этого государства;

б) постоянно  проживающие в Российской Федерации  на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства;

в) юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся  за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства  и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в»;

д) дипломатические  представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные  представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации  при межгосударственных или межправительственных организациях; 
 

10

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые  выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом  и принятыми в соответствии с  ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми  актами;

     «Нерезиденты»:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в  соответствии с подпунктами «а»  и «б» понятия «резидент»;

б) юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством иностранных  государств и имеющие местонахождение  за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные  в Российской Федерации дипломатические  представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства  в Российской Федерации;

е) находящиеся  на территории Российской Федерации  филиалы, постоянные представительства  и другие обособленные или самостоятельные  структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и  «в»;

ж) иные лица, не указанные в перечне «резидент»;

     «Уполномоченные банки» - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных

11

организаций, созданных в соответствии с законодательством  иностранных государств, имеющие  право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

     «Валютные операции»:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждения резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации  и внутренних ценных бумаг в качестве средств платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и  отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента  валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средств  платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации  и внутренних ценных бумаг;

д) перевод  иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних  ценных бумаг со счета, открытого  за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и  со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации; 
 
 

12

е) перевод  нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг  со счета (с раздела счета), открытого  на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

     «Специальный счет» - банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае установления в соответствии с настоящим Федеральным законом требовании об осуществлении валютной операции с использованием специального счета такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета;

     «Валютные биржи» - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации;3

     В действующем законе кардинально изменен подход к регулированию валютных операций между резидентами и нерезидентами. До настоящего времени без ограничений осуществлялись только текущие валютные операции, исчерпывающий перечень которых был закреплен законодательно, а в отношении всех остальных операций Банк России мог произвольно устанавливать любой порядок совершения. В настоящем законе отсутствуют критерии деления валютных операций на текущие и капитальные. Теперь в законе приведен исчерпывающий перечень валютных операций движения капитала, в отношении которых органами валютного регулирования могут быть установлены валютные ограничения. Все остальные валютные операции, не попавшие в перечень, а также те из числа регулируемых валютных операций, в отношении которых специально не установлен порядок их совершения, осуществляются без ограничений.

     Действующий закон предусматривает полный отказ от существовавшей ранее разрешительной системы совершения валютных операций движения капитала, и более того - прямой запрет на установление требований о получении индивидуальных разрешений.

     Законом закреплено лишь два допустимых вида валютных ограничений. Это требование об использовании специального счета и требование о резервировании. Требование о резервировании устанавливается в отношении следующих валютных операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности:

     1. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.

     Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации