Миграция и её виды. Миграционные процессы и политика Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2015 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Моя курсовая работа касается такой проблемы как миграционные процессы в современной Германии. В условиях глобализации происходит стремительное передвижение не только капиталов, но и людей. Невиданные ранее потоки мигрантов из стран со слаборазвитой экономикой или кризисной экономикой в поисках лучшей жизни устремляются в благополучные государства. Интерес к миграции усилился после того, как на международном уровне стали ощущаться негативные последствия миграционных процессов, а человечество столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых и проблемных ситуаций, связанных с миграцией, и осознало важность создания механизма ее регулирования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и виды миграции
1. Понятие и виды миграции
2. Международная миграция
3. Внутренняя миграция
4. Политика Евросоюза в отношении нелегальной миграции
Глава 2. Миграционные процессы в Германии и их регулирование
1. Миграционная политика в Германии
2. Иммиграция в Германию
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая МИГРАЦИЯ.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

 

Таким образом, международная миграция населения играет важную роль в демографическом развитии отдельных стран (Германия, Франция) и регионов мира. Международная миграция населения влияет не только на динамику роста населения страны, она оказывает существенное воздействие на его возрастно-половую структуру (среди иммигрантов преобладают лица наиболее трудоактивного возраста), на выравнивание региональных диспропорций, на сами стереотипы демографического поведения, как местного населения, так и мигрантов, численность которых при этом может увеличиваться благодаря чистой иммиграции и за счет естественного прироста среди иммигрантов.

 

 

1.3 Внутренняя миграция

 

Внутренняя миграция — это добровольное перемещение населения в границах своей страны. К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономико-географическими районами, населенными пунктами и т.д. В странах с обширной территорией, разнообразными географическими и экономическими условиями особенно распространена внутренняя миграция населения, в основе которой лежат те же причины, что и у внешней: поиск работы и жилья, различия в оплате труда и уровне жизни, возможность профессионального роста, национальная и социальная безопасность и др. Среди наиболее значимых причин миграции населения можно назвать следующие:

 

·  неблагоприятная экономическая обстановка;

 

·  гражданские войны;

 

·  экологическая катастрофа в данном регионе;

 

·  желание гражданина улучшить своё экономическое благосостояние;

 

·  показатели демографического развития (в том числе численность населения региона, темп естественного прироста населения, ожидаемая продолжительность жизни для обоих полов)

 

·  показатели, характеризующие федеральную и региональную государственную политику (в том числе наличие специфических региональных налогов и их величина, сложность процесса регистрации)

 

·  показатели социального развития (в том числе индикаторы развития региональных систем образования, здравоохранения, культуры, сферы торговли, криминогенная обстановка в регионе).

 

Различается миграция сельского населения и миграция городского населения, межгородская миграция и миграция в сельской местности — миграционные потоки "село - город", "город - город", "город - село", "село - село". Решающее значение, особенно в развивающихся странах, имеет миграция "село - город", но с развитием урбанизации повышается роль миграции "город - город". Выделяется миграция в пределах крупных территориальных единиц, например, области, края, республики, экономического района и между ними. По этому признаку миграция делится на внутриобластную и межобластную, внутрирайонную и межрайонную.

 

Таким образом, отличающиеся друг от друга масштабностью и формами, внутренняя и международная миграция схожи в одном – у них общие мотивы и причины. В правоведческой, демографической, политологической литературе международной миграции уделено большее внимание, внутренняя же миграция остается пока на периферии исследовательского поля. Имеющиеся теоретические разработки почти не затрагивают, однако, региональной и страноведческой специфики.

 

1.4. Политика Евросоюза  в отношении нелегальной миграции

 

Зачастую миграция носит незаконный характер. Здесь имеется в виду различного рода способы и ухищрения проникновения за рубеж при отсутствии у иммигранта рабочей визы и разрешения на работу.

 

Нелегальная миграция — миграция с нарушением миграционного законодательства страны.

 

По данным МОМ (Международная организация по миграции) в настоящее время в мире насчитывается около 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов и нелегально работающих за границей, причем около половины их численности сосредотачивается в Западной Европе.

 

В связи с растущим количеством людей, обращающихся с просьбой о  политическом убежище (беженцы), некоторые государства-члены ЕС приняли три важных соглашения: Шенгенское (1985), Дублинское соглашение ЕГ (1997) и Маастрихтский договор (1992). Все договоры вступили в силу в 1993 году. Через расширенную шенгенскую зону в Европу хлынул поток нелегальных мигрантов. В частности, со времени отмены в декабре шенгенского пограничного контроля резко возросли нелегальная миграция и переправка людей в Германию из Восточной Европы, причем, по мнению издания "Finatial Times", многие новые мигранты оказались родом из Чечни.

 

Шенгенское соглашение было подписано в июне 1985 года и вступило в силу в марте 1995 года. Расширение Шенгенской зоны - пространства без контроля на внутренних границах - произошло 21 декабря 2007 года. К Шенгену присоединились девять новых стран: Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения и Мальта. С 21 декабря посольства этих стран, начали выдавать шенгенские визы, действие которых одновременно распространяется на все 24 государства-участника одноименного соглашения.

 

До этого в Шенген входили Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания и Швеция. С 1 ноября 2008 года к Шенгену присоединилась Швейцария.

 

Цели стран Шенгена :

 

·  выработка жестко ограничительной политики доступа мигрантов на рынок труда;

 

·  включение соседних стран в режим контроля за миграцией;

 

Занятость на легальном рынке труда в странах Западной Европы граждан Центральной и Восточной Европы в последние годы увеличилась незначительно при резком росте численности нелегальных трудовых мигрантов. Нелегальная миграция трудно регистрируема, так как для многих стран Центральной Европы виза не нужна. Многие мигранты, стремящиеся в западные страны, прибывают сначала в Чехию, Венгрию и Польшу по легальным документам как туристы, по делам бизнеса или студенческим визам.  Правительствам западноевропейских стран экспертами рекомендовано увеличить легальную трудовую миграцию, поскольку, по их мнению, она выгодна для экономики и рынка труда Европейского союза. Одной из наиболее важных причин для рекомендации роста трудовой миграции в западноевропейские страны стал кризис пенсионной системы и нехватка рабочей силы здесь.

 

Итогом миграционной политики стран Евросоюза 1980-х - 90-х годов можно считать то, что, начиная с момента подписания Маастрихтского договора, наряду с разработкой собственной политики в отношении приема иностранцев, все страны пытаются осуществлять единую интеграционную политику. Однако пока это им слабо удается.

 

Таким образом, рост нелегальной миграции привел к изменениям в законодательной политике западноевропейских стран в области миграции. Это выразилось в изменении их законодательства в сторону отхода от моноэтнической модели государственного устройства и принятие элементов иммигрантской модели государства, которая включает разработку интеграционных программ вовлечения мигрантов в социальную жизнь общества стран приема.

 

Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Международная миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Одной из наиболее важных проблем, требующих решения и регулирования, является нелегальная миграция. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения миграционных потоков.

 

 

II. Миграционные процессы  в Германии и их регулирование

 

 

 

2.1 Миграционная политика  в Германии

 

 

 

Одним из важнейших аспектов общественно-политического развития нашего времени является миграция с ее социальными, культурными, экономическими и политическими проблемами. С вступлением в силу права получения гражданства Германии (2000) и закона о миграции (2005)  миграционная политика Германии предопределила то, что Германия  фактически стала страной мигрантов. Политика интеграции стала  важным аспектом германской миграционной политики. Правительственная коалиция ХДС / ХСС / СПД под руководством канцлера ФРГ Ангелы Меркель в ноябре 2005 года приняла решение об оказании всестороннего содействия интеграции мигрантов и привлечении в Германию новых мигрантов. Главной задачей федерального правительства, по мнению уполномоченной по делам иностранцев Марии Бёмер, является интеграция миллионов членов семей мигрантов в германское общество.

 

Принятие закона о миграции стало кульминационным пунктом в изменении федеральной политики в Германии по отношению к мигрантам, начиная с рынка труда, использования гуманитарных технологий в процессе их интеграции в германское общество, обеспечения права на безопасное проживание в стране.

 

Во многом современная миграционная политика определилась законами, принятыми после второй Мировой войны (1949).

 

В 1949 году принята Конституция ФРГ. Статус беженца был вписан в отдельный параграф основного Закона государства (116: "Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище"). Определение условий получения статуса репатрианта оставалось в полномочиях земель. Статус был уточнен затем в Законе о репатриантах.

 

В 1953 году принят Закон о репатриантах. В Законе были объединены в единую категорию использовавшиеся до этого разные категории беженцев; установлены общие для всех земель правила определения статуса репатрианта; при этом финансовая ответственность за прием и обустройство была распределена между всеми уровнями власти.

 

В 1957 году вступили в силу дополнения в Закон о репатриантах. Расширен круг лиц, имеющих право стать репатриантом – за счет всех немцев, которые проживали на территориях с военными действиями до 1945 г. (по списку, в том числе СССР, Польша, Китай, Албания и прочие социалистические страны), и испытывали гонения и преследования из-за своей этничности.

 

В 1982 году принят Закон о предоставлении политического убежища – предполагал ускорение процедуры при сохранении конституционных гарантий защиты беженцев.

 

В 1982 году вступили в силу поправки к Закону об иностранцах – введение визового режима для иностранцев вне ЕС, намеревающихся находиться в ФРГ более трех месяцев.

 

В 1988 году стала действовать программа интеграции переселенцев. Была предложена не односторонняя модель интеграции, когда мигранты "подстраиваются" под новые социумы, а взаимное приспособление и культурное обогащение.

 

В 1989 году принят Закон о распределении переселенцев. Предписывал обязательную регистрацию репатриантов в федеральных лагерях для переселенцев и дальнейшее размещение их по землям в строгом соответствии с направлением лагеря для тех репатриантов, которые получают социальную помощь государства.

 

В 1990 году вступил в силу Закон о въезде и пребывании иностранцев на территории ФРГ, называемый сокращенно "Закон об иностранцах". Обозначил возможности попадания в Германию для этнических мигрантов – теперь это можно было сделать только при наличии разрешения на прибытие и заявление. Ряду категорий мигрантов - иностранцам, прожившим постоянно и легально в ФРГ 15 лет, если они могут сами содержать себя и членов своей семьи без привлечения социальной помощи или пособия по безработице; молодым иностранцам (в возрасте от 16 до 23 лет) при условии отказа от предыдущего гражданства, восьми лет постоянного и законного проживания и шести лет посещения школы в ФРГ и отсутствия судимости - предлагается облегченный вариант предоставления гражданства.

 

В 1990 году подписано Шенгенского соглашения, которое предусматривает свободу передвижения и особые миграционные преференции гражданам Шенгенской зоны.

 

Также в 1990 году произошло подписание Дублинской конвенции. В ней перечислены критерии для определения того, какое из государств-участников несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Такая тактика была призвана пресечь попытки ищущих убежища лиц выбирать себе наиболее подходящую страну для рассмотрения ходатайства, а также решить проблему лиц, ищущих убежища, за которых ни одна страна не желает брать на себя ответственность.

 

В 1992 году принят Закон о предоставлении политического убежища. Вводится правовой статус позднего переселенца, под который попадают этнические немцы из Восточной Европы, родившиеся до 1993 г. В соответствии с этим законом для того, чтобы стать поздним переселенцем  необходимы индивидуальные доказательства своей принадлежности к немецкому народу.

 

В 1993 году произошли поправки к статье 116 и 118 Конституции: ст. 116 "а" Конституции ФРГ с изменениями от 1993 года имеет следующую редакцию: "п.1. Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище; п.2. Не имеют право на политическое убежище граждане стран ЕС, а также граждане других стран, в которых соблюдаются права человека; п.3. Лицо, выехавшее из страны, где по определению Бундесрата, нет политического преследования, может получить убежище, если докажет факты политического преследования со стороны государства; п.4. He могут получить политического убежища лица, выехавшие в Германию через третью страну, в которой нет преследований по политическим мотивам".

 

В 1994 году принят Закон о регистре иностранцев. Закон предписывает заносить данные об иностранных гражданах в "Центральный регистр иностранцев" - компьютерную базу данных, к которой имеют доступ несколько ведомств, в том числе полиция.

 

В 1997 году вступили в силу поправки к Закону "О помощи лицам, претендующим на политическое убежище", согласно которым на 20% по отношению к ранее установленным размерам сокращается социальная помощь, а также расходы на медицинское обслуживание данной категории иностранцев. Кроме того, в связи с большим числом безработных в стране, запрещена выдача разрешений на работу в течение двух лет лицам, претендующим на политическое убежище. Принятие подобных поправок вызвано большой нагрузкой на федеральный и земельные бюджеты, которые не в состоянии полностью обеспечивать социальной помощью около 440 тыс. иностранцев, претендующих (на тот момент) на политическое убежище в ФРГ.

 

В 1999-2000 гг. приняты новые Законы о гражданстве ФРГ и о правах иностранцев. Предусматривается возможность получения немецкого гражданства по рождению для детей, оба родителя которых являются иностранцами при соблюдении ряда условий: дети рождены на территории Германии, по крайней мере, один из родителей легально и постоянно проживает в Германии не менее восьми лет и этот родитель имеет разрешение на проживание по статусу "Правомочие на пребывание" либо - на протяжении не менее трех лет - неограниченное по сроку разрешение на проживание по статусу "Разрешение на жительство". Другое новшество этого Закона: если раньше переселенцы, их потомки и супруги (с более чем 3-летней продолжительностью брака до выезда в ФРГ) по приезду в Германию получали конституционный статус немца, что, в свою очередь, давало им право "автоматического" обретения немецкого гражданства по своему заявлению, то теперь эти лица становятся гражданами Германии одновременно с выдачей им свидетельства позднего переселенца, то есть по завершении процесса признания их статуса.

Информация о работе Миграция и её виды. Миграционные процессы и политика Германии