Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть механизм стимулирования и активизации инвестиционной деятельности в РБ.
В процессе работы были проведены следующие исследования: рассмотрены теоретические основы инвестиционной деятельности Республики Беларусь; рассмотрен механизм стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь; изучены направлениясовершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение………………………………………………………………….. 5
1.Сущность и значение инвестиций……………………………………….. 8
1.1. Национальные и иностранные инвестиции………………………. 8
1.2. Принципы инвестиционной деятельности…………………………. 11
2.Механизм стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………….
19
2.1 Краткий анализ правового регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………….
19
2.2 Анализ инвестиционной деятельности Республики Беларусь….. 23
3 Совершенствование инвестиционной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………
30
Заключение…………………………………………………………………... 41
Список использованных источников………………………………………. 43
Рисунок 2.3 – Изменение внешних активов резидентов Республики Беларусьпо разделу «Другие инвестиции»за 2007–2011 годы
Примечание – Источник: [9]
Обязательства перед внешним миром по другим инвестициям увеличились на5 357,5 млн. долларов, что сопоставимо с аналогичным показателем за 2010 год – ростобязательств составил 5 406,4 млн. долларов. Приток финансовых ресурсов в значительнойстепени обеспечен привлечением в страну капитала в форме иностранных кредитов изаймов, ростом кредиторской задолженности по внешнеторговым операциям, а такжеувеличением внешних долговых обязательств банковской системы по счетам и депозитам.
Рисунок2.4 – Изменение обязательств перед нерезидентами по разделу «Другие инвестиции»за 2007–2011 годы
Примечание – Источник: [9]
Отчетный 2011 год характеризовался
ростом какдебиторской, так и кредиторской
задолженности по внешнеторговым операциям
(без учетапросроченной
Задолженность нерезидентов
за товары и услуги с начала года
увеличилась на701,5 млн. долларов (за
2010 г. – на 527,2 млн. долларов). При
этом значительный роствнешней дебиторской
задолженности на 1 080,9 млн. долларов
наблюдался в первомполугодии 2011 года,
во втором полугодии 2011 года, напротив,
произошло
Обязательства белорусских нефинансовых организаций перед нерезидентами затовары и услуги (с учетом оценки задолженности по субъектам малогопредпринимательства) выросли на 1 262,3 млн. долларов (за 2010 год – на 1 095,5 млн. долларов). При этом внешняя задолженность за топливно-энергетические ресурсыувеличилась на 343,3 млн. долларов.
Процессы в инвестиционной
сфере во многом во многом определяютсяскладывающейся
экономической обстановкой в
стране, и прежде всегоизменениями,
происходящими в финансово-
Государственная
ГЛАВА 3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Беларусь - это государство в центре Европы с нерастраченным потенциалом развития и наличием конкурентных преимуществ, основанных на географическом положении, характере и структуре производства, квалификации и цене рабочей силы, наличии развитых научно-инновационных центров.
Детально и непредвзято об условиях и преимуществах для инвесторов говорят специальные опросы. В 2011 году такой опрос был проведен среди коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их попросили оценить инвестиционный климат в стране и назвать благоприятные факторы.
Среди таких факторов были отмечены: порядок регистрации бизнеса, система гарантий защиты прав собственности, возможность получения финансовой поддержки и льгот, условия приобретения и аренды недвижимости, условия закрытия бизнеса, условия участия иностранного инвестора в приватизации, уровень развития системы телекоммуникаций и информатизации, качество инфраструктуры транспорта и логистики.
Помимо этого, в разряд благоприятных факторов была отнесена система регулирования ценообразования. Причем если во время опроса 2009 года почти 55 % респондентов отнесли этот фактор к неблагоприятному, то в 2011 году аналогичную оценку дали лишь 37,4 % респондентов.Надо отметить, что созданные в Беларуси условия ведения бизнеса и привлечения инвестиций позитивно оцениваются международными организациями.
В докладе Всемирного банка
«Ведение бизнеса - 2012» по индексу
легкости ведения бизнеса Беларусь
заняла 69-е место из 183 стран, поднявшись
с 91-го места в 2010 году (с учетом произошедшей
корректировки методологии
По итогам доклада «Ведение бизнеса - 2012» Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов за последние 6 лет и замыкает тройку наиболее активных стран-реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса.
В последнем рейтинге страна добилась значительного прогресса по трем показателям «Уплата налогов» - 156-е место (183-е в докладе «Ведение бизнеса - 2011»), «Защита инвесторов» - 79-е место (в прошлом докладе - 108-е) и «Ликвидация компаний» - 82-еместо (в прошлом докладе - 98-е Можно отметить успехи ип показателю «Регистрация собственности»: сейчас у нас 4-е место в мире, а в докладе «Ведение бизнеса - 2011» было 6-е.
Есть, конечно, и не очень приятные данные. Так в перечень показателей доклада «Ведение бизнеса - 2012» включен новый показатель «Доступ к электроэнергии», по которой Беларусь занимает 175-е место, это самый низкий уровень среднего показателей республики.
Принятые меры по создании благоприятного инвестиционного климата и выбранный курс правительства Беларуси на реформирование экономических отношений получили признание в ежегодно: докладе Всемирного банка о регулировании прямых иностранных инвестиций в государствах мира «Инвестиции без границ – 2010г.Этот рейтинг оценивает факторы процветания с точки зрения их влияния на экономический ростдолгосрочное благополучие населения. Беларусь в нем заняла 54-е место, обойдя Россию (63-е место) и Украину (69-е место).
Эти оценки подтверждают, что
проведена большая
Начиная с конца 2001 года,
когда вступил в силу Инвестиционный
кодекс и вместе с ним появилось
определение организации с
Преобразования затронули широкий спектр отношений, среди которых можно выделить:
Сегодня законодательство предоставляет инвесторам преференции в свободных экономических зонах, малых и средних городах,сельской местности, Парке высоких технологий.
Кроме этого, в Беларуси в соответствии с указом от 6 августа 2009 года № 413 введен и действует институт инвестиционных агентов.
Инвестиционные агенты - это физические или юридические лица, которые содействуют поиску потенциальных инвесторов и сопровождают инвестиционные проекты. Они могут оказывать инвесторам консалтинговые, юридические и маркетинговые услуги и помогать в разработке документов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.
Сегодня полномочия на представление интересов Беларуси по вопросам привлечения инвестиций в страну предоставлены тринадцати инвестиционным агентам: компании AKJCapital, компании RenaissanceInvestmentsLimited, ЗАО «Управляющая компания холдинга «Белтех Холдинг», ЧУП «БТ Телекоммуникации», ИМП ООО ПГ «Закон и порядок», компании СВТ Development (Logistics) Limited, ЗАО «Бросток», ООО «Архипенко, Горецкий и партнеры», ОАО «Управляющая компания холдинга «Горизонт», ООО «Зубр Капитал», ОООИнвестиционная компания «Ю Эф Эс», ЗАО «СБ-Глобал», гражданину Ене Фаллеру.
Приоритетом инвестиционной политики, проводимой правительством Беларуси, является привлечение прямых иностранных инвестиций - средств, которые иностранный инвестор вкладывает в предприятия на территории Беларуси, приобретая не менее 10 % акций и получая таким образом возможность принятия решений в отношении этого предприятия. Такие инвестиции - один из наиболее важных факторов, определяющих экономический рост, лабильность ресурсного обеспечения национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности.
Несмотря на кризисные явления, Беларусь по-прежнему продолжает оставаться регионом, привлекательным для иностранных инвесторов, и демонстрирует устойчивую положительную тенденцию привлечения прямых иностранных инвестиций.
В 2011 году в экономику республики привлечено 18,9 млрд. долларов валовых иностранных инвестиций, в том числе 13,2 млрд.
долларов прямых иностранных инвестиций. Это более чем в 2 раза больше, чем в 2010 году (5,6 млрд. долларов) и в 44 раза больше, чем в 2002 году (298,8 млн. долларов).
Ярче всего об инвестиционной привлекательности страны свидетельствуют прямые иностранные инвестиции на чистой основе без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы и услуги.
Объем таких инвестиций по итогам 2011 года составил 3,97 млрд. долларов, в то время как в 2010-м году было всего 1,2 млрд.
В Беларуси давно и успешно функционирует значительное количество иностранных и национальных компаний, являющихся лидерами в СНГ и Европе.
Одной из первых крупных компаний международного бизнеса, которая вышла на наш рынок, была компания «Кока-кола», она пришла к нам еще в 1994 году. МАЗ-МАН - белорусско-германское совместное предприятие, производящее грузовики большой грузоподъемности и мощные тракторы, было основано в Беларуси в 1997 году.
Можно отметить приобретение акций ОАО «Белтрансгаз» российским ОАО «Газпром», участие российских нефтяных компаний (ТНК-BPи «Газпромнефть»)
в составе собственников ОАО «МНПЗ». В телекоммуникационной отрасли крупные компании с иностранными инвестициями - это МТС (МТС, Россия), Velcom (AustriaTelecom, Австрия) и ЗАО «Бест» (Turkcell, Турция). В пивоваренной отрасли - Heinekenи Olvi. В банковской сфере 25 из 31 банка имеют в составе акционеров иностранных инвесторов.
Наличие двусторонней нормативной основы между Беларусью и другими странами служит важной предпосылкой для привлечения инвестиций. Так, у нас действуют более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, и с более чем 60 странами Беларусь связывают соглашения об избежании двойного налогообложения.
В прошлом году были ратифицированы поправки к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). В ближайшее время запланировано заключение сМАГИ двух базовых соглашений - о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты.
Их подписание позволит создать соответствующие международным стандартам условия для страхования рисков иностранных инвесторов на территории
Поступление прямых иностранных инвестиций на чистой основе в 2006-2011 годах, млн. долларов США
Беларуси и будет
Распространение гарантийных обязательств МАГИ на Беларусь дополнительно подтвердит готовность страны к соблюдению общепринятых норм и стандартов международного экономического сотрудничества, снимет барьеры на пути крупных инвесторов, позволит сделать новый акцент в формировании позитивного имиджа Беларуси на международной арене.
В 2010 году ратифицировано Рамочное соглашение между Республикой Беларусь и Северным инвестиционным банком. Идут переговоры по подписанию Рамочного соглашения с Северной экологической финансовой корпорацией (НЕФКО). Эти международные финансовые организации - возможные источники финансирования инвестиционных проектов, имеющих экологический эффект.
Вследствие такой работы идет постепенное увеличение доли прямых иностранных инвестиций, поступающих в Беларусь, в общемировом объеме привлекаемых прямых иностранных инвестиций.
Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Беларусь направлена на стимулирование притока инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, а также на расширение масштабов инвестиций и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Беларуси.
Информация о работе Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности