1.4 Начальное профессиональное
образование.
Особенность рынка
услуг профессионального образования
всех ступеней состоит в его
неоднородности. Он включает множество
сегментных, взаимосвязанных рынков,
которые формируются под влиянием
различных обстоятельств: уровня
и ступени образования, типа
учебного заведения, профиля подготовки,
характера специальности, пола, возраста,
семейного положения и других
факторов.
Начальное профессиональное
образование по сравнению со
средним специальным и высшим
наименее востребовано. В течение
всего периода социально-экономических
преобразований происходит плавное
сокращение как числа учебных
заведений, готовящих специалистов
соответствующей квалификации, так
и численности учащихся в них.
Если в 2001 учебном году в
республике в 32 учреждениях системы
начального профессионального образования
обучалось 13,1 тыс. учащихся, то
в 2004 учебном году на 23 учреждения
приходилось 9,5 тыс. учащихся. В
ПТУ обучаются в подавляющем
большинстве дети из семей
с доходом низким и ниже
среднего.
Если школьное обучение
ребенка требует финансовых вложений
почти от всех родителей (только
8% родителей школьников заявили,
что не делают таковых), то получение
профессионального начального образования,
как свидетельствуют результаты
опроса, - лишь от двух третей (около
30% семей, в которых есть учащийся
ПТУ, не отметили ни одного
вида соответствующих затрат). На
этой ступени образовательной
подготовки наибольшее число
семей (40%) несут затраты на
покупку канцелярских принадлежностей.
Приобретение учебников и учебных
принадлежностей как статью расходов
отметили четверть опрошенных. Семьи
учащихся ПТУ гораздо чаще, чем
родители школьников, вносят официальную
плату за обучение, но значительно
реже тратятся на дополнительные
образовательные услуги.
Спрос на услуги
профессионального начального образования
крайне низок. Видимо, на планы
подростков и их родителей
относительно обучения в ПТУ
влияет дальнейшее трудоустройство
выпускников этих заведений. Отличительными
особенностями представителей данной
социально-демографической группы
является их низкая конкурентоспособность
на рынке труда из-за отсутствия
достаточной квалификации, производственного
стажа и практического опыта
работы. При приеме на работу
возможна дискриминация, касающаяся
оплаты труда этой категории
работников. При массовом сокращении
численности персонала на многих
предприятиях первоочередному сокращению
подвержены именно недавние выпускники
ПТУ. Кроме того, большое влияние
на положение выпускников ПТУ
оказывает уровень полученного
образования, адаптированность к
изменяющейся ситуации на рынке
труда, а также ситуация в
конкретном ПТУ. Кроме того, необходимо
учитывать и психологическую
сторону данной проблемы. Молодые
специалисты, вышедшие на рынок
труда и не нашедшие на нем
достойного себе применения, склонны
считать себя "выброшенными за
борт", никому не нужными, что.
учитывая специфику молодежной
неуравновешенности, неустойчивости
нервной системы, бескомпромиссности,
может привести к необратимым
социальным последствиям.
Чтобы изменить ситуацию,
необходима четкая программа
по регулированию рассмотренных
проблем. Существует объективная
потребность общества в рабочих
кадрах. Необходимо реализовать
меры, которые приведут к возрастанию
роли профессионального начального
образования, которое является
ступенью в системе непрерывного
образования и многоуровневой
системе подготовки специалистов.
1.5 Среднее специальное
образование.
Система среднего специального
образования призвана готовить
рабочие кадры по специальностям
широкого профиля, пользующимся
спросом на рынке труда. Уровень
дохода семей поступающих в
ссузы - низкий и ниже среднего.
Большинство студентов ссузов - это
дети рабочих, служащих, технических
специалистов.
Чем выше уровень
образования членов семьи и
уровень ее дохода, тем выше
общие годовые затраты на обучение
ребенка в ссузе. Самые высокие
затраты на обучение в данном
случае - оплата учебы в платных
ссузах. На треть ниже расходы
на занятия с репетиторами
по программе ссуза и еще
на треть - затраты на аренду
жилья для студентов ссузов. Чем
выше уровень образования членов
семьи, или их должностной статус,
или уровень семейного дохода,
тем выше расходы на обучение
ребенка в ссузе. Следует отметить,
что существенных различий по
регионам и типам населенных
пунктов по данному показателю
не прослеживается. В настоящее
время в Марий Эл имеется
13 ссузов (14 в 2001 г.), в которых обучается
14,2 тыс. студентов (11,8 тыс. в
2001 г.).
1.6 Высшее образование.
Высшая школа в современный
период оказалась в очень сложной
ситуации, обусловленной в первую
очередь переходом к рыночным
отношениям в сфере образования,
в том числе сокращением бюджетного
финансирования высших учебных заведений
и отказом от обязательного государственного
распределения выпускников. В условиях
снижения финансовых поступлений из
бюджета вузы вынуждены искать новые
источники финансирования; наиболее
очевидный источник - введение платы
за обучение, образование коммерческих
факультетов, отделений, курсов. Кроме
того, вузы идут на предоставление своих
площадей и территорий в аренду,
сокращают расходы на приобретение
нового оборудования и штаты работников.
Такие изменения не могут не влиять
на учебный процесс и качество
подготовки специалистов.
Кардинальные изменения
в системе трудоустройства выпускников
потребовали от вузов разработки
экстренных мер: в отсутствие
системы государственного распределения
выпускников, чтобы не потерять абитуриентов,
вузу нужно предоставить если не гарантии,
то хотя бы надежду на то, что выпускник
найдет подходящую работу. Это означает,
что вуз должен дать специальность, пользующуюся
спросом на рынке труда, дать образование,
позволяющее адаптироваться к требованиям
рынка, и предоставить услуги по содействию
трудоустройству выпускника. Только при
соблюдении этих условий репутация вуза
сможет устоять в жесткой конкурентной
борьбе предприятий, организаций, фирм
и учебных заведений за молодого человека,
определяющего свой жизненный выбор, и
поддержать свое собственное существование
в рыночной экономике.
Данные о движении
финансов, полученные в ходе реализации
проекта "Формирование системы
мониторинга экономики образования",
показывают, что платное высшее
образование в современной России
занимает равные позиции по
сравнению с официально бесплатным.
В последние годы затраты домохозяйств
на студентов платных отделений
растут, а на студентов бюджетных
мест - сокращаются.
Наибольших затрат
требует учеба в вузе: почти
20% семей ежемесячно инвестируют
в нее 3 тыс. и более рублей,
еще треть - от 1 тыс. до 3 тыс.
руб. Совокупные затраты семей
на студентов, обучающихся на
платной основе, превышают расходы
на студентов, обучающихся на
бюджетном отделении, приблизительно
в 3 раза.
Основная проблема
трудоустройства выпускников вузов
заключается в том, что возрастающий
спрос на высшее образование
неадекватен количеству рабочих
мест соответствующей квалификации
в экономике. Если бы в нашем
обществе, как в странах с развитой
рыночной экономикой, более высокий
уровень образования давал бы
большие гарантии хорошего трудоустройства
и высокого уровня жизни, обеспечивал
бы защиту от безработицы, то,
возможно, спрос на более высокий
уровень образования увеличился.
Один же из парадоксов ситуации,
сложившейся в России, заключается
в том, что оплата труда специалистов
не соответствовала (да и сейчас
не всегда соответствует) ни
затратам на их подготовку, ни
уровню их требований. Такое несоответствие
обусловило появление неоправданно
большого числа специалистов
с высшим образованием, работающих
на рабочих должностях и вообще
не по специальности.
Потребность в услугах
образования как общественного
блага выражается через механизм
общественного выбора, в виде
принимаемых решений: поступить
в то или иное учебное заведение,
на тот или иной факультет,
в соответствующее престижное
учебное заведение. Такая потребность
сильно зависит от мнения родителей
и знакомых. Она может сдерживаться
правилами приема в учебное
заведение, уровнем требований
качеству знаний поступающих,
а также может деформироваться
соответствующей политикой государственной
поддержки студенчества.
Потребность в высшем
образовании приобретает выраженную
социальную окраску, так как
получение высшего образования
рассматривается как символ высшего
потребительского стандарта и
образа жизни среднего класса.
В высшем образовании реализуются
также возрастающие социальные
потребности людей в своем
дальнейшем духовном, интеллектуальном
развитии. Потребность в высшем
образовании зависит от масштабов
развития других звеньев образования
и качества подготовки на предшествующих
ступенях образования. Возникает
так называемый "внутренний образовательный
рынок", где качество обучения
играет роль своеобразной "валюты".
Особенность услуг
образования состоит в том,
что эффект, который получает
человек и общество, трудно количественно
оценить. Неопределенность конечных
результатов качественных аспектов
образования создает трудности
для студентов:
- в правильном выборе
профиля подготовки и специальности,
для преподавателей
- в обоснованном отборе
студентов, а для предприятий
- в рациональном наборе специалистов
на работу (работодателю часто
требуется время, чтобы признать
новую специальность).
Еще одной особенностью образовательных
услуг является высокая эластичность
спроса на них. Потребители услуг образования
могут сознательно урезать свои расходы
на пользу других статей потребительского
бюджета. После обязательной системы образования
(например, в вузе) потребителям услуг
часто приходится сравнивать расходы
на учебу с “потерянными доходами”, т.е.
с доходами, которые они получили бы, работая
в народном хозяйстве во время своей учебы.
Фактор “потерянных доходов” учитывается
теорией человеческого капитала в формулах
определения сравнительной эффективности
обучения в различных типах учебных заведений.
Рынок услуг системы
профессиональной подготовки и
повышения квалификации кадров
связан, с одной стороны, с рынком
труда, а с другой – с
рынком научно-технической продукции
и рынком инвестиций. Несбалансированность
между структурой подготовки
и потребностями экономики как
в рабочих кадрах, так и в
специалистах, в условиях перехода
к рыночным отношениям затрудняет
трудоустройство выпускников учебных
заведений. В смягчении дисбаланса
структуры рабочей силы и рабочих
мест основная роль принадлежит
мобильности образовательной системы
в целом и особенно системы
профессионального образования.
Достигается это прежде всего
за счет качества образования,
которое обеспечивает приспособление
работников к требованиям рынка.
Следует иметь в
виду, что рынок профессиональных
образовательных услуг играет
активную роль в формировании
перспективной занятости, решая
проблему переобучения работников,
оказавшихся без работы в связи
со структурной перестройкой
экономики и научно-техническим
прогрессом.
Вместе с тем вопрос
о рынке высококвалифицированной
рабочей силы и адекватном
реагировании на него системы
образования имеет свое социально-
экономическое содержание. Наличие
"лишних" людей с дипломами,
которые в условиях перехода
к рынку оказываются не востребованными,
ставит вопросы как перед государством,
так и перед системой профессионального
образования об изменении форм
и методов их подготовки. Рынок
образовательных услуг, приспосабливаясь
к рынку труда, имеет и свои
особенности, обусловленные прежде
всего тем, что образование
в значительной степени является
общественным благом.
Потребителями образовательных
услуг являются отдельные лица
или группы одновременно обучающихся
лиц. Оплата образовательных услуг
осуществляется либо непосредственно
их потребителями, либо предприятиями,
организациями (отраслевое финансирование
учебных заведений) и государством
(бюджетное финансирование). До последнего
времени оплата образовательных
услуг в нашей стране осуществлялась
в основном государством. Следовательно,
государство является двойным
монополистом в образовании: и
в сфере производства образовательных
услуг, и в сфере их потребления.
Это значит, что от государственного
аппарата зачастую зависит решение
всех основных проблем образования:
кого, чему и как учить и
сколько для этого выделять
ресурсов.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
И возможные ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Главный комплекс экономических
проблем системы образования
связан с резким дефицитом
бюджетного финансирования отрасли
и недостаточной проработанностью
отраслевого экономического механизма.
Действующий в образовании механизм
хозяйствования не обеспечивает
приоритетности учета стратегических
интересов нации, заинтересованности
образовательных учреждений в
повышении качественного уровня
учебно-воспитательной работы, защиты
прав образовательных учреждений
в их взаимоотношениях с учредителями
и органами государственного
управления, оптимальности распределения
экономических ресурсов между
территориальными образовательными
системами и внутри них.
Анализируя финансовые
ресурсы, обеспечивающие развитие
системы образования, необходимо
отметить, что в настоящее время
в российскую систему образования
государством направляется почти
600 млрд. руб., или 4% ВВП.
Расширение бюджетного
финансирования образования имеет
следующие возможные параметры
и ограничения:
•повышение его доли
до 6,2% ВВП к 2005 г. увеличит бюджетное
финансирование образования в
1,6 раза, а к 2010 г. - в 2,1 раза. Предполагается
обеспечить опережающий рост
расходов федерального бюджета
на образование: с 32 млрд. руб.
в 2001 г. до 135 млрд. руб. в 2005 г.
и 240 млрд. руб. в 2010 г.;
•развитие системы
планирования расходов в рамках
модели двухсекторного бюджета:
первый сектор - обеспечение нормативов
бюджетного финансирования в
расчете на одного учащегося,
воспитанника; второй сектор –
формирование бюджета развития
учебных заведений, играющих ключевую
роль в развитии всей системы
образования или в исполнении
"инновационного заказа" государства,
а также средств на информатизацию
и обновление оборудования; рост
доли этих средств в консолидированном
бюджете образования до 5% в 2005
г. и 10% в 2010 г., в федеральном
бюджете - до 15 и 20% соответственно.
Инвестиции государства в учебные
заведения будут осуществляться
в основном в форме софинансирования
отобранных на конкурсной основе
проектов. Это поможет мобилизовать
внебюджетные средства учебных
заведений;