Содержание:
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………….….2
1. Анализ рынка образовательных
услуг в современной России…………………………………….…..3
1.1. Инвестиции в образование
– важнейший показатель устойчивого
экономического роста……………………………………………………………………………………………………………………………………..….3
1.2. Дошкольное образование…………………………………………………………………………………….…..……..9
1.3. Общее образование……………………………………………………………………………………………………..…10
1.4. Начальное проф. Образование………………………………………………………………………………..….…13
1.5. Средне – специальное образование……………………………………………………………………………..14
1.6. Высшее образование………………………………………………………………………………………………………14
2. Экономические проблемы образовательных
услуг и возможные пути их
решения…….18
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы…………………………………………………………………………………………………26
ВВЕДЕНИЕ.
Место и роль любой
страны в международном разделении
труда, ее конкурентоспособность
на мировых рынках обрабатывающих
отраслей и прогрессивных технологий
зависят прежде всего от качества
подготовки специалистов и от
тех условий, которые страна
создает для проявления и реализации
интеллектуального потенциала нации.
Роль знаний в экономическом
развитии стремительно возрастает,
опережая значимость средств
производства и природных ресурсов.
По оценкам Всемирного банка,
физический капитал в современной
экономике формирует 16% общего
объема богатства каждой страны,
природный - 20%, а человеческий
капитал - 64%. В таких странах,
как Япония и Германия, доля
человеческого капитала составляет
до 80% национального богатства. В
настоящее время ценности создаются
за счет повышения производительности
и использования нововведений, т.
е. применения знаний на практике.
Потребность в трансформации
российской системы образования
объективно обусловлена социально-экономическими
изменениями, происшедшими в России
за последние 10 лет. Она вытекает
из необходимости приведения
всех систем и подсистем народнохозяйственного
комплекса в соответствие с
требованиями восстановления утраченных
экономических позиций и обеспечения
перехода к постиндустриальному
обществу. Главной целью этой
трансформации является создание
такой образовательной системы,
в рамках которой молодые поколения
будут овладевать профессиями,
пользующимися спросом на рынке
труда, и знаниями, которые помогут
им продуктивно участвовать в
жизни демократического общества.
В процессе перехода
от индустриального к информационному
обществу создание и распространение
знаний становится ключевым фактором.
Эти процессы в значительной
степени опираются на использование
и развитие образовательной системы.
В последние годы
принят ряд важных правительственных
документов, определяющих перспективы
развития отечественной системы
образования. Это и Национальная
доктрина образования в Российской
Федерации до 2025 г., и Федеральная
программа развития образования
на 2000-2005 гг., и, конечно же, Концепция
модернизации российского образования
на период до 2010 г., одобренная
Правительством РФ в декабре
прошлого года. Видное место во
всех этих документах занимают
вопросы экономики. И это закономерно,
так как именно их решение
в современных условиях в значительной
степени определяет эффективность
функционирования системы образования.
Цель данной работы – проанализировав
систему образовательных услуг
РФ, выявить ее основные экономические
проблемы и определить возможные
пути их решения.
1. АНАЛИЗ РЫНКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
1.1 Инвестиции в образование
– важнейшиий показатель устойчивого
экономического роста.
Рост экономики России
определяется множеством разнообразных
факторов: увеличением количества ресурсов,
повышением их качества и совершенствованием
их использования. Подъем благосостояния
общества невозможен без создания условий
для экономического роста. Это, как
правило, требует инвестиций.
Для достижения устойчивого
экономического роста инвестиции
в образование (т.е. в человеческий
капитал) важны не меньше, чем
вложения в капитал физический.
В США каждый год, затраченный
на учебу, повышает заработную
плату работника в целом на
10 %. Инвестиции в человеческий
капитал связаны с издержками
упущенных возможностей. Многие
ученые утверждают, что человеческий
капитал особенно важен для
экономического подъема в стране,
поскольку он обеспечивает обществу
положительные внешние эффекты.
Социальные выгоды
от развития образования оценить
сложно. Считается, что более образованные
члены общества являются более
осведомленными избирателями, более
законопослушными гражданами и
приносят значительную выгоду, так
как идеи высококвалифицированных
специалистов по совершенствованию
технологий становятся достоянием
общества, что даёт возможность
каждому воспользоваться ими.
С этим утверждением связана
так называемая “утечки мозгов”,
с которой сталкиваются слаборазвитые
страны. Экономическое положение
страны, которую покидают квалифицированные
специалисты, может ухудшиться. Именно
вложения в человеческий капитал,
рост ценности человеческого
труда становятся важнейшими
факторами преобразования экономики,
так как человеческий капитал
может рассматриваться как запас,
который может накапливаться
и быть источником более высокого
дохода общества в будущем.
Образование не только позволяет
овладеть старыми, уже накопленными
знаниями, но и способствует приобретению
новых знаний, а также создаёт
условия для развития более
совершенных технологий. Таким образом,
развитие образования идет вперед
и создает предпосылки для
будущего прогресса.
Чтобы проанализировать
поведение субъектов на рынке
образовательных услуг, необходимо:
- во-первых, определить структуру
факторов, которые влияют на принятие
решений людьми по поводу целесообразности
получения образования, а следовательно,
и относительно объема инвестиций
в человеческий капитал;
- во-вторых, рассмотреть
факторы, которые определяют поведение
государства на рынке образования;
- в-третьих, оценить особенности
формирования предпочтений относительно
образовательных услуг с учетом
региона России;
- в-четвертых, определить
критерий структурирования образования,
который тесно коррелирует с
возрастом;
- в-пятых, исследовать
поведение других субъектов экономики
на рынке образования, которые
также являются потенциальными
участниками данного рынка и
предъявляют спрос на образовательные
услуги.
Под человеческим капиталом
экономисты понимают способности
человека его умения, знания, навыки.
Накопление человеческого капитала
происходит как в дошкольном
возрасте, так и в школе, техникуме,
университете, на курсах переобучения
или повышения квалификации. Методы
исследования спроса на любом
уровне образования или профессиональной
подготовки являются одними и
теми же.
Все вложения в образование
производятся с надеждой на
их высокую окупаемость в будущем.
Поэтому при принятии решении
об инвестициях в образование
сравниваются выгоды и издержки.
Оценка основывается на ожиданиях
всех субъектов экономики. Строго
говоря, ожидаемые выгоды являются
основным фактором при принятии
решения. Кроме того, норма отдачи
от образования для общества
отличается от нормы отдачи
для индивидуума, так как издержки
и выгоды от образования для
общества и индивидуума рассчитываются
по-разному.
Чтобы оценить ожидаемые
выгоды от инвестиций в человеческий
капитал с точки зрения индивидуумов,
необходимо выявить те факторы,
которые влияют на стремление
людей предъявлять спрос на
образование. Их можно условно
подразделить на краткосрочные
и долгосрочные.
Долгосрочные факторы (приоритеты):
1) высокий уровень заработной
платы в течение последующей
жизни;
2) большое удовлетворение
от избранной работы в течение
жизни (моральные выгоды);
3) достижение более высокого
социального статуса. Предполагается,
что в современном обществе
можно подняться из низов на
самый верх, и для этого нужны
только усилия. Существуют так
называемые "лифты" социальной
мобильности, одним из которых
является образование;
4) широкий доступ к
более перспективной, интересной
работе;
5) представления родителей
о будущем детей, что является
определяющим фактором в выборе
жизненной стратегии вследствие
традиционной системы семейного
воспитания в России;
6)уровень образования
и социальный статус родителей,
которые влияют на ориентацию
своих детей (преемственность
поколений, продолжение профессии
родителей). Для родителей высшее
образование ребенка выступает
как доказательство жизнеспособности
семьи, состоятельности ее материальных
и социальных ресурсов;
7) выбор профессии, сделанный
друзьями или знакомыми;
8) престиж того или
иного вида и уровня образования.
Краткосрочные факторы (приоритеты на
настоящий момент):
1) высокая оценка нерыночных
видов деятельности и интересов,
которые связаны с получением
образования (процесса обучения,
общения с друзьями, школьной
или студенческой жизни);
2) стремление юношей поступить
в любой вуз для того, чтобы
отсрочить службу в армии;
3) стремление девушек
поступить в вуз, вызванное
желанием удачно выйти замуж.
При прочих равных
условиях вероятность поступления
в техникум или вуз людей,
ориентированных на текущий момент
меньше, чем у людей, ориентированных
на будущее.
Теперь рассмотрим
выгоды, которые получает общество
от инвестиций в образование.
Они выше индивидуальных.
Общая выгода общества
рассчитывается без подоходного
налога на заработную плату,
так как общество в целом
выигрывает от услуг, предоставляемых
за счет налогов. Если рассматривать
образование как определенный
“сигнал” для рынка труда,
то социальная отдача от образования
заключается в том, что оно
помогает “сортировать” работников
в соответствии с их производительностью.
Богатство общества в целом
рассматривается как совокупность
человеческого и материального
капитала. Высокие инвестиции в
образование повышают производительность.
Выгоды от инвестиций
в образование получают и фирмы.
Институты образования обеспечивают
работодателей механизмом отбора.
Многие работодатели при приеме
претендентов на работу ориентируются
на их дипломы. Возможно, уровень
и качество образования являются
инструментом менее дорогостоящим,
чем любой другой, которым фирмы
могли бы воспользоваться.
Выгоды, получаемые высшими
учебными заведениями. Для поддержания
и повышения своего статуса
вуз стремится привлечь наиболее
талантливых и работоспособных
выпускников школ и других
общеобразовательных учреждений. Для
их выявления создается система
сложных вступительных испытаний.
Данная стратегия позволяет поднять
уровень подготовки выпускников,
что является важным фактором,
повышающим престиж данного вуза.
Ряд исследований, проведенных
в России, показывает, как формируются
ожидания в отношении будущих
заработков выпускников школ. В
частности, они свидетельствуют
о том, что средние доходы, получаемые
недавними выпускниками школ, оказывают
сильное влияние на решения
молодых людей и их родителей
относительно продолжения образования
или выхода на рынок труда.
По результатам опросов
ВЦИОМ, различия в заработной
плате оказывают влияние на
выбор будущей профессии и,
следовательно, учебного заведения.
Продолжение образования – это
возможность хорошего трудоустройства,
перспектива хороших заработков.
Стремление к образованию связано
также со стремлением к продвижению
по служебной лестнице.
Опросы населения подтверждают
высокое стремление к получению
высшего образования. Большинство
родителей и детей ориентированы
на высшее образование. Установка
на получение высшего образования
стала общепринятой нормой, практически
не зависящей от социальной
среды учащихся. Существует не
только высокий престиж во
всех социальных группах, но
и достаточно высокая мотивация
на его получение у жителей
села, а также в социальных
группах, традиционно считающихся социально
уязвимыми (многодетные, с безработными
родителями, с низким среднедушевым доходом).
Этот основной вывод
подтвердил репрезентативный опрос
семей по России, выполненный
фондом “Общественное мнение”
в 2002-2003 гг., в котором приняли
участие 9 020 респондентов. При этом
62 % опрошенных респондентов имели
детей, 38 % - не имели. Высшее образование
у членов семьи опрошенных
было у 35 % респондентов, среднее
специальное у 26 %, среднее техническое,
ПТУ – у 13 %, среднее общее
– у 13 %, незаконченное высшее
– у 5 %, неполное среднее –
у 5 %, начальное или ниже –
у 2 %, затруднялось ответить 2 % респондентов.
В семьях, где родители
имеют высшее образование, чаще
всего говорят о важности его
обучения. Реже других в этом
убеждены представители тех семей,
наивысший образовательный уровень
в которых – среднее общее
или более низкое образование.
Первые в 4 раза чаще вторых
заявляют о “безусловной важности”
высшего образования, а также
о своей готовности к материальным
затратам на его получение
детьми. Среди респондентов, имеющих
такую установку, несколько чаще
встречаются руководители разного
уровня и специалисты (т.е. люди,
сами имеющие высшее образование
или работающие на должностях,
предполагающих его наличие).