Основные формы регулирования ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

В свое время Всесоюзная торговая палата подготовила и опубликовала своды обычаев морских портов СССР и среди них «Свод обычаев морского порта Находка» (зафиксированы ВТП в 1968 г.). Обычаи не обязательно должны быть опубликованы, однако их знание очень важно при отгрузках груза через иностранные порты, в которых по-иному, чем в Инкотермс-90, могут трактоваться обязанности продавца и покупателя по ряду базисных условий. Это касается, например, отгрузок на условиях ФОБ в бельгийском порту Антверпен.
Применение торговых обычаев допускается в Конвенции ООН о договорах международной купли – продажи товаров.

Оглавление

1. Основные формы регулирования ВЭД 3
3. Правовое регулирование внешней торговли 15
4. Правовое регулирование свободных экономических зон 26
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

– ст. 1 п. 1: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства  участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты»;

– ст. 1 п. 2: «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;

– ст. 124 п. 1: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации... а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами».

В упомянутой статье Гражданского кодекса  РФ (п. 2 ст. 124) устанавливается также, что к публично-правовым образованиям (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальные образования) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Одной из таких особенностей является, например, суверенитет государства. Следствием суверенного характера государства как участника внешнеторговой деятельности стало появление принципа судебного иммунитета государства, в соответствии с которым государство не может быть привлечено судом к ответственности без его на то согласия. В соответствии со статьей 127 Гражданского кодекса РФ особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств должны быть определены специальным федеральным законом об иммунитете государства и его собственности. Такой закон до сих пор не принят.

Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности.

Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали из-за участия  Российской Федерации в международных  санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета (ст. 21 комментируемого Закона).

Для защиты экономических интересов  российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация  может вводить ответные меры. В  соответствии со статьей 24 комментируемого Закона специальный раздел ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности должен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц, а также перечень принятых или намечаемых ответных мер.

8. Исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Конституция РФ (ст. 34) закрепила: «Каждый  имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Применительно к внешнеторговой деятельности этот принцип означает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами Российской Федерации правил участники внешнеторговых сделок пользуются полной свободой деятельности.

4. Правовое  регулирование свободных экономических  зон

 

Особый режим хозяйственной, в  том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах (ст. 42 Закона).

В комментируемой статье определение  свободной экономической зоны почти  полностью повторяет формулировку, данную в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»: там предусматривалось, что «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации», а согласно комментируемой статье: «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах». Устойчивость формулировки можно связать и с тем, что законодатель намеренно связывает понятие «свободная экономическая зона» с кругом отношений, возникающих в рамках внешнеторговой или связанной с ней деятельности7 .

     Определение особой экономической зоны законодатель дает в комментируемом Законе и в Таможенном кодексе РФ.

Создание свободных экономических  зон (СЭЗ) является эффективной и  достаточно перспективной формой сотрудничества для привлечения инвестиций и успешного дальнейшего развития экономического и научного потенциала Российской Федерации.

СЭЗ, как правило, создаются на небольших  территориях с удобным транспортно-географическим положением.

В зависимости от специализации  хозяйственно-финансовой деятельности СЭЗ можно подразделить на:

– торговые (свободные таможенные, свободные порты и т.п.);

– производственные с функциями  импорта, импортозамещения или экспорта (промышленные парки, оффшоры и т.п.);

– технополисы и технопарки, а  также зоны обслуживания (информационного, туристского, банковского и т.п.).

Такая классификация приводится В.В. Кущенко в его работе «Особые  режимы внешнеэкономической деятельности: право и практика»8 .

Среди целей создания свободных  экономических зон можно выделить следующие: они создаются для повышения эффективности производства, для развития производительных сил и экспортного потенциала государства, для расширения производства импортозамещающей продукции, для инвестиционного, научно-технического прогресса, для развития финансовых и товарных рынков на территориях свободных экономических зон, для увеличения доходов бюджета государства, для выравнивания уровней развития территорий.

Выделим два основных требования, которые предъявляются к СЭЗ: они должны иметь льготы для привлечения иностранных инвестиций и выгодное экономико-географическое положение.

Примером соблюдения таких требований является Особая экономическая зона в Калининградской области. Федеральный закон от 22 января 1996 года № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» в ст. 7 закрепил следующие положения:

– товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);

– товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также на территорию Таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);

– товары, ввозимые из других стран  в Особую экономическую зону и  затем ввозимые на остальную часть  таможенной территории Российской Федерации, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в Особой экономической зоне и считающиеся произведенными в Особой экономической зоне), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);

Говоря о свободных экономических  зонах и их правовом регулировании, нельзя не отметить о принятом на шестнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (Постановление № 16-5 от 9 декабря 2000 года) Модельном законе «О свободных экономических зонах».

Данный Модельный закон содержит следующее определение свободной экономической зоны: это ограниченный участок территории государства, в пределах которого в соответствии с настоящим Законом и таможенным законодательством государства для товаров и транспортных средств устанавливается таможенный режим свободной таможенной зоны, а субъектам предпринимательской деятельности предоставляются налоговые льготы в соответствии с настоящим Законом и законодательством государства о налогах и сборах.

Статья 5 данного Модельного закона перечисляет следующие виды свободных  экономических зон.

– Зона экспортного производства.

Зона экспортного производства представляет собой вид свободной экономической зоны, в которой субъекты предпринимательской деятельности должны:

– быть зарегистрированными (аккредитованными) в данной зоне;

– осуществлять техническое перевооружение собственного производства, создавать новые или совершенствовать применяемые технологии, производить новые виды готовой продукции, полуфабрикатов или сырья;

– вывозить с территории данной зоны за пределы таможенной территории государства не менее 25 процентов товаров, отвечающих критериям продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны.

Зона экспортного производства создается на участке территории государства, имеющем выгодное экономико-географическое положение, развитые производственную и транспортную инфраструктуры, конкурентоспособное высокотехнологичное производство, научный и конструкторский потенциал и другие благоприятные условия для развития внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности государства. В данной зоне применяются налоговые льготы, предусмотренные в Модельном законе (ст. 8 данного Модельного закона).

– Свободная таможенная зона производственного  типа.

Данная зона представляет собой  вид свободной экономической  зоны, в которой субъекты предпринимательской  деятельности должны:

– быть зарегистрированными (аккредитованными) в данной зоне;

– осуществлять техническое перевооружение производства, создавать новые или  совершенствовать применяемые технологии, производить новые виды готовой  продукции, полуфабрикатов или сырья;

– вывозить с территории данной зоны на остальную территорию государства более 20 процентов товаров, являющихся импортозамещающими товарами и отвечающими критериям продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны.

Свободная таможенная зона производственного типа создается на участке территории государства, имеющем развитые производственную и транспортную инфраструктуры, конкурентоспособное высокотехнологичное производство, научный и конструкторский потенциал и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. В свободной таможенной зоне производственного типа разрешается совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товара в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, в том числе позиция товара на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода товара и в ней применяются налоговые льготы, предусмотренные в Модельном законе (ст. 9 данного Модельного закона).

– Свободная таможенная зона торгового типа.

Она представляет собой вид свободной  экономической зоны, в которой  субъекты предпринимательской деятельности должны:

– быть зарегистрированными (аккредитованными) в данной зоне;

– осуществлять коммерческие операции, связанные с выполнением особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или оказанием особо важных услуг населению.

– Инновационно-технологическая зона.

Такая зона представляет собой вид  свободной экономической зоны, на территории которой располагаются  научно-исследовательские, научно-учебные, опытно-конструкторские организации и предприятия, обеспечивающие исследования, разработки, опытное производство в области современных передовых технологий, ноу-хау, товаров и пользующихся в своей деятельности налоговыми льготами, установленными в Модельном законе.

– Сервисная зона.

Сервисная зона представляет собой  вид свободной экономической  зоны, на территории которой располагаются предприятия и организации, оказывающие туристические и оздоровительные услуги, а также услуги в сфере кредитно-финансовых отношений, аудита и консалтинга.

Информация о работе Основные формы регулирования ВЭД