Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть механизм стимулирования и активизации инвестиционной деятельности в РБ.
В процессе работы были проведены следующие исследования: рассмотрены теоретические основы инвестиционной деятельности Республики Беларусь; рассмотрен механизм стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь; изучены направлениясовершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 5
1.Сущность и значение инвестиций……………………………………….. 8
1.1. Национальные и иностранные инвестиции………………………. 8
1.2. Принципы инвестиционной деятельности…………………………. 11
2.Механизм стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………….
19
2.1 Краткий анализ правового регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………….
19
2.2 Анализ инвестиционной деятельности Республики Беларусь….. 23
3 Совершенствование инвестиционной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………
30
Заключение…………………………………………………………………... 41
Список использованных источников………………………………………. 43

Файлы: 1 файл

Kyrsovaya.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

Первая группа методов, основанных на применении операции дисконтирования, предполагает непосредственный учет фактора времени и исходит из того, что любые денежные суммы, которые будут получены в будущем, обладают меньшей полезностью (ценностью), чем точно такие же денежные суммы в настоящее время. Данное утверждение основано на том факте, что, если имеющиеся в наличии на сегодняшний день ресурсы пустить в оборот и заставить приносить доход (например положить в банк под проценты), то в будущем их величина возрастет [18, c. 134].

Метод чистой текущей стоимости  — наиболее популярный из числа  методов, основанных на концепции дисконтирования. Он базируется на сопоставлении величины исходной инвестиции с общей суммой дисконтированных денежных поступлений, генерируемых в течение прогнозируемого срока эксплуатации объекта. В его основе лежит процедура вычисления так называемой чистой текущей стоимости инвестиционного проекта, под которой понимается стоимость, полученная путем дисконтирования для каждого временного интервала суммы всех денежных потоков (разности притоков и оттоков доходов и расходов), накапливающихся за весь период функционирования объекта инвестирования при фиксированной, заранее определенной процентной ставке доходности.

В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем, что делает его очень удобным при выборе одного инвестиционного проекта из ряда альтернативных вариантов.

Метод внутренней ставки дохода (внутренней нормы прибыли) является одним из наиболее сложных методов расчета эффективности инвестиционных проектов.

Вторая группа методов оценки инвестиционных проектов не предполагает использования  операции дисконтирования, и потому входящие в нее методы во многом уступают вышеперечисленным методам. Однако в ряде случаев, связанных  с ситуациями, когда озабоченность  прибыльностью меньше, чем ликвидность, их применение все же целесообразно.

Метод периода окупаемости —  один из наиболее простых и до недавнего  времени один из самых распространенных в мировой практике. Он предусматривает  вычисление периода окупаемости инвестиционного проекта — срока, в течение которого суммарная величина годовых доходов достигнет значения, равного значению первоначальной инвестиции [8, c. 301].

Показатель эффективности инвестиции сопоставляется с базой сравнения (стандартом, нормативом) и если превышает  ее, то проект считается приемлемым, в противном случае — отвергается. Недостатки данного метода связаны  с неопределенностью того, какой год функционирования объекта инвестирования можно принять за базовый. Кроме того, исчисление бухгалтерской прибыли имеет свои особенности в различных странах, что дает различные результаты расчета при прочих равных условиях.

Необходимо отметить, что все  вышеописанные методы оценки эффективности  инвестиционных проектов являются идеализированными, поскольку основываются на использовании будущих результатов, достоверно спрогнозировать которые весьма проблематично. Именно поэтому процесс принятия инвестиционных решений, как правило, включает в себя учет риска и неопределенности результатов инвестиционной деятельности.

На практике любое инвестиционное решение является рискованным. Мера риска должна быть приемлемой для инвестора, поэтому процесс принятия инвестиционных решений непременно должен сопровождаться качественным и количественным анализом риска [11, c. 116].

Качественный анализ риска инвестиционного  проекта связан с выявлением факторов риска, их ранжированием, определением наиболее рискованных этапов проекта, планированием возможным; мер по снижению неопределенности и предотвращению случайных событий.

Количественный анализ риска инвестиционного  проекта, т.е. численное определение  размера риска как проекта  в целом, так и его этапов, предполагает применение одного из следующих методов:

  • анализ чувствительности инвестиционного проекта, связанный с исчислением изменения его эффективности при вариации исходных параметров, оказывающих наибольшее влияние на конечные результаты;
  • анализ вероятности распределения доходности инвестиционного проекта, предусматривающий вычисление стандартного отклонения от средней ставки его доходности (в экономической литературе указанное отклонение является количественной мерой риска);
  • анализ устойчивости инвестиционного проекта, предполагающий разработку и рассмотрение возможных сценариев развития инвестиционного проекта с учетом вариации доходов и расходов его участников (если во всех наиболее вероятных ситуациях все связанные с анализируемым проектом субъекты инвестиционной деятельности удовлетворены, то проект считается устойчивым, в противном случае — нет).

Иностранные инвестиции подвержены всем видам риска, свойственным внутренним инвестициям. Кроме того, при их осуществлении возникает дополнительный риск, связанный с тем, что доходы от иностранных инвестиций инвестор получает в национальной валюте и, соответственно, возникает необходимость их конвертирования и репатриации в страну проживания инвестора (валютный риск). При этом существенным фактором валютного риска выступает политический риск, поскольку правительство страны-реципиента может либо наложить ограничения на процесс конвертирования и репатриации прибыли, либо вообще экспроприировать как доходы, так и сами объекты инвестирования [19, c. 54].

Итак, национальная экономика в  целом по сути постоянно ощущает  потребность в средствах, необходимых  для создания и расширения, реконструкции  и технического перевооружения основного  и оборотного капитала, осуществления  научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стимулирования инновационной деятельности и т.д. Именно поэтому наряду с проблемой повышения эффективности использования капиталовложений и снижения инвестиционных рисков для любой страны весьма актуальна задача по привлечению иностранных и прежде всего прямых инвестиций, способствующих в сравнительно короткие сроки обеспечить условия для устойчивого роста национальной экономики, перевода производства на качественно новый технологический уровень, ускорения научно-технического прогресса и решения целого комплекса социально-экономических проблем (создания новых рабочих мест и снижения уровня безработицы, сокращения уровня отставания от передовых стран мира и т.д.) [3, c. 198].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Краткий анализ  правового регулирования инвестиционной  деятельности в Республике Беларусь  

 

6 августа 2009 г. в целях создания дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь Президентом Республики Беларусь был издан Декрет № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».

Положения этого акта коренным образом изменили действующую систему  инвестиционного законодательства.

Декретом № 10 введена  по сути, трехзвенная система заключения инвестиционных договоров и определены субъекты, которые могут выступать  от имени Республики Беларусь стороной по договору.

Инвестиционный договор  между инвестором и Республикой  Беларусь может быть заключен на основании  решения:

1.) республиканского органа  государственного управления, иной  государственной организации, подчиненной  Правительству Республики Беларусь, областного (Минского городского) исполнительного  комитета в случае реализации  инвестиционного проекта в рамках  соответствующей отрасли или  административно-территориальной единицы  и в пределах компетенции государственного  органа или исполнительного комитета;

2.) Совета Министров Республики  Беларусь в случаях, когда инвестиционным  договором не предусматривается  на дату его подписания предоставление  инвестору льгот и преференций,  кроме установленных законодательными  актами;

3.) Совета Министров Республики  Беларусь по согласованию с  Президентом Республики Беларусь  в случаях предоставления инвестору  дополнительных льгот и преференций,  ранее не установленных законодательными  актами.

В этой части Декрет существенно  изменил правовое регулирование  вопроса субъектного круга участников инвестиционного договора, поскольку  по Инвестиционному кодексу Республики Беларусь cторонами в инвестиционном договоре выступают инвесторы и Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь). Местные органы власти в качестве органов, имеющих право заключать от имени Республики Беларусь инвестиционные договоры, Инвестиционным кодексом не предусмотрены.

В этой связи, надо сказать, что положения Декрета по данному  вопросу основаны на имевшей место  реальной практике заключения инвестиционных договоров.

Декрет № 10 в отличие  от положений статьи 44 Инвестиционного  кодекса не предусматривает в  качестве обязательной цели заключения инвестиционного договора – оказание мер государственной поддержки. Таких мер может и не быть, но это не означает, что инвестиционный договор не может быть заключен.

С учетом этого Декрет изменил  и требования к пакету документов, необходимых для принятия решения  о заключении инвестиционного договора. Общее правило - для заключения инвестиционных договоров не требуются бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционного договора и его государственная комплексная  экспертиза. Разрабатывать бизнес-план и обеспечивать проведение его государственной  комплексной экспертизы должны лишь инвесторы, претендующие на предоставление в рамках инвестиционного договора каких то специфических дополнительных преференций. Например, если в рамках реализации инвестиционного договора в сфере строительства инвестор пожелает выбирать подрядные и проектные  организации без проведения подрядных  торгов.

«Типовые» же преференции  сведены в единый перечень, содержащийся в рассматриваемом Декрете. Это  также не теоретическое обобщение, а, по сути, свод наиболее востребованных инвесторами мер государственной  поддержки в сфере строительства, земельных, налоговых, таможенных отношений. Только если ранее они предоставлялись  на основании индивидуальных решений, то теперь воспользоваться ими сможет каждый инвестор.

Итак, инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная  в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора и его  регистрации в Государственном  реестре инвестиционных договоров  с Республикой Беларусь при реализации инвестиционного проекта имеют  право на:

-строительство объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;

-предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству.

Также Декретом предусмотрена  гарантия стабильности условий оплаты арендной платы за землю и установлено, что она не может повышаться в  течение всего срока реализации инвестиционного проекта.

Кроме того, инвесторы освобождаются  от:

-перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка;

-возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;

-уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;

-уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а указанные иностранные граждане и лица без гражданства – от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь.

Кроме того, областным, Минскому городскому Советам депутатов рекомендовано  предусматривать освобождение инвесторов и (или) организаций, в установленном  порядке созданных в Республике Беларусь этими инвесторами либо с их участием, реализующих инвестиционные проекты, от уплаты целевых сборов в  местные бюджеты.

Прокомментированные новации  расширяют возможности заключения инвестиционных договоров, предоставляя новые инициативные инструменты  построения деловых отношений с  инвесторами.

Информация о работе Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности