Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:07, курсовая работа
На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы валютного контроля…………………………………………………………………………5
1.1. Происхождение, понятие и сущность валютного контроля………………………………………………………………………….5
1.2. Основы валютного регулирования и валютного контроля………………………………………………………………………….9
2.Валютный контроль в России……………………………………………………………………………19
2.1. Развитие валютного законодательства в РФ………………………………………………………………………………...19
2.2. Органы и агенты валютного контроля в РФ………………………………………………………………………………...24
3.Проблемы и перспективы развития валютного контроля в России……………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………
Экспортеры в отдельных случаях должны репатриировать валютные поступления в течение определенного установленного срока, например, в Болгарии - одного месяца, а в Польше - двух месяцев. Она может быть также продана на межбанковском валютном рынке.
7
Распоряжаться остатками средств по счетам резиденты могут свободно по своему усмотрению (Румыния). В других странах (Венгрия) ограничения во времени репатриации экспортных поступлений с момента отгрузки товаров отсутствуют. Но в этом случае предприятия, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, должны представлять в национальный банк страны отчеты, отражающие неоплаченные требования по данным экспортным операциям.
Для стран Юго-Восточной Азии характерно, что курс национальных валют устанавливается по отношению к корзине валют ведущих торговых партнеров. Например, на Филиппинах действует особый порядок, согласно которому валютные поступления по экспортным операциям должны быть произведены в установленных валютах, к которым относят: австралийские доллары, динары Бахрейна, американские доллары, евро и другие, которые Центральный банк Филиппин может объявить приемлемыми.
В некоторых странах (Сингапур) заблокированы финансовые активы резидентов Гаити, Ирака, Ливии и других государств. В Индонезии, Малайзии и других странах запрещен ввоз товаров в Израиль, Югославию и в те страны, на торговлю с которыми наложено эмбарго ООН по соображениям национальной безопасности. Ряд категорий экспортных товаров подпадает под лицензирование и квотирование и другие нетарифные ограничения в США, Канаде, Норвегии и странах ЕС.
Характеризуя импортные операции стран
Юго-Восточной Азии, следует отметить,
что действующий механизм контроля является
достаточно жестким, что, в частности,
можно рассматривать в качестве одного
из мероприятий протекционистской политики.
В то же время некоторые страны, например,
Сингапур, участвуют в соглашении об общих
действительных преференциальных тарифах
для Зоны свободной торговли стран.2
1.2. Основы валютного регулирования и валютного контроля
Основным документом, регламентирующим совершение банками валютных операций, является введенный в действие Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ. В законе определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля. В законе дается ряд основных понятий валютного регулирования.
«Валюта Российской Федерации»:
- денежные
знаки в виде банкнот и монеты
Банка России, находящиеся в обращении
в качестве законного средства
наличного платежа на
- средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
«Иностранная валюта»:
- денежные
знаки в виде банкнот,
- средства
на банковских счетах и в
банковских вкладах в денежных
единицах иностранных
9
«Внутренние ценные бумаги»:
- эмиссионные
ценные бумаги, номинальная стоимость
которых указана в валюте
- иные
ценные бумаги, удостоверяющие право
на получение валюты
«Внешние ценные бумаги» - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;
«Валютные ценности» - иностранная валюта и внешние ценные бумаги;
«Резиденты»:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в»;
д) дипломатические
представительства, консульские учреждения
Российской Федерации и иные официальные
представительства Российской Федерации,
находящиеся за пределами территории
Российской Федерации, а также постоянные
представительства Российской Федерации
при межгосударственных или межправительственных
организациях;
10
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
«Нерезиденты»:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» понятия «резидент»;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные
в Российской Федерации дипломатические
представительства, консульские учреждения
иностранных государств и постоянные
представительства указанных
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся
на территории Российской Федерации
филиалы, постоянные представительства
и другие обособленные или самостоятельные
структурные подразделения
ж) иные
лица, не указанные в перечне «резидент»
«Уполномоченные банки» - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных
11
организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;
«Валютные операции»:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждения резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средств платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средств платежа;
г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
д) перевод
иностранной валюты, валюты Российской
Федерации, внутренних и внешних
ценных бумаг со счета, открытого
за пределами территории Российской
Федерации, на счет того же лица, открытый
на территории Российской Федерации, и
со счета, открытого на территории Российской
Федерации, на счет того же лица, открытый
за пределами территории Российской
Федерации;
12
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;
«Специальный счет» - банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае установления в соответствии с настоящим Федеральным законом требовании об осуществлении валютной операции с использованием специального счета такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета;
«Валютные биржи» - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации;3
В действующем законе кардинально изменен подход к регулированию валютных операций между резидентами и нерезидентами. До настоящего времени без ограничений осуществлялись только текущие валютные операции, исчерпывающий перечень которых был закреплен законодательно, а в отношении всех остальных операций Банк России мог произвольно устанавливать любой порядок совершения. В настоящем законе отсутствуют критерии деления валютных операций на текущие и капитальные. Теперь в законе приведен исчерпывающий перечень валютных операций движения капитала, в отношении которых органами валютного регулирования могут быть установлены валютные ограничения. Все остальные валютные операции, не попавшие в перечень, а также те из числа регулируемых валютных операций, в отношении которых специально не установлен порядок их совершения, осуществляются без ограничений.
Действующий закон предусматривает полный отказ от существовавшей ранее разрешительной системы совершения валютных операций движения капитала, и более того - прямой запрет на установление требований о получении индивидуальных разрешений.
Законом закреплено лишь два допустимых вида валютных ограничений. Это требование об использовании специального счета и требование о резервировании. Требование о резервировании устанавливается в отношении следующих валютных операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности:
1. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.
Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.
Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации