Молодежь на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом по проблеме особенностей безработицы среди молодежи в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Ситуация, складывающаяся особенно на казахстанском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Рынок труда и молодежная безработица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Молодежная безработица на мировом рынке труда . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.1. Ситуация молодежной безработицы в мире
за 2000-2008 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.2. Прогнозы на будущее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Рынок труда Казахстана и молодежь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.1. Место молодежи на рынке труда РК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.2. Причины возникновения роста безработица
среди молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3.3. Последствия молодежной безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Организации и программы по обеспечению занятости
молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Файлы: 1 файл

Молодежь на рынке труда.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

4.  Организации и программы по обеспечению занятости молодежи 

   Достойная и продуктивная занятость молодежи - обязательство, закрепленное в Декларации тысячелетия. В развитие идей Декларации в 2001 году была создана Сеть занятости  молодежи (Youth Employment Network - YEN) - глобальный альянс ООН, Всемирного банка и Международной организации труда. Сеть занятости молодежи, созданная в развитие идей Саммита тысячелетия, призвана способствовать решению проблемы молодежной занятости путем привлечения опыта и знаний различных партнеров на глобальном, национальном и местном уровне. СЗМ содействует разработке так называемыми «ведущими странами» национальных планов действий в сфере занятости молодежи. Одна из девятнадцати ведущих стран СЗМ - Азербайджан. При техническом содействии МОТ в этой стране меры по развитию занятости молодежи были включены в Национальную стратегию занятости. В 2006 году ведущей страной Сети занятости молодежи стала Грузия. [29]

   МОТ - специализированное агентство системы  ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда.

   "Никто  не может отрицать, и это признано  ООН, международными организациями  и правительствами, что только  достойная занятость даст молодым  людям возможность выбраться из бедности, - заявил Хуан Сомавия. - Стратегии молодежной занятости вносят важнейший вклад в достижение Целей развития тысячелетия". [30]

   Решение мировой проблемы безработицы среди  молодежи требует немедленного решения. Об это было заявлено на открывшейся 5 октября 2004г. в мексиканском городе Бока-дель-Рио (штат Веракрус) Второй Международной встрече по проблемам занятости молодежи.

   "Ни  одна организация или правительство  не в состоянии справится в  одиночку с этой проблемой.  Требуются усилия всего мирового сообщества", - заявил открывший работу Встречи президент Международного фонда занятости молодежи (YES) Эстебан Гонсалес. [31] 

   Гонсалес  также подчеркнул, что сейчас в  мире уровень безработицы среди  молодежи втрое превышает аналогичный  уровень среди людей старших возрастов.

   Как заявили участники Встречи, "в  ближайшие десять лет на планете  будет насчитываться 700 миллионов  человек в возрасте от 16 до 29 лет, не имеющих постоянной работы".

   В работе международного форума участвуют  представители 160 стран Азии, Африки, Восточной Европы и Латинской Америки.

   За  четыре дня дискуссий делегаты обсудили социальные программы и проекты, направленные на создание новых рабочих  мест для молодых.

   Как отмечалось в ходе пленарных заседаний  первого дня встречи, за последние два года, прошедшие со времени проведения первого международного форума в Египте, было реализовано 325 крупных интернациональных проектов создания рабочих мест для молодежи.

   Чтобы помочь молодым людям преодолеть естественное неравенство по сравнению с более старшими и опытными работниками, необходимо успешно сочетать целевые и комплексные программы в сфере молодежной занятости, отмечается в докладе. Такая политика сформулирована в рамках провозглашенной Генеральным секретарем ООН сети занятости молодежи - СЗМ.

   5 июня 2009 г. Еврокомиссия представила  план по борьбе с безработицей, для реализации которого Брюссель  просит страны ЕС выделить 19 млрд  евро. Предполагается проводить  обучение и стажировки молодежи, а также выдавать микрокредиты для начала собственного бизнеса. По мнению экспертов, меры являются правильными, но их эффекта стоит ждать только с окончанием кризиса. Свой план по стимулированию занятости председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу представил на следующий день после того, как Евростат обнародовал неутешительные данные по безработице в ЕС. В апреле ее средний по ЕС уровень вырос с 8,3 до 8,6%, а в Еврозоне с 8,9 до 9,2%. В данной ситуации руководство ЕС предлагает комплексный пакет мер, которые предполагается финансировать через Социальный фонд, существующий в ЕС с 1957 года для осуществления подобных программ. Те 19 млрд евро, которые Баррозу запросил у национальных правительств на реализацию проекта, являются, по сути, предусмотренными, поскольку ранее страны-члены договорились с 2007 по 2013 год перечислить в Социальный фонд 77 млрд евро, пояснил РБК daily источник в Еврокомиссии. [32]

   Просто  теперь он просит перечислить определенное количество денег вперед, чтобы мы смогли реализовывать разработанные  механизмы более интенсивно и креативно. Окончательное решение по одобрению плана главы стран ЕС должны принять в ходе своей встречи 1819 июня. Для борьбы с безработицей Еврокомиссия намерена проводить курсы повышения квалификации, внедрять более эффективные рекрутинговые системы, субсидировать укороченное рабочее время (для сохранения рабочих мест), а также устроить для молодежи программы стажировки, в которые планируется вовлечь 5 млн молодых людей (уровень безработицы среди молодежи в ЕС сейчас составляет 17%). Кроме того, Еврокомиссия объявила о выделении из своего бюджета 100 млрд. евро для реализации программы по выдаче микрокредитов для начала собственного бизнеса, а вместе с фондами ЕББР финансирование проекта достигнет 500 млн. евро. Меры, по сути, правильные, но результат они принесут, только когда кризис закончится и экономика начнет расти, сказал РБК daily эксперт OЭСР по вопросам занятости Винсент Ван ден Берге. Свои плоды они принесут, когда компании снова начнут нанимать людей из толпы безработных. Если человек хотя бы полгода не работал, то ему нужно помочь, чуть подучить, чтобы он быстрее нашел работу. Но было бы ошибочно полагать, что в ближайшее время эти меры помогут остановить рост безработицы.

   Теперь  хотела обратить внимание на программы  принятые в частности в Казахстане по снижению уровня молодежной безработицы.

   В своей статье «Проблемы безработицы  и пути их решения в Республике Казахстан» М.Ахмедьярова и Е.Жоламанов  отмечают, что снижение уровня безработицы  является вопросом сложным, требующим  комплексного подхода и прежде всего, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения, в частности:

    • Усовершенствовать законодательную базу;
    • Пересмотреть политику в области трудоустройства;
    • Выявить резервы и возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости. [33]

   Использовать  систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с  низким уровнем безработицы и  др

   Президент Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» в числе приоритетных направлений стратегии занятости назвал организацию молодежной практики. Это связано с тем, что влияние мирового финансово-экономического кризиса ухудшило ситуацию на рынке труда, и это еще более затрудняет трудоустройство молодых специалистов, не имеющих опыта работы.

   С учетом сложности проблемы, с целью  поддержки молодежи государство  создает необходимые условия  для реализации гарантированных  законодательством прав молодых казахстанцев.

   В соответствии с Законом «О государственной  молодежной политике», молодым людям  гарантируется содействие в трудоустройстве, профессиональной подготовке, повышении  квалификации, в предоставлении рабочего места в государственных организациях или организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 процентов.

   Программа «Молодежная практика» реализуется  во всех регионах страны через органы занятости.

   Молодежная  практика является дополнительной мерой государственной поддержки выпускников высших учебных заведений, колледжей и лицеев. Для молодых специалистов это,  в первую очередь, возможность приобрести практические навыки и первоначальный опыт работы, без которого очень сложно конкурировать с другими специалистами, претендующими на рабочее место. Работодатели же, в свою очередь, получают молодого, инициативного, мотивированного сотрудника, могут фактически бесплатно проверить будущего работника и выбрать наиболее подходящих специалистов для кампании.

     На молодежную практику могут  быть направлены молодые специалисты,  не имеющие опыта работы и  зарегистрированные в качестве  безработных. Отсутствие у молодого  специалиста опыта работы является  обязательным условием. По условиям  программы, молодой специалист может проходить  практику в любой организации, независимо от формы собственности. Государство оплачивает 100 процентов его заработной платы в размере 15 тысяч тенге в месяц. С учетом пенсионных отчислений и подоходного налога на руки он будет получать 13497 тенге. Работодатель, по своему усмотрению, может доплачивать практиканту, определять условия его работы, объем выполняемых обязанностей.

   Финансирование  молодежной практики осуществляется за счет средств местных бюджетов в  соответствии с утвержденными сметами расходов на выполнение программы занятости.

   Есть  и ограничения - срок молодежной практики не может превышать 6-ти месяцев. За это время молодой специалист должен решить сразу несколько непростых  задач - освоиться в практических тонкостях профессии, наработать недостающие знания, проявить себя, чтобы обеспечить возможность дальнейшего трудоустройства.

   Безусловно, программа является хорошей возможностью для молодых специалистов сделать  «первый шаг», проверить себя, определиться со своими профессиональными планами. В 2008 году в ней приняли участие 2,9 тысячи выпускников, которые отработали в среднем по 4 месяца. Почти половина участников программы устроилась  на постоянную работу. Однако и те, кто не трудоустраивается на месте прохождения практики, имея пусть и небольшой, но практический опыт, оказываются более конкурентоспособными на рынке труда в сравнении с другими выпускниками.

     Кроме молодежной практики, молодые  специалисты могут воспользоваться  и еще одной формой трудоустройства  - «социальное рабочее место». Зарубежный опыт применения подобной формы убедительно доказывает ее эффективность в     решении проблем безработицы и повышении заинтересованности работодателей. Социальные рабочие места действуют в России, Кыргызстане, Беларуси, Латвии, Израиле, Германии, Швеции.

   Механизм  создания социальных рабочих мест довольно прост. Работодатель на основе договоренности с местным исполнительным органом  предоставляет рабочее место. В  свою очередь, местные власти частично компенсируют затраты по оплате труда нанятого на это место работника.

   Такой механизм сегодня успешно применяется  в различных регионах Казахстана. В соответствии  с Постановлением Правительства Республики Казахстан  от 6 марта 2009 года № 264 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию»  социальные рабочие места  организуются местными исполнительными органами  для целевых социальных групп, в том числе, молодежи, сроком до 6-ти месяцев. Государство устанавливает лимиты оплаты и оплачивает 50 процентов заработной платы.

   По  этой программе в прошлом году более 10 тысяч человек были трудоустроены  на социальные рабочие места в  сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте, связи, коммунальном хозяйстве, общественных организациях. Отчисления из местных бюджетов в среднем на одного работника составили 8700 тенге в месяц при средней продолжительности участия  4,2 месяца.

   Накопленный опыт показывает, что создание социальных рабочих мест снижает безработицу, уменьшает затраты на общественные работы, сокращает число получателей адресной помощи. Кроме того, появляется возможность трудовой реабилитации уязвимых групп населения, в том числе молодежи, приобретения ими профессиональных навыков, усиления конкурентоспособности.

   Несмотря  на продолжающееся влияние кризиса  на экономику страны, Правительство  не сокращает расходы на реализацию молодежной практики а, в соответствии с поручениями Главы государства, расширяет эту программу, а также  увеличивает количество социальных рабочих мест. На эти цели в текущем году будет выделено 8,6 миллиарда тенге. Это позволит обеспечить занятость более чем 95 тысяч человек.

   Хотелось  бы отметить, что, наряду с государственной  поддержкой, будущее молодых специалистов зависит также и от их мобильности, упорства и самостоятельности.

   Программа молодежной политики на 2005 - 2007 годы разработана в соответствии с пунктом 6.5.13 Плана мероприятий по реализации программы Правительства Республики Казахстан на 2003 - 2006 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года № 903 Законом Республики Казахстан от 7 июля 2004 года «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».

   В предыдущей Программе молодежной политики на 2003 - 2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 февраля 2003 года № 155, молодежная политика была ориентирована на создание необходимых предпосылок для активного вовлечения молодых граждан в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны. Одним из конкретных результатов реализации данной программы является создание 26 молодежных социальных служб.

Информация о работе Молодежь на рынке труда