Востребованность молодежи на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 01:20, доклад

Краткое описание

Очень важный параграф, где рассмотрим механизм спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления
На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

Файлы: 1 файл

доклад0.docx

— 23.25 Кб (Скачать)

Востребованность молодежи на рынке труда

Очень важный параграф, где рассмотрим механизм спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой  статус в общественной и социальной сфере. Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления

 На молодежный возраст  приходятся главные социальные  и демографические события в  жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

 В процессе формирования рыночных отношений произошли существенные

сдвиги в структуре  занятости населения, в спросе на различные категории работников, усилилась потребность в профессионалах для постоянно возникающих новых  специальностей. Бюджетные средства, выделяемые на подготовку молодого специалиста по конкретной специальности, затрачиваются с крайне низкой эффективностью, в результате чего экономика не получает необходимые кадры, выпускники образовательных учреждений вынуждены переучиваться

с учетом требований рынка  труда, образовательные учреждения продолжают

подготовку специалистов, невостребованных на рынке труда.

Механизм включения высшей школы в рыночные отношения тесно  связан с

удовлетворением спроса на специалистов. Однако необходимый баланс между спросом на определенные профессии и предложением со стороны выпускников вузов за последние годы еще не сформировался. Ориентация высшей школы на текущие потребности современного деформированного российского рынка (в частности, с сильными перекосами в строну торгово-посреднических, финансово-сервисных видов деятельности) искажает истинную потребность реальной экономики в объемах и структуре высшего образования в ближайшей перспективе.

В настоящее время разрушены существующие механизмы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Практически разорваны связи высших учебных заведений с производством. Не отработаны механизмы социального заказа на профессии, пользующиеся наибольшим спросом.

В силу сложившихся традиций и ценностей образования в  нашей стране целесообразна реализация концепции пресыщения экономики квалифицированными кадрами. С этой позиции такой рынок может гарантировать рациональное размещение и использование специалистов, конкуренцию реальных квалификаций и способностей, а не получение дипломов. Данный подход предусматривает сохранение масштабов подготовки специалистов и направлен на поддержание интеллектуального потенциала общества.

Важная роль в решении  данной проблемы, принадлежит государству, так как

необходимо определение  прогнозных параметров занятости с  позиции макроэкономики для разработки концепции развития профессионального образования.

Реализация общественно-экономической потребности в специалистах в рыночных условиях проявляется через спрос на образовательные услуги со стороны государственного сектора экономики в форме государственного заказа на подготовку специалистов, со стороны коммерческих структур — в форме договоров с профессиональными учебными заведениями.

Для того чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке  образовательных услуг, необходимо знать, каких специалистов, в каком  количестве нужно готовить сегодня и в перспективе, какими профессиональными знаниями и навыками они должны обладать, чтобы быть способными к трудовой деятельности на современных предприятиях.

Одно из направлений для  решения обозначенной проблемы предоставляет

система обучения студентов  определенных специальностей по заказу предприятий. Однако, эффективность этой системы осложняется рядом причин:

– отсутствием точных прогнозов  в потребности специалистов;

– отсутствием опыта работы предприятий в рыночных условиях;

– отсутствием в вузе структуры, принимающей заказы от предприятий  и отвечающей за их выполнение.

Вместе с тем представители  предприятий и организаций по-прежнему основным источником пополнения своего кадрового состава считают вузы, а не биржи труда или кадровые агентства. Это подтверждает необходимость эффективного взаимодействия рынка образовательных услуг высшего профессионального образования и рынка труда в процессе подготовки специалистов.

Формирование спроса на выпускников  конкретных направлений подготовки и специальностей, подчиняясь законам  рыночных отношений, зависит как

от общего социально-экономического положения в стране, так и от субъективных условий, складывающихся в отдельных регионах. Необходим приток свежих высококвалифицированных кадров, в первую очередь молодых специалистов как работников наиболее продуктивного возраста, способных приносить максимальную прибыль своим предприятиям.

Образование в настоящий  момент является не просто социально-экономической потребностью, а предпосылкой развития регионального, государственного, международного рынка труда. Результат несогласованности социальных и экономических потребностей приводит к длительному периоду адаптации выпускника вуза как специалиста на рынке труда.

Как стать конкурентоспособным  специалистом, как представить полученные знания и профессиональные навыки на современном рынке труда? Этим вопросом задается каждый выпускник вуза сразу после его окончания.

Понятие «конкурентоспособность»  специалиста мало изучено в отечественной  литературе. Под конкурентоспособностью товара понимают «относительную и обобщенную характеристику товара, выражающую его  выгодные отличия по степени удовлетворения потребности и по затратам на его удовлетворение». Поскольку основным результатом деятельности современного вуза является «качество выпускника», то есть «конечного продукта» на рынке образовательных услуг, конкурентоспособность выпускника — это показатель вузовской подготовки.

Исходя из подхода к пониманию качества подготовки специалистов приходится констатировать, что «существующая ныне система высшего профессионального образования продолжает поставлять на рынок труда невостребованных специалистов. Одной из причин этого явления является то, что молодые люди избирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям, а главное — потребностям рынка труда» .

Система образования должна быть ориентирована не только на задания  со стороны государства, но и на постоянно  возрастающий общественный образовательный  спрос, на конкретные интересы семей, местных  сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг  должна создать основу для формирования новых задач в образовании, условия его модернизации.

В целом в России применяются  такие же формы взаимодействия высшей

школы и промышленности, как и за рубежом, но значительно  меньше разнообразие используемых способов взаимосвязи вузов и предприятий. Эта особенность объясняется  фактом отсутствия механизмов адаптации рынка образовательных услуг высшего профессионального образования и рынка труда специалистов к новым экономическим условиям.

Решение проблемы взаимосвязанного прогнозирования рынка образовательных  услуг и рынка труда невозможно без включения в исследовательский  процесс третьего элемента этой системы — непосредственного потребителя образовательных услуг и участника рыночных отношений в трудовой деятельности. В данном

Случае, он будет выступать не в качестве пассивного носителя социально-трудовых отношений, характеризующегося определенными демографическими и социальными параметрами, но активного самостоятельного субъекта, обладающего потребностями, интересами, установками и целями относительно получения  образования и путей трудоустройства. Это делает проблему соотношения рынка

труда и рынка образовательных услуг многомерной.

Так, исследования проблем  трудоустройства выпускников вузов  в некоторых

регионах России выявили ряд негативных тенденций, свидетельствующих о несбалансированности в развитии рынка образовательных услуг высшего профессионального образования и рынка труда молодых специалистов:

– увеличение периода трудоустройства  выпускников вузов;

– незащищенность выпускников  вузов в вопросах трудоустройства  с точки

зрения законодательства, отсутствие реальной экономической заинтересованности в решении этих проблем как со стороны вузов, так и со стороны предприятий и организаций;

– недостаточность специализированных структур, профессионально занимающихся трудоустройством выпускников вузов, отсутствие соответствующих специализированных баз данных.

Одним из основополагающих факторов взаимовлияния рынка образовательных услуг и рынка труда, является востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой, которая требует анализа, оценки и прогнозирования.

По данным журнала «Деньги», востребованность выпускников является главным показателем в рейтинге российских вузов .

При этом основными критериями востребованности вузов выделяются:

– сочетание фундаментальных  знаний и тесной связи с компаниями работодателями;

– число принятых выпускников  на работу крупнейшими российскими  компаниями;

– уровень заработной платы  молодых специалистов.

Отношение молодежи к образованию  как человеческому и социальному  капиталу влияет на выбор конкретного  вуза и специальности. В этом случае выбор зависит от наличия «частного капитала» — экономических возможностей и социальных связей родителей; «интеллектуального капитала» будущего студента, а именно:

— знаний и способностей и «институционального капитала»  вуза и факультета,

— имиджа учебного заведения, репутации факультета, престижа специальности на рынке труда.

При выявлении особенностей процесса профессионального самоопределения  основными критериями выбора высшего  учебного заведения абитуриентами  и их родителями по-прежнему остаются:

– престиж вуза в регионе;

– наличие интересующей специальности и возможность оплачивать обучение;

– перспективы трудоустройства после окончания вуза.

Несмотря на рост последнего показателя, перспективы трудоустройства  являются предполагаемыми в период выбора будущей профессии. Как показывает практика, на момент окончания вуза перспективы трудоустройства могут значительно измениться.

Учитывая также, что одним из основных требований при трудоустройстве выпускников вузов является опыт практической работы, необходимо отметить низкий уровень готовности к профессиональной деятельности выпускников.

Важным показателем востребованности выпускников является период трудоустройства после окончания вуза. Практика показала, что предполагаемый период трудоустройства не совпадает с реальной возможностью выпускников.

Особое внимание стоит  уделить изучению методов поиска

работы, которыми пользуются выпускники. Несмотря на увеличившуюся самостоятельность, попрежнему большинство выпускников рассчитывают на помощь родителей и знакомых. Лишь небольшой процент выпускников планировали

обращаться в органы службы занятости  и Центр

содействия трудоустройству выпускников.

В быстро меняющейся среде  вуз не может позволить себе пассивное  следование за изменениями в обществе, он должен опережать изменения внешней  среды, иначе станет неконкурентоспособным.

Необходимо  разработать, а во многих ВУЗа хуже разработаны программы профессиональной ориентации и поддержки молодежи на рынке труда  для студентов старших курсов.

Для достижения значимых результатов  деятельности процесс самооценки вуза должен быть непрерывным и постоянным, главной задачей должно стать выявление потребности в специалистах в разрезе экономических и культурных изменений нашего региона.

В заключении, хотелось бы отметить, что система профессионального образования в условиях своей модернизации не может ограничиваться простым воспроизводством необходимых объемов рабочей силы для экономики. Модернизация системы профессионального образования должна быть ориентирована в первую очередь на потребности экономики, а не только на образовательные потребности граждан. Одним из компонентов модернизации системы профессионального образования должна быть модернизация государственной и муниципальной статистики, ориентированной на потребителя. Потребителями должны выступать не только федеральные органы управления, а в большей степени региональные и муниципальные органы управления. Система государственной и муниципальной статистики должна обладать систематизированной и комплексной информацией, позволяющей изучать взаимовлияние рынка образования и рынка труда.

Эффективная экономическая  стратегия образования как на федеральном, так

и на региональном уровнях невозможна без создания адекватного механизма

формирования, движения и  использования трудового потенциала, здесь особенно важно обеспечить качество и сбалансированность подготовки специалистов в системе профессионального образования как ключевого фактора социально-экономических реформ.

В современных условиях реформирования системы высшего профессионального  образования конкурентоспособность  вуза — один из основных показателей реализации образовательной политики вуза, во многом определяющий его рейтинг в числе других профильных высших учебных заведений. Конкурентоспособность вуза сегодня определяется его способностью готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем и внутреннем рынке труда, показателями трудоустроенных выпускников.

Информация о работе Востребованность молодежи на рынке труда