Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть механизм стимулирования и активизации инвестиционной деятельности в РБ.
В процессе работы были проведены следующие исследования: рассмотрены теоретические основы инвестиционной деятельности Республики Беларусь; рассмотрен механизм стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь; изучены направлениясовершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 5
1.Сущность и значение инвестиций……………………………………….. 8
1.1. Национальные и иностранные инвестиции………………………. 8
1.2. Принципы инвестиционной деятельности…………………………. 11
2.Механизм стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………….
19
2.1 Краткий анализ правового регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………….
19
2.2 Анализ инвестиционной деятельности Республики Беларусь….. 23
3 Совершенствование инвестиционной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………
30
Заключение…………………………………………………………………... 41
Список использованных источников………………………………………. 43

Файлы: 1 файл

Kyrsovaya.docx

— 1.05 Мб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 – Изменение  внешних активов резидентов Республики Беларусьпо разделу «Другие инвестиции»за 2007–2011 годы

Примечание – Источник: [9]

 

Обязательства перед внешним  миром по другим инвестициям увеличились  на5 357,5 млн. долларов, что сопоставимо  с аналогичным показателем за 2010 год – ростобязательств составил 5 406,4 млн. долларов. Приток финансовых ресурсов в значительнойстепени  обеспечен привлечением в страну капитала в форме иностранных  кредитов изаймов, ростом кредиторской задолженности по внешнеторговым операциям, а такжеувеличением внешних долговых обязательств банковской системы по счетам и депозитам.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок2.4 – Изменение  обязательств перед нерезидентами  по разделу «Другие инвестиции»за 2007–2011 годы

Примечание – Источник: [9]

Отчетный 2011 год характеризовался ростом какдебиторской, так и кредиторской задолженности по внешнеторговым операциям (без учетапросроченной задолженности). В результате опережающего роста  внешней кредиторскойзадолженности  сальдо задолженности по экспортно-импортным  операциям сложилосьположительным в размере 560,8 млн. долларов, что сопоставимо с аналогичным показателемза 2010 год в размере 568,3 млн. долларов.

Задолженность нерезидентов за товары и услуги с начала года увеличилась на701,5 млн. долларов (за 2010 г. – на 527,2 млн. долларов). При  этом значительный роствнешней дебиторской  задолженности на 1 080,9 млн. долларов наблюдался в первомполугодии 2011 года, во втором полугодии 2011 года, напротив, произошло сокращениедебиторской  задолженности на 379,4 млн. долларов.

Обязательства белорусских  нефинансовых организаций перед  нерезидентами затовары и услуги (с учетом оценки задолженности по субъектам малогопредпринимательства) выросли на 1 262,3 млн. долларов (за 2010 год – на 1 095,5 млн. долларов). При этом внешняя задолженность за топливно-энергетические ресурсыувеличилась на 343,3 млн. долларов.

Процессы в инвестиционной сфере во многом во многом определяютсяскладывающейся экономической обстановкой в  стране, и прежде всегоизменениями, происходящими в финансово-кредитной  системе, а такжеплатёжеспособным  спросом субъектов хозяйствования и населения.

  Государственная инвестиционная  политика на ближайшие годы  исходит изтого, что обеспечение  высоких темпов роста инвестиций  в основной капиталявляется важнейшим  фактором дальнейшего экономического  роста, стабильноготехнологического  и социального развития Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

 

Беларусь - это государство  в центре Европы с нерастраченным потенциалом развития и наличием конкурентных преимуществ, основанных на географическом положении, характере и структуре производства, квалификации и цене рабочей силы, наличии развитых научно-инновационных центров.

Детально и непредвзято  об условиях и преимуществах для  инвесторов говорят специальные  опросы. В 2011 году такой опрос был  проведен среди коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их попросили оценить инвестиционный климат в стране и назвать благоприятные факторы.

Среди таких факторов были отмечены: порядок регистрации бизнеса, система гарантий защиты прав собственности, возможность получения финансовой поддержки и льгот, условия приобретения и аренды недвижимости, условия закрытия бизнеса, условия участия иностранного инвестора в приватизации, уровень развития системы телекоммуникаций и информатизации, качество инфраструктуры транспорта и логистики.

Помимо этого, в разряд благоприятных факторов была отнесена система регулирования ценообразования. Причем если во время опроса 2009 года почти 55 % респондентов отнесли этот фактор к неблагоприятному, то в 2011 году аналогичную оценку дали лишь 37,4 % респондентов.Надо отметить, что созданные в Беларуси условия ведения бизнеса и привлечения инвестиций позитивно оцениваются международными организациями.

В докладе Всемирного банка  «Ведение бизнеса - 2012» по индексу  легкости ведения бизнеса Беларусь заняла 69-е место из 183 стран, поднявшись с 91-го места в 2010 году (с учетом произошедшей корректировки методологии определения рейтингов). Для сравнения: Российская Федерация занимает 120-е место, Украина - 152-е.

По итогам доклада «Ведение бизнеса - 2012» Беларусь признана одним  из ведущих в мире реформаторов за последние 6 лет и замыкает тройку наиболее активных стран-реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса.

В последнем рейтинге страна добилась значительного прогресса  по трем показателям «Уплата налогов» - 156-е место (183-е в докладе «Ведение бизнеса - 2011»), «Защита инвесторов» - 79-е место (в прошлом докладе - 108-е) и «Ликвидация компаний» - 82-еместо (в прошлом докладе - 98-е Можно  отметить успехи ип показателю «Регистрация собственности»: сейчас у нас 4-е место в мире, а в докладе «Ведение бизнеса - 2011» было 6-е.

Есть, конечно, и не очень  приятные данные. Так в перечень показателей доклада «Ведение бизнеса - 2012» включен новый показатель «Доступ к электроэнергии», по которой Беларусь занимает 175-е место, это самый низкий уровень среднего показателей республики.

Принятые меры по создании благоприятного инвестиционного климата и выбранный курс правительства Беларуси на реформирование экономических отношений получили признание в ежегодно: докладе Всемирного банка о регулировании прямых иностранных инвестиций в государствах мира «Инвестиции без границ – 2010г.Этот рейтинг оценивает факторы процветания с точки зрения их влияния на экономический ростдолгосрочное благополучие населения. Беларусь в нем заняла 54-е место, обойдя Россию (63-е место) и Украину (69-е место).

Эти оценки подтверждают, что  проведена большая организационная работа, направленная на создание условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики. Последовательный процесс совершенствования нормативной правовой базы продолжается.

Начиная с конца 2001 года, когда вступил в силу Инвестиционный кодекс и вместе с ним появилось  определение организации с иностранными инвестициями, в республике наблюдается рост количества таких организаций. В 2010 году их число составило около 5 тыс., что почти в 2,5 раза больше, чем в 2002-м.

Преобразования затронули  широкий спектр отношений, среди  которых можно выделить:

  • совершенствование системы налогообложения;
  • сокращение лицензируемых видов деятельности;
  • сокращение перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации в Республике Беларусь;
  • снижение издержек (как финансовых, так и временных) по открытию и ведению бизнеса;
  • либерализацию ценообразования;
  • отмену института «золотой акции», который вызывал нарекания международных организаций и бизнеса;
  • совершенствование контрольной деятельности в соответствии с указом № 510 от 16 октября 2009 года, который ограничил число контролирующих органов и ввел выборочный метод контроля с учетом степени соблюдения законодательства;
  • реформы в законодательстве по административным процедурам;
  • изменение в сторону доступности, простоты и оперативности процедуры принятия решений о выделении земельных участков;
  • создание института инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, по которым инвесторам предоставляются дополнительные гарантии, льготы и преференции.

Сегодня законодательство предоставляет инвесторам преференции в свободных экономических зонах, малых и средних городах,сельской местности, Парке высоких технологий.

Кроме этого, в Беларуси в  соответствии с указом от 6 августа 2009 года № 413 введен и действует институт инвестиционных агентов.

Инвестиционные агенты - это физические или юридические  лица, которые содействуют поиску потенциальных инвесторов и сопровождают инвестиционные проекты. Они могут оказывать инвесторам консалтинговые, юридические и маркетинговые услуги и помогать в разработке документов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.

Сегодня полномочия на представление интересов Беларуси по вопросам привлечения инвестиций в страну предоставлены тринадцати инвестиционным агентам: компании AKJCapital, компании RenaissanceInvestmentsLimited, ЗАО «Управляющая компания холдинга «Белтех Холдинг», ЧУП «БТ Телекоммуникации», ИМП ООО ПГ «Закон и порядок», компании СВТ Development (Logistics) Limited, ЗАО «Бросток», ООО «Архипенко, Горецкий и партнеры», ОАО «Управляющая компания холдинга «Горизонт», ООО «Зубр Капитал», ОООИнвестиционная компания «Ю Эф Эс», ЗАО «СБ-Глобал», гражданину Ене Фаллеру.

Приоритетом инвестиционной политики, проводимой правительством Беларуси, является привлечение прямых иностранных инвестиций - средств, которые иностранный инвестор вкладывает в предприятия на территории Беларуси, приобретая не менее 10 % акций и получая таким образом возможность принятия решений в отношении этого предприятия. Такие инвестиции - один из наиболее важных факторов, определяющих экономический рост, лабильность ресурсного обеспечения национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности.

Несмотря на кризисные  явления, Беларусь по-прежнему продолжает оставаться регионом, привлекательным для иностранных инвесторов, и демонстрирует устойчивую положительную тенденцию привлечения прямых иностранных инвестиций.

В 2011 году в экономику  республики привлечено 18,9 млрд. долларов валовых иностранных инвестиций, в том числе 13,2 млрд.

долларов прямых иностранных  инвестиций. Это более чем в 2 раза больше, чем в 2010 году (5,6 млрд. долларов) и в 44 раза больше, чем в 2002 году (298,8 млн. долларов).

Ярче всего об инвестиционной привлекательности страны свидетельствуют прямые иностранные инвестиции на чистой основе без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы и услуги.

Объем таких инвестиций по итогам 2011 года составил 3,97 млрд. долларов, в то время как в 2010-м году было всего 1,2 млрд.

В Беларуси давно и успешно  функционирует значительное количество иностранных и национальных компаний, являющихся лидерами в СНГ и Европе.

Одной из первых крупных  компаний международного бизнеса, которая вышла на наш рынок, была компания «Кока-кола», она пришла к нам еще в 1994 году. МАЗ-МАН - белорусско-германское совместное предприятие, производящее грузовики большой грузоподъемности и мощные тракторы, было основано в Беларуси в 1997 году.

Можно отметить приобретение акций ОАО «Белтрансгаз» российским ОАО «Газпром», участие российских нефтяных компаний (ТНК-BPи «Газпромнефть»)

в составе собственников  ОАО «МНПЗ». В телекоммуникационной отрасли крупные компании с иностранными инвестициями - это МТС (МТС, Россия), Velcom (AustriaTelecom, Австрия) и ЗАО «Бест» (Turkcell, Турция). В пивоваренной отрасли - Heinekenи Olvi. В банковской сфере 25 из 31 банка имеют в составе акционеров иностранных инвесторов.

Наличие двусторонней нормативной основы между Беларусью и другими странами служит важной предпосылкой для привлечения инвестиций. Так, у нас действуют более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, и с более чем 60 странами Беларусь связывают соглашения об избежании двойного налогообложения.

В прошлом году были ратифицированы поправки к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). В ближайшее время запланировано заключение сМАГИ двух базовых соглашений - о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты.

Их подписание позволит создать  соответствующие международным стандартам условия для страхования рисков иностранных инвесторов на территории

Поступление прямых иностранных  инвестиций на чистой основе в 2006-2011 годах, млн. долларов США

Беларуси и будет способствовать привлечению иностранных финансовых ресурсов без предоставления иностранным инвесторам гарантий белорусского правительства (а значит, без увеличения размера внешнего государственного долга республики).

Распространение гарантийных  обязательств МАГИ на Беларусь дополнительно  подтвердит готовность страны к соблюдению общепринятых норм и стандартов международного экономического сотрудничества, снимет барьеры на пути крупных инвесторов, позволит сделать новый акцент в формировании позитивного имиджа Беларуси на международной арене.

В 2010 году ратифицировано Рамочное соглашение между Республикой Беларусь и Северным инвестиционным банком. Идут переговоры по подписанию Рамочного соглашения с Северной экологической финансовой корпорацией (НЕФКО). Эти международные финансовые организации - возможные источники финансирования инвестиционных проектов, имеющих экологический эффект.

Вследствие такой работы идет постепенное увеличение доли прямых иностранных инвестиций, поступающих в Беларусь, в общемировом объеме привлекаемых прямых иностранных инвестиций.

Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Беларусь направлена на стимулирование притока инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, а также на расширение масштабов инвестиций и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Беларуси.

Информация о работе Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности