Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 15:14, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением и анализ макроэкономической сбалансированности в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия совокупного спроса и совокупного предложения;
исследовать макроэкономическое равновесие на примере классической модели, модели AD-AS и кейнсианской модели;
анализировать макроэкономическую сбалансированность в Республике Беларусь;
рассмотреть пути достижения сбалансированности в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Понятие и сущность совокупного спроса и совокупного предложения……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса………………………………………………………………………………6
1.2 Понятие совокупного предложения и факторы изменения предложения...8
1.3 Неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения....11
1.4 Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD – AS (классический и кейнсианский подходы)……………………………………...14
Глава 2. Макроэкономическая сбалансированность и пути ее достижения в Республике Беларусь…………………………………………………………….19
2.1 Основные проблемы сбалансированности национальной экономики Республики Беларусь…………………………………………………………….19
2.2 Пути достижения макроэкономической сбалансированности Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25
В настоящее время экономика Республики Беларусь характеризуется доминирующей ролью государственного сектора, слабым развитием малого бизнеса, неразвитостью рыночных институтов и инфраструктуры.
2.2 Пути достижения макроэкономической сбалансированности в Республике Беларусь
На данный момент уже разработана «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг.». В Программе-2015 определяются цели, задачи, приоритеты и важнейшие индикаторы социально-экономического развития Республики Беларусь на очередное пятилетие, обосновываются основные показатели, направления, меры и механизмы их достижения, масштабы и пропорции развития межотраслевых комплексов и основных видов экономической деятельности, развития хозяйства областей и г. Минска.
Основная цель Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг. – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
С учетом преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей, предлагаются следующие приоритетные направления социально-экономического развития страны на предстоящее пятилетие:
В предстоящем пятилетии предусматривается переход от экономики директив к экономике инноваций, основанной на деловой инициативе, личной заинтересованности в создании и повсеместном внедрении новых технологий и производств.
Основной целью модернизации экономических институтов и механизмов государственного регулирования является создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата [14].
Постепенное снижение роли государственных органов в прямом управлении деятельностью организаций даст возможность сместить акценты на косвенные и индикативные инструменты государственного регулирования, перейти к стратегическому планированию, формированию и реализации отраслевых инновационных стратегий и государственной научно-технической политики.
Необходимо изменение системы мотивации деятельности организаций, создание заинтересованности в повышении эффективности производства и максимизации прибыли.
В течение пятилетия будет осуществлен переход от административных методов к использованию рыночных стимулов. Будут созданы благоприятные условия для деятельности юридических лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей на основе преимущественного использования уведомительных порядков ведения бизнеса; упрощения и обеспечения стабильности законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; уменьшения «контрольной нагрузки» на бизнес, исключения излишних проверок коммерческих организаций.
Для прибыльно работающих организаций, не использующих государственную поддержку и исполняющих обязательства перед государственным бюджетом, будет ограничено количество проверок, осуществляемых контролирующими органами. При этом налоговым органам будет разрешено проводить не более одной проверки в пять лет; соразмерности применяемых административных взысканий и экономических нарушений; повышения эффективности налоговой системы и придания ей в первую очередь стимулирующего характера; поддержания полноценной конкурентной среды и создания механизмов государственно-частного партнерства; формирования равных партнерских отношений с бизнесом и обеспечения благоприятных условий для работы субъектов хозяйствования; гармонизации национального законодательства с международными нормами и правилами в целях интегрирования Беларуси в мировую экономику.
В предстоящем пятилетии предусматривается повышение эффективности и совершенствование структуры реального сектора экономики на основе приоритетного развития наукоемких видов экономической деятельности, снижения импортоемкости производства, сбалансированной специализации, вспомогательных и обслуживающих производств, рационального использования внутренних ресурсов [15].
Заключение
Модель AD – AS показывает, что законы рыночного равновесия действуют и на уровне национальной экономики в целом. Она служит схемой для объяснения основных сил, действующих в экономике, и их последствий. Модель дает возможность сделать вывод о необходимости или нежелательности государственного вмешательства в экономику.
На проблему государственного воздействия на экономику ученые, принадлежащие к разным школам, имеют принципиально различные мнения.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что в основе классической модели общего экономического равновесия лежит закон Сэя: предложение товаров создает свой собственный спрос. Ключевые переменные – цены благ, заработная плата, процентная ставка, - являются гибкими, благодаря чему обеспечивается равновесие на рынке товаров, рынке труда и денежном рынке. Кейнс подверг критике закон Сэя и представления классиков о способности рыночной системы автоматически возвращаться в состояние равновесия в случае его нарушения.
Совокупный спрос (AD) – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство и заграница при различном уровне цен в стране при прочих равных условиях.
Отрицательный наклона кривой AD объясняется 3 эффектами: эффектом процентной ставки, эффектом богатства и эффектом импортных закупок.
Смещение кривой AD вызывают неценовые факторы, или детерминанты совокупного спроса: изменение потребительских расходов, изменение инвестиционных расходов бизнеса и др.
Совокупное предложение AS – это объем выпуска, который намерены предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране при прочих равных условиях.
Смещение кривой AS вызывают неценовые факторы, среди которых важнейшими являются: изменение уровня заработной платы, цен на сырье и материалы, степени монопольной власти производителей на рынках и др.
Национальная экономика Республики Беларусь в период перехода к рыночным отношениям характеризуется всеобщей разбалансированностью.
Уровень инфляции в Республике Беларусь на январь-июль 2012 года составляет 12%.
Около 77% имеют доходы ниже минимального потребительского бюджета (с 1 ноября 2012 года - 1 391 530 руб.).
Численность населения Республики Беларусь на 1 декабря 2012 года составила 9 460,7 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года сократилась на 4,5 тыс. человек.
Целью «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 гг.» является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Основной целью модернизации экономических институтов и механизмов государственного регулирования является создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата.
В предстоящем пятилетии предусматривается повышение эффективности и совершенствование структуры реального сектора экономики на основе приоритетного развития наукоемких видов экономической деятельности, снижения импортоемкости производства, сбалансированной специализации, вспомогательных и обслуживающих производств, рационального использования внутренних ресурсов.
Список используемой литературы
Информация о работе Макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением