Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть механизм стимулирования и активизации инвестиционной деятельности в РБ.
В процессе работы были проведены следующие исследования: рассмотрены теоретические основы инвестиционной деятельности Республики Беларусь; рассмотрен механизм стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь; изучены направлениясовершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение………………………………………………………………….. 5
1.Сущность и значение инвестиций……………………………………….. 8
1.1. Национальные и иностранные инвестиции………………………. 8
1.2. Принципы инвестиционной деятельности…………………………. 11
2.Механизм стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………….
19
2.1 Краткий анализ правового регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………….
19
2.2 Анализ инвестиционной деятельности Республики Беларусь….. 23
3 Совершенствование инвестиционной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………
30
Заключение…………………………………………………………………... 41
Список использованных источников………………………………………. 43
В числе основных задач стратегии - определение направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику и ориентирование вложений зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств. Планируется совершенствование структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств.
Стратегия призвана обеспечить стабильный и долгосрочный приток прямых иностранных инвестиций именно в те сферы национальной экономики, которые имеют высокий потенциал конкурентоспособности, ориентированы на экспорт и производство импортозамещающей продукции.
Приоритетная форма прямых иностранных инвестиций дляБеларуси - это создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных проектов greenfield. Так называют прямые иностранные инвестиции, направленные на создание новых производств, как говорится, с нуля, или по-английски - «с зеленого поля». Это будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннемрынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности национальной экономики.
Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов brownfield- продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых пакетов, связанных с безопасностью страны.
Беларусь заинтересована в стратегических инвесторах, осуществляющих деятельность в сфере производства высокотехнелогичных продуктов и услуг, а также инвесторах, вкладывающих средства в увеличение активов организаций в этой сфере, продукция которых ориентирована на экспорт.
В качестве приоритета стратегия
привлечения прямых иностранных инвестиций
определяет привлечение прямых иностранных
инвестиций в высокотехнологичные секторы
экономики: фармацевтическую промышленность,
индустрию био- и нанотех- нологий, высокие
технологиипромышленности, новые материалы,
информационно-коммуни- кационные технологии.
Приоритетом названо также создание и
развитие кластеров, то есть объединенной
на основе производственно-
Перспективно привлечение
прямых иностранных инвестиций и
в традиционные виды экономической
деятельности: химически-фармацевтическая
промышленность, индустрия био- и нанотехнологий,
высокие технологии в промышленности,
новые материалы,информационно-
Так, основной формой привлечения иностранных инвесторов в отрасль автомобилестроения является создание совместных с транснациональными корпорациями предприятий, приватизация отдельных государственных организаций либо создание международных альянсов в секторе производства автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового автомобильного транспорта.
В строительстве стратегически актуальными для привлечения прямых иностранных инвестиций являются проектирование и возведение зданий с использованием технологий скоростного строительства на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе крупнопанельное домостроение, монолитное и сборно-монолитное строительство.
Улучшение инвестиционного
климата будет осуществляться на
основе обеспечения открытости деятельности
государственных органов, правового
регулирования условий
В сфере правового регулирования предусматривается проведение дополнительной правовой оценки норм законодательства Беларуси, гарантирующих инвесторам возможность защиты своих прав. Запланирована оценкаэффективности функционирования института инвестиционных агентов, подготовка предложений о развитии комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг), а также оказании консультативных услуг по организации деятельности на основе франчайзинга. Одним из мероприятий комплекса мер является совершенствование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, организация подготовки и переподготовки специалистов в этой области.
Особое внимание уделяется реформированию отношений собственности, вопросам приобретения недвижимости, земли.
Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.
Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долларов США.
Кроме того, предполагается предоставление правительству полномочий на принятие решений о проведении реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский бюджет за акции, приобретенные в процессе приватизации. Гражданам Беларуси и юридическим лицам негосударственной формы собственности при выкупе земельных участков в частную собственность предусматривается предоставление права на зачет платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее уплаченной за будущий срок аренды, в стоимость его приобретения.
Планируется также внести изменения и определить порядок передачи эксплуатирующим организациям завершенных строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктурына территории свободных экономических зон.
Так, резиденты свободных экономических зон, зарегистрированные в качестве таковых после 1 января 2012 года, не более чем на 10 лет со дня регистрации освобождаются от внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка, возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земельного участка, осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира при строительстве объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с правом удаления объектов растительного мира.
Предусмотрена проработка вопроса о предоставлении облисполкомам и Минскому горисполкому права самостоятельно принимать решения о продаже унитарных предприятий как имущественных комплексов без ограничения оценочной стоимости с последующим докладом Президенту об условиях заключения сделки. Будет прорабатываться и вопрос о разрешении продажи акцийхозяйственных обществ по номинальной стоимости, если в течение одного календарного года финансовый результат их работы был отрицательным.
Пока незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных, является государственно- частное партнерство. Такая форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а в то же время за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме. Кроме того, государственно-частное партнерство является одним из эффективных механизмов восполнения дефицита государственных средств для развития инфраструктуры.
Его целью является использование при реализации проектов частного капитала и управленческого потенциала при сохранении государственным сектором ответственности за обеспечение населения необходимыми видами услуг.
Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другие. До принятия специальных актов законодательства по этому вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может осуществляться путем з включения инвестиционных или концессионных договоров с Беларусью.
Особое внимание в стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций уделяется уже начатому инвестиционному проекту по созданию Китайско- Белорусского индустриального парка.
Этот проект, имея большое
геополитическое и
Белорусская сторона на законодательном уровне подтвердила наделение парка статусом не ниже, чем статус белорусских экономических зон. Для реализации этого грандиозного межгосударственного проекта будет предоставлена особая политика инвестиционных льгот, в том числе в области земельных отношений, налогообложения, финансов, экс-портно-импортной деятельности, валютного регулирования и другие преференции.
Приоритетные направления деятельности парка: тонкая химия, биомедицина, электроника, машиностроение.
Под создание комплексной индустриальной зоны определен земельный участок в Смолевичском районе Минской области вблизи Национального аэропорта Минск площадью около 80 кв. км.
Для строительства инфраструктуры и других объектов в парке, а также поиска инвесторовсоздается совместная белорусско-китайская компания. Предполагается, что в эту индустриальную зону будут привлечены ведущие транснациональные компании и крупные международные инвесторы, для которых привлекателен и перспективен рынок Таможенного союза
Для Беларуси были открыты китайские кредитные линии на общую сумму около 15 млрд. долларов. Наличие такой кредитной поддержки служит стимулом для развития сотрудничества между нашими предприятиями по широкому спектру направлений. В настоящее время за счет открытых кредитных линий Китая в Беларуси уже реализуются совместные проекты в цементной отрасли, энергетике, строительстве, целлюлозно-бумажной промышленности, сфере транспорта.
В Беларуси осваиваются прямые китайские инвестиции. В 2008 году с участием ОАО «Горизонт» и корпорации «Мидеа Групп» создано СП «Мидеа- Горизонт», в 2010 году белорусское ОАО «МЗКТ» и китайская компания «Санцзян» создали СП «Волат-Санцзян». Начато сотрудничество по проектам строительства в Минске жилого массива в микрорайоне Лебяжий, гостиницы «Пекин», многофункционального комплекса «Чайна-таун».
Борьба за инвестора будет основным видом конкурентной борьбы в мире. Беларусь не должна отставать от этого процесса, в том числе в контексте Таможенного союза.
Для создания более благоприятного внешнеторгового режима предусматрйвается завершение работы по согласованию технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции и связанным с ней процессам, направленных на снятие технических барьеров во взаимной торговле, а также упрощение статистического декларирования.
Помимо этого, предполагается совершенствование налогового администрирования в целях сокращения временных и трудовых затрат на уплату налогов за счет дальнейшего распространения системы электронного
Учредителями ООО «БМЗ-
Новый проект направлен на увеличение производства труб и выпуск высокотехнологичной продукции с более высокой добавленной стоимостью, что позволит флагману белорусской металлургии получить дополнительную прибыль и выйти на новые рынки.
В ООО «БМЗ-Тубуларс» планируется производить трубы нефтяного сортамента диаметром 60,3-168,3 мм, толщиной стенки 4,24-22,22 мм, длиной до 15 м, а также муфты к ним по стандартам API5СТ. Объем продаж продукции нового производства БМЗ может составить до 100 тыс. тонн в год в зависимости от сортамента.
Стратегическими инвесторами ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» стали ЗАО «Системы инвестиций и инноваций» (Беларусь)и публичное акционерное общество «Мотор Сич» (Украина), которому принадлежит 60 % контрольного пакета акций.
Согласно договору учредители в течение 1012-2016 годов направят на реконструкцию и модернизацию производственных мощностей не менее 12 млн. долларов и создадут 300 рабочих мест. Изучается возможность создания логистического центра с использованием аэродрома Орша.
Кроме этого, новые владельцы взяли обязательство провести капитальный ремонт двух заводских общежитий, а также инвестировать в течение пяти лет около 20 млрд. рублей в развитие поселка Болбасово.
Информация о работе Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности