Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом по проблеме особенностей безработицы среди молодежи в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Ситуация, складывающаяся особенно на казахстанском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Рынок труда и молодежная безработица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Молодежная безработица на мировом рынке труда . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.1. Ситуация молодежной безработицы в мире
за 2000-2008 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.2. Прогнозы на будущее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Рынок труда Казахстана и молодежь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.1. Место молодежи на рынке труда РК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.2. Причины возникновения роста безработица
среди молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3.3. Последствия молодежной безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Организации и программы по обеспечению занятости
молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Молодежная политика социально ориентирована и направлена на расширение механизмов обеспечения гарантий молодежи и закрепление достигнутых результатов, повышение адресности, решение конкретных проблем в рамках определенных целевых групп молодежи. Наиболее эффективным путем по разрешению данной проблемы является создание условий для молодежного предпринимательства.
Концепция поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015 годы.
Концепция
поддержки и развития конкурентоспособности
молодежи (далее - Концепция) является
документом, определяющим общую стратегию,
основные направления, приоритеты, задачи
государственной политики в сфере молодежной
политики, занятости и образования молодежи,
жилищных проблем и механизмов их реализации.
Концепция развивает основные принципы
государственной политики, определенные
Конституцией Республики Казахстан, законами
Республики Казахстан от 26 июня 1998 года
«О национальной безопасности Республики
Казахстан», от 7 июня 1999 года «Об образовании»,
от 23 января 2001 года «О занятости населения»,
от 7 июля 2004 года «О государственной молодежной
политике в Республике Казахстан», посланиями
Президента страны народу Казахстана
1997 года «Казахстан - 2030 Процветание, безопасность
и улучшение благосостояния всех казахстанцев»,
Президента Республики Казахстан народу
Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия
вхождения Казахстана в число 50 наиболее
конкурентоспособных стран мира», Стратегическим
планом развития Республики Казахстан
до 2010 года, утвержденным Указом Президента
Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года
№ 735, Стратегией индустриально-инновационного
развития Республики Казахстан на 2003 -
2015 годы, утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан от 17 мая 2003 года
№ 1096, Государственной программой развития
образования
в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы,
утвержденной Указом Президента Республики
Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459, Программой
занятости населения Республики Казахстан
на 2005 - 2007 годы, утвержденной постановлением
Правительства Республики Казахстан от
27 января 2005 года № 68.
Концепция определяет занятость молодежи
в качестве общенационального приоритета,
закладывает направления для реализации
государственной молодежной политики
Республики Казахстан на длительный период
и является основой для кадровой и социальной
политики государства.
Реализация
государственной молодежной политики
в сфере труда и занятости
нашла отражение и в Законе
Республики Казахстан «О занятости
населения», согласно которому молодежь
в возрасте до 21 года, наряду с прочими,
определена как целевая группа, обеспечиваемая
государством мерами по содействию занятости.
В рамках Программы занятости населения
Республики Казахстан на 2005 - 2007 годы местные
исполнительные органы оказывают молодежи
содействие в подборе работы и трудоустройстве.
Молодежь трудоспособного возраста, зарегистрированная
в качестве безработных в органах занятости,
с их согласия может быть направлена на
общественные работы или пройти профессиональную
подготовку и переподготовку. При этом,
молодежь в возрасте до 21 года, воспитанники
детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, в возрасте до
23 лет имеют право участвовать в общественных
работах или пройти профессиональную
подготовку и переподготовку в приоритетном
порядке.
Динамика изменения занятости населения
свидетельствует о снижении уровня безработицы
среди молодежи. Так, уровень молодежной
безработицы снизился с 19,1% в 2001 году до
12,1% - в 2006 году.
Заметно сократилась доля безработной
молодежи в общей численности безработных
- с 30,8% в 2001 году до 27% - в 2006 году.
Вместе с тем, из-за низкой конкурентоспособности
молодежи на рынке труда, обусловленной
недостатком профессиональных знаний,
отсутствием квалификации и трудовых
навыков, уровень молодежной безработицы
продолжает оставаться высоким. В 2006 году
безработица среди молодежи была в 1,6 раза
выше, чем в среднем по республике. В региональном
разрезе за аналогичный период высокий
уровень безработицы наблюдается среди
молодежи в Атырауской - 14,7%, Костанайской
- 14,6% и Жамбылской - 14,2% областях, городе
Алматы - 20,9%.
Уровень молодежной безработицы выше у городского населения: в 2006 году он составил 14,1%, против 10,3% - среди сельского населения. По половому признаку уровень молодежной безработицы выше у женщин - 14,7% (у мужчин - 10,0%). Наивысший уровень молодежной безработицы у городского населения женского пола в возрасте 20-24 лет (16,7%), самый низкий уровень сложился у сельского населения мужского пола - 7,9%.
В качестве дальнейшей защиты молодежи от безработицы в Казахстане предлагают различные меры. По словам Рахмана Алшанова, параллельно с вузами при крупных и не очень компаниях должны быть созданы учебные центры с обеспечением практики на производстве. И заказчик доволен, и молодые люди будут стопроцентно трудоустроены. Причем учебу своего будущего специалиста, по мнению Алшанова, должно будет оплачивать само предприятие. Уже сейчас гранты вузам выдают около 300 казахстанских компаний.
Эксперты
также советуют Министерству образования
выделять государственный
Заключение
Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Намечая перспективы организации занятости подростков и молодежи, необходимо уделять внимание поддержке новых форм:
-
создания малых производств,
-
организации квотирования
- создания более эффективных и устойчивых механизмов организации временной занятости подростков.
Вопрос
об эффективности государственной
молодежной политики остается актуальным.
Государству пока слабо удается мобилизовать
молодежную инициативу в
общественных интересах. В решении вопросов
молодежной политики необходимо
добиться также более четкого разграничения
полномочий и ответственности окружных
органов и органов местного
самоуправления. Программы должны предусматривать
более тесную увязку основных элементов
государственной молодежной политики
с основными механизмами
реформирования российской экономики
и социальной сферы в целом.
Необходимо
вновь проработать практику бюджетных
выплат на цели
государственной молодежной политики.
Компенсаторные действия должны быть
строго ограничены четко выделенными
категориями нуждающихся в помощи молодых
людей и точно очерченным кругом задач.
Основные же усилия должны быть направлены
на конкретное воплощение инвестиций
в молодежь. Эта установка предполагает
иной подход к расчетам финансовых средств
на цели поддержки молодежных и детских
объединений. Смысл его - в
прогнозировании позитивных (в том числе
и финансовых) последствий от таких
социальных вложений как в обозримой,
так и особенно в отдаленной перспективе
(мировой опыт показывает, что вполне замысел
государственной молодежной политики
реализуется примерно через 30-40 лет после
начала осуществления первых мероприятий).
ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить
эффективную деятельность экономики.
Особенно остро проблема
Будем надеяться, что принятые программы по занятости населения не станут простой порчей бумаги, а будут эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического возрождения Казахстана.
Библиографический
список