Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть механизм стимулирования и активизации инвестиционной деятельности в РБ.
В процессе работы были проведены следующие исследования: рассмотрены теоретические основы инвестиционной деятельности Республики Беларусь; рассмотрен механизм стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь; изучены направлениясовершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение………………………………………………………………….. 5
1.Сущность и значение инвестиций……………………………………….. 8
1.1. Национальные и иностранные инвестиции………………………. 8
1.2. Принципы инвестиционной деятельности…………………………. 11
2.Механизм стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………….
19
2.1 Краткий анализ правового регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………….
19
2.2 Анализ инвестиционной деятельности Республики Беларусь….. 23
3 Совершенствование инвестиционной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………
30
Заключение…………………………………………………………………... 41
Список использованных источников………………………………………. 43
Поскольку эти инструменты
стали принципиально новыми для
белорусского законодательства и для
непосредственного
Сам Декрет предусмотрел укрепление
юридической составляющей процесса
заключения инвестиционных договоров.
Так, по проектам инвестиционных договоров
юридическими службами соответствующих
государственных органов и
Кроме того, по организационной составляющей Декретом предусмотрена норма о том, что по вопросам привлечения инвестиций, заключения инвестиционных договоров и реализации инвестиционных проектов инвестор может взаимодействовать с государственными органами и исполнительными комитетами, государственной организацией по вопросам привлечения инвестиций, созданной Советом Министров Республики Беларусь, либо с физическими или юридическими лицами, уполномоченными на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь.
Полномочия на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь могут предоставляться в целях:
1. развития административно-
2. реализации инвестиционных проектов, включая:
-создание и развитие на территории Республики Беларусь организаций с участием инвестора, имеющего стратегическое значение;
-приобретение инвестором объектов, находящихся в государственной собственности, в том числе в процессе приватизации.
Правительством Республики
Беларусь принято положение о
порядке предоставления физическим
и юридическим лицам полномочий
на представление интересов
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1449 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» утверждены Положение о порядке заключения (прекращения) инвестиционных договоров с Республикой Беларусь и Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.
Согласно Положению о
порядке заключения (прекращения) инвестиционных
договоров с Республикой
-создание и развитие на территории Республики Беларусь организаций с участием инвестора, имеющего стратегическое значение;
-приобретение инвестором объектов, находящихся в государственной собственности, в том числе в процессе приватизации.
Предложение о заключении данного договора может вноситься государственным органом или исполнительным комитетом по собственной инициативе или на основании протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, а также их указаний и поручений.
Инвестиционный договор может быть заключен и по предложению Республики Беларусь и по предложению инвестора.
2.2 Анализ инвестиционной
деятельности Республики
По индексу легкости ведения бизнеса из 183 стран, охваченных исследованием Всемирного банка «Doing Business-2011», республика заняла 68-е место, поднявшись со 115-го места в 2008 году. Для сравнения: Российская Федерация занимает 123-е, Украина – 145-е место.
По итогам «Doing Business-2011» Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов за последние 5 лет и входит в тройку ведущих стран по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса.
Кроме того, республика лидирует в своем регионе по показателю «открытие бизнеса» (7-е место) и опережает такие страны, как Австрия, Великобритания, Испания, Ирландия, Польша, Чехия и Франция, а также США и Япония.
Принятые меры по созданию благоприятного
инвестиционного климата и
Беларусь заняла 54-е место в данном страновом рейтинге, оценивающем факторы процветания с точки зрения их влияния на экономический рост и долгосрочное благополучие населения. В этом рейтинге 2010 г. Беларусь обошла Россию (63-е место) и Украину (69-е место).По индексу экономической свободы фонда Heritage-2010 Беларусь поднялась на 150-е место (167-е место в 2009 г.), по индексу восприятия коррупции – на 127-м место (была на 151-м). Основными поставщиками внутренних кредитных ресурсов являются депозиты физических и юридических лиц.
Благодаря снижению инфляции и росту
долгосрочных сбережений были созданы
условия для увеличения инвестиционной
деятельности.
Основным видом деятельности коммерческих
банков является предоставление ссуд
физическим и юридическим лицам. Традиционно,
наиболее приемлемой формой банковского
кредита считаются краткосрочные ссуды.
Быстрый возврат денег делает их высоколиквидными
и относительно свободными от риска, связанного
с непредсказуемыми изменениями рыночной
конъюнктуры.
Долгосрочные инвестиционные кредиты
являются ключевыми, как для банков-кредиторов,
так и для предприятий-
Серьёзной проблемой инвестиционного
кредитования является отсутствие ликвидного
залога у предприятий-заёмщиков. По
степени ликвидности выделяют медленно-реализуемые
и быстрореализуемые активы.
Для решения этой проблемы необходима
приватизация предприятий и формирование
реально действующего фондового рынка
и институтов финансового инвестирования,
определение реальной стоимости инструментов
финансового инвестирования. В таком случае
залогом могли бы выступать ценные бумаги
предприятий, ликвидность которых определяла
бы фондовая биржа на основе спроса и предложения.
При нормальном финансировании рынка
ценные бумаги предприятий будут обладать
большей ликвидностью, чем обычно используемые
в качестве залога основные фонды.
В противном случае при банкротстве крупных
заёмщиков банки становятся собственниками
основных фондов, в качестве залога, и,
таким образом, сталкиваются с проблемой
их реализации для предотвращения уже
своего банкротства.
За 2003 – 2010 годы в экономику Беларуси поступило китайских инвестиций на сумму более 300 млн. долларов США. Успешно реализован с привлечением кредита Эксимбанка Китая в сумме 234 млн. долларов проект создания оператора мобильной связи «Бест». Завершается модернизация Минской ТЭЦ-2 (льготный кредит Правительства КНР в сумме 42 млн. долларов), успешно реализуется проект Минской ТЭЦ-5 (кредит Государственного банка развития Китая в сумме 260 млн. евро), модернизации цементной отрасли Беларуси (кредит Эксимбанка КНР 530 млн. долл.). В 2011 году началась реализация проектов по строительству Березовской и Лукомльской ГРЭС (льготный кредит Правительства КНР на общую сумму 633 млн. долларов), поставок грузовых электровозов и электрификации железной дороги (кредиты Эксимбанка КНР 89 млн. и 63 млн. долларов соответственно). Подписаны кредитные соглашения по финансированию проектов строительства Интеллектуальной транспортной системы г. Минска (102 млн. долларов), участка автомобильной дороги М5 (340 млн. долларов), целлюлозного завода (653 млн. долларов). На сегодняшний день Правительством и банками КНР для финансирования совместных инвестпроектов в Беларуси открыты кредитные линии на сумму 15 млрд. долларов США.
В Беларуси осваиваются прямые китайские инвестиции. В 2008 году с участием ОАО «Горизонт» и корпорации «Мидеа Групп» создано СП «Мидеа-Горизонт», в 2010 году белорусское ОАО «МЗКТ» и китайская компания «Санцзян» создали СП «Волат-Санцзян». Начато сотрудничество по проектам строительства в Минске жилого массива в микрорайоне «Лебяжий», гостиницы «Пекин», многофункционального комплекса «Чайна-таун». В 2010 году органы госуправления двух стран начали проработку вопросов создания в Республике Беларусь Китайско-Белорусского индустриального парка.В 2009 году в КНР стали активно создаваться белорусско-китайские СП: «АВИК-БЕЛАЗ Карьерные Машины» (учредители: ОАО «БелАЗ» и китайская корпорация «КАТИК саплай») и «Харбин Дунцзин Гомель предприятие сельскохозяйственного машиностроения» (учредители: ПО «Гомсельмаш» и китайская компания «Дунцзин групп»).В 2010 году создано СП по сборке энергоемких тракторов «Беларус» (учредители:ПО «МТЗ» и китайская компания «Дунцзин групп»).С 2010 г. Беларусь и Китай активно сотрудничают по созданию в Республике Беларусь Китайско-Белорусского индустриального парка.
Сальдо по операциям с прямыми инвестициями сложилосьположительным в размере 3 928,4 млн. долларов (7,2 % ВВП), в то время как за 2010 годчистое поступление прямых инвестиций в страну составило 1 352,4 млн. долларов (2,5 % ВВП).
Рисунок 2.1 – Изменение потоков прямых инвестиций за 2007–2011 годы
Примечание – Источник: [9]
За 2011 год прямые инвестиции
белорусских резидентов за рубежом
увеличились на57,4 млн. долларов (за
2010 год – на 50,4 млн. долларов). В
форме акционерного капиталаинвестировано
43,4 млн. долларов, в том числе в
уставные фонды субъектов
Приток прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь начистой основе (с учетом изъятия) составил 3 985,8 млн. долларов (7,3 % ВВП), что в 2,8 разапревысило объем 2010 года.
Рисунок 2.2 – Динамика и структура прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь(изменение обязательств) за 2007–2011 годы
Примечание – Источник: [9]
Значительный приток прямых
иностранных инвестиций за 2011 год
объясняетсясостоявшейся в
Реинвестированные доходы (включая доходы как нефинансовых организаций, так и банков) составили 566,7 млн. долларов и по сравнению с 2010 годом выросли на 19,8 %. Операции спрочими прямыми инвестициями (долговые обязательства перед зарубежнымисовладельцами без учета торговых кредитов) обеспечили приток капитала в размере212,6 млн. долларов (за 2010 год – 55,7 млн. долларов). Из Российской Федерации поступило прямых инвестиций на сумму 2 804,8 млн. долларов (70,4 % всего нетто-притока прямых иностранных инвестиций), без учета сделки сОАО «Белтрансгаз» – 20,5 %. Кроме этого, основными прямыми инвесторами белорусскойэкономики явились резиденты Соединенного Королевства, Кипра, Италии, Германии, США, Литвы. Наибольшие суммы прямых иностранных инвестиций были направлены ворганизации транспорта, торговли и промышленности. В банковский сектор страны прямые инвестиции поступили от инвесторов из Ирана, Швейцарии, Кипра, Нидерландов и Российской Федерации.
Сальдо по операциям с ценными бумагамисформировалось положительным в размере 854,1 млн. долларов, что на 28 % ниже уровня2010 года. Активы резидентов Республики Беларусь, размещенные главным образом в долговыхценных бумагах иностранных эмитентов, увеличились на 10,8 млн. долларов (за 2010 год –на 59,4 млн. долларов).
Рост обязательств перед
нерезидентами по ценным бумагам
белорусских эмитентовсоставил 864,9
млн. долларов. В том числе Министерством
финансов Республики Беларусь вянваре
2011 года на международном финансовом
рынке размещены
Операции белорусских банков иНационального банка Республики Беларусь с производными финансовыми инструментамиобусловили отток средств из страны в размере 592,9 млн. долларов.
По операциям, проведенным
с коммерческими и
Информация о работе Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности