Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:07, курсовая работа
На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы валютного контроля…………………………………………………………………………5
1.1. Происхождение, понятие и сущность валютного контроля………………………………………………………………………….5
1.2. Основы валютного регулирования и валютного контроля………………………………………………………………………….9
2.Валютный контроль в России……………………………………………………………………………19
2.1. Развитие валютного законодательства в РФ………………………………………………………………………………...19
2.2. Органы и агенты валютного контроля в РФ………………………………………………………………………………...24
3.Проблемы и перспективы развития валютного контроля в России……………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………
2. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за проводимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, а также за поставляемые
14
товары, необходимые для выполнения этих работ, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации, и предусматривают только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.
Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения пятилетнего срока со дня заключения договора о проведении соответствующих строительных и подрядных работ между резидентом и нерезидентом, а при экспорте товаров - со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.
3. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.
Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня возникновения обязательств в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, а при экспорте товаров - со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.
4. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок
15
более
трех лет в виде предварительной
оплаты при импорте товаров, указанных
в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры
внешнеэкономической
Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты импортируемых товаров.
5. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.
Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты в связи с внешнеторговой деятельностью.
6. Требования о резервировании, установленные для валютных операций, описанных в пунктах 3 и 5, не применяются при предоставлении
16
резидентами
нерезидентам отсрочки платежа либо
коммерческого кредита на срок до
года при условии наличия
В качестве способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом могут быть использованы:
- безотзывный
аккредитив, покрытый за счет
плательщика по аккредитиву,
- банковская
гарантия банка за пределами
территории Российской
- договор
имущественного страхования
- вексель,
выданный нерезидентом в
В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» уполномоченные банки, осуществляя переводы средств в иностранной валюте по поручению юридических лиц за границу, обязаны осуществлять валютный контроль за платежами в инвалюте.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;
17
в) проверка соответствия валютных операций, проводимых юридическим лицом, кодам валютных операций, указанных в перечне валютных операций
г) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Статья 25 Закона предусматривает ответственность
за нарушение актов валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования. Резиденты и
нерезиденты, нарушившие положения актов
валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования,
несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.4
2.Валютный контроль в России
2.1. Развитие валютного законодательства в Российской Федерации
Валютное законодательство в Российской Федерации претерпело значительные изменения за последние годы. Если до 1986 г. валютная монополия государства в СССР сопровождалась практическим отсутствием каких-либо законодательных актов, то с 1986 г. и по настоящее время ситуация коренным образом изменилась.
Децентрализация внешнеэкономической деятельности вовлекла туда тысячи новых субъектов. В начале (1987-1988) произошел бурный рост совместного предпринимательства на территории страны. Затем последовала реформа банковской системы, в результате чего вновь появившиеся независимые от государства коммерческие банки получили право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. На этом этапе развития внешнеэкономической деятельности отсутствовал специальный орган валютного регулирования, а источником валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в развитие нормативные акты министерств и ведомств. С течением времени стала понятна необходимость специального законодательного регулирования валютных операций, придания функций органов валютного регулирования одному или нескольким из органов государственного управления.
Главным документом, в котором были показаны
все важнейшие стороны валютных отношений
субъектов внешнеэкономической деятельности,
стало разработанное Госбанком СССР в
соответствии с его компетенцией как основного
органа валютного регулирования письмо
от 24 мая 1991 г. № 352 «Основные положения
о регулировании валютных операций на
территории
19
СССР». Этот документ и другие нормативные акты Госбанка СССР, разработанные на основе этого письма, заложили цивилизованную основу валютного регулирования.5
С вступлением в силу в ноябре 1992 года Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как «валютные ценности», «валюта Российской Федерации», «иностранная валюта», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала».
В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом были намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства. Данный Закон действовал на протяжении почти двенадцати лет и по праву мог быть назван одним из долгожителей в российском законодательстве. Несмотря на перемены в валютной политике России в сторону либерализации, происходившие в период действия этого закона, в него вносились незначительные по объему изменения.
С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний валютный рынок, который ранее находился в зачаточном состоянии.
Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе ЦБ РФ в области валютного регулирования. С начала 1991 года по начало 1993 года были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных бирж. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки. В настоящее время каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой.
В результате распада СССР и получения Россией суверенитета государство было вынуждено вести самостоятельную экономическую политику. И вполне естественно, что правительство Российской Федерации обеспокоено как удешевлением национальной валюты, так и все большей «долларизацией» экономики. С другой стороны, нестабильная до конца 1990-х годов политическая обстановка в России, все усиливающаяся стагнация и налоговое бремя побудила российских экспортеров оставлять всю выручку от своей внешнеэкономической деятельности за рубежом.
Следовательно, с одной стороны было сделано немало полезных шагов, направленных на ограничение обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации. С другой стороны, не имея достаточно прочного политического тыла для проведения разумной программы валютного регулирования, правительство выбрало самый прямой путь - валютные ограничения и запреты. В рамках этого изменялось и валютное законодательство.
Рассматривая валютный контроль в системе регулирования Российской Федерации, необходимо отметить, что он, включая валютные ограничения и государственные мероприятия по надзору, регистрации и статистическому учету, решает вполне конкретные задачи, которые руководство страны ставит перед ним в тот или иной момент экономического развития страны.
21
Несомненно, что при дальнейшем улучшении экономического положения страны должна адекватно меняться и правовая база, определяющая валютные ограничения в России, что повлечет за собой и соответствующие изменения в сторону смягчения или отмены применяемых государством административных мер, в том числе мер валютного контроля.
Вступивший в силу с 18 июня 2004 года новый Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» заложил серьезные либерально - экономические основы для радикальной перестройки механизма валютного регулирования и валютного контроля.
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Законом определяются основные принципы валютного регулирование и валютного контроля в Российской Федерации:
Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации