Монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

В случае выявления несоответствия производится корректировка стратегий и планов. При разработке маркетинговой стратегии фирмы необходимо тщательно подходить к каждому из вышеперечисленных пунктов, чтобы создать качественную маркетинговую стратегию, которая бы полностью отражала специфику бизнеса, индивидуальность предприятия и рыночные условия.

Оглавление

Введение 3
Предпосылки монополистической конкуренции 5
Равновесие фирмы
Краткосрочный период 7
Долгосрочный период 8
Ограничение модели 9
Неценовая конкуренция 10
Монополистическая конкуренция и интересы общества
Сравнение с совершенной конкуренцией 12
Сравнение с монополией 14
Заключение 15
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономическая теория -монополистическая конкуренция..doc

— 123.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Монополистическая конкуренция и  интересы общества.

Сравнение с совершенной  конкуренцией. 

     Часто утверждают, что монополистическая  конкуренция ведет к менее  эффективному распределению ресурсов по сравнению с совершенной конкуренцией.

     Рисунок 3 сравнивает долгосрочное равновесное положение двух фирм. Одна фирма действует в условиях совершенной конкуренции и поэтому сталкивается с горизонтальной кривой спроса. Она 
будет производить объем выпускаQ1 по цена P1.

Рис. 3. Долгосрочное равновесие фирмы при совершенной и монополистической конкуренции. 

     Другая  действует в условиях монополистической конкуренции и соответственно сталкивается с кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Она будет производить меньший объем выпуска Q2 по 
более высокой цене Р2. Решающее допущение в данном случае состоит в том, что фирма в обоих случаях будет иметь одинаковую кривую долгосрочных средних издержек (LRAC). С учетом этого предположения монополистическая конкуренция обладает следующими неблагоприятными 
последствиями:

  • будет продаваться меньше товара по более высокой цене;
  • производство фирм не будет совпадать с точкой минимальных издержек.

     Производя больший объем продукции, фирмы сместятся в более низкую точку на кривой LRAC. Поэтому говорится, что фирмы при монополистической конкуренции обладают избыточными мощностями (excess capacity). На рис. 3 эта избыточная производственная мощность изображается отрезком Q1, Q2. Другими словами, монополистическая конкуренция служит типичным образцом достаточно большого количества фирм (например, бензоколонок), все из которых работают с менее чем оптимальным объемом производства и поэтому вынуждены устанавливать цену выше той, которую они могли бы назначить, если бы имели более значительный товарооборот. Как часто вы бывали на бензоколонках и должны, и стоять в очереди на заправку?

     С другой стороны, часто говорится, что  эти издержки монополистической конкуренции могут быть незначительными. Во-первых, хотя кривая спроса фирмы имеет нисходящий наклон, все же вероятно, что она будет высокоэластичной благодаря большому количеству товаров-замеиителей. Во-вторых, хотя фирма при монополистической конкуренции не будет работать именно в нижней точке кривой LRAC, характер отрасли 
может позволить получить некоторую экономию масштаба производства. Поэтому кривая LRAC будет ниже, чем в случае большего числа небольших фирм, которое необходимо для поддержания отрасли в состоянии совершенной конкуренции. Величина экономии от масштаба, если таковая 
существует, будет, очевидно, меняться от отрасли к отрасли.

     Более того, потребитель может выиграть от монополистической конкуренции  благодаря наличию более широкого ассортимента товаров, из которых он может выбирать. Каждая из фирм может удовлетворять некоторые конкретные требования отдельных потребителей. 

     Сравнение с монополией.

     Здесь аргументы весьма похожи на те, которые использовались при сравнении совершенной конкуренции и монополии. С одной стороны, свобода входа для новых фирм и соответственно отсутствие избыточных долгосрочных прибылей при монополистической конкуренции обычно помогают не допускать повышения цен для потребителей и стимулируют экономию издержек. С другой стороны, монополии достигают более крупной экономии от масштаба и имеют средства для инвестиций и НИОКР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Монополистическая конкуренция возникает там, где  существуют свободный вход в отрасль  и достаточно большое число фирм, действующих независимо друг от друга, но при этом каждая фирма обладает некоторой 
рыночной властью благодаря производству дифференцированных товаров или услуг.

     В краткосрочном периоде фирмы  могут получать избыточную прибыль. Однако в долгосрочном периоде свобода  входа в отрасль будет опускать прибыли до нормального уровня. Долгосрочное равновесие фирмы находится там, где кривая спроса (имеющая отрицательный наклон) касается долгосрочной кривой средних издержек.

     Долгосрочное равновесие — это равновесие избыточных мощностей. Учитывая, что кривая спроса имеет нисходящий наклон, точка ее касания с кривой LRAC не будет находиться в нижней точке кривой LRAC. Поэтому будет возможно увеличение производства при более низких средних издержках.

     На  практике избыточная прибыль может существовать и в долгосрочном периоде: фирмы имеют несовершенную информацию; вход может быть не полностью свободным; фирмы могут использовать неценовую конкуренцию, чтобы поддерживать преимущество перед своими конкурентами.

     Неценовая конкуренция может принимать форму разработки продукта или продвижения товара (реклама и т. д.).

     Монополистически конкурентные фирмы благодаря избыточным производственным мощностям могут иметь более высокие издержки, чем совершенно конкурентные фирмы, но потребители могут выиграть за счет 
широкого разнообразия товаров
.

     Монополистически конкурентные фирмы могут иметь меньшую экономию от масштабов производства, чем монополии, и проводить меньший объем НИОКР, но конкуренция способствует поддержанию более низких цен, чем при монополии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

  1. Экономикс. – 5-е изд. / Перевод с анг. под. ред. С.В. Лукина. – СПб.: Питер, 2005г. – 832с.: ил. – (серия «Учебник для вузов»).
  2. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко и др.; 2-е изд., пераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2000г. – 632с.  
  3. Экономическая теория: учебник / Р.М. Гусейнов, в.а. Семенихина. – М.: «Омега-Л», 2008г. – 440с. – (Высшее экономическое образование).

Информация о работе Монополистическая конкуренция