Макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением и анализ макроэкономической сбалансированности в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия совокупного спроса и совокупного предложения;
исследовать макроэкономическое равновесие на примере классической модели, модели AD-AS и кейнсианской модели;
анализировать макроэкономическую сбалансированность в Республике Беларусь;
рассмотреть пути достижения сбалансированности в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Понятие и сущность совокупного спроса и совокупного предложения……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса………………………………………………………………………………6
1.2 Понятие совокупного предложения и факторы изменения предложения...8
1.3 Неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения....11
1.4 Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD – AS (классический и кейнсианский подходы)……………………………………...14
Глава 2. Макроэкономическая сбалансированность и пути ее достижения в Республике Беларусь…………………………………………………………….19
2.1 Основные проблемы сбалансированности национальной экономики Республики Беларусь…………………………………………………………….19
2.2 Пути достижения макроэкономической сбалансированности Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ.docx

— 185.96 Кб (Скачать)

В настоящее время экономика Республики Беларусь характеризуется доминирующей ролью государственного сектора, слабым развитием малого бизнеса, неразвитостью рыночных институтов и инфраструктуры.

 

2.2 Пути достижения макроэкономической сбалансированности в Республике Беларусь

 

На данный момент уже разработана «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг.». В Программе-2015 определяются цели, задачи, приоритеты и важнейшие индикаторы социально-экономического развития Республики Беларусь на очередное пятилетие, обосновываются основные показатели, направления, меры и механизмы их достижения, масштабы и пропорции развития межотраслевых комплексов и основных видов экономической деятельности, развития хозяйства областей и г. Минска.

Основная цель Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг. – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

С учетом преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей, предлагаются следующие приоритетные направления социально-экономического развития страны на предстоящее пятилетие:

  • Развитие человеческого потенциала;
  • Предпринимательство и инициатива;
  • Инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;
  • Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
  • Устойчивое развитие регионов;
  • Качественное и доступное жилье;
  • Эффективный агропромышленный комплекс.

В предстоящем пятилетии предусматривается переход от экономики директив к экономике инноваций, основанной на деловой инициативе, личной заинтересованности в создании и повсеместном внедрении новых технологий и производств.

Основной целью модернизации экономических институтов и механизмов государственного регулирования является создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата [14].

Постепенное снижение роли государственных органов в прямом управлении  деятельностью организаций даст возможность сместить акценты на косвенные и индикативные инструменты государственного регулирования, перейти к стратегическому планированию, формированию и реализации отраслевых инновационных стратегий и государственной научно-технической политики.

Необходимо изменение системы мотивации деятельности организаций, создание заинтересованности в повышении эффективности производства и максимизации прибыли.

В течение пятилетия будет осуществлен переход от административных методов к использованию рыночных стимулов. Будут созданы благоприятные условия для деятельности юридических лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей на основе преимущественного использования уведомительных порядков ведения бизнеса; упрощения и обеспечения стабильности законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; уменьшения «контрольной нагрузки» на бизнес, исключения излишних проверок коммерческих организаций.

Для прибыльно работающих организаций, не использующих государственную поддержку и исполняющих обязательства перед государственным бюджетом, будет ограничено количество проверок, осуществляемых контролирующими органами. При этом налоговым органам будет разрешено проводить не более одной проверки в пять лет; соразмерности применяемых административных взысканий и экономических нарушений; повышения эффективности налоговой системы и придания ей в первую очередь стимулирующего характера; поддержания полноценной конкурентной среды и создания механизмов государственно-частного партнерства; формирования равных партнерских отношений с бизнесом и обеспечения благоприятных условий для работы субъектов хозяйствования; гармонизации национального законодательства с международными нормами и правилами в целях интегрирования Беларуси в мировую экономику.

В предстоящем пятилетии предусматривается повышение эффективности и совершенствование структуры реального сектора экономики на основе приоритетного развития наукоемких видов экономической деятельности, снижения импортоемкости производства, сбалансированной специализации, вспомогательных и обслуживающих производств, рационального использования внутренних ресурсов [15].

 

Заключение

Модель AD – AS показывает, что законы рыночного равновесия действуют и на уровне национальной экономики в целом. Она служит схемой для объяснения основных сил, действующих в экономике, и их последствий. Модель дает возможность сделать вывод о необходимости или нежелательности государственного вмешательства в экономику.

На проблему государственного воздействия на экономику ученые, принадлежащие к разным школам, имеют принципиально различные мнения.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что в основе классической модели общего экономического равновесия лежит закон Сэя: предложение товаров создает свой собственный спрос. Ключевые переменные – цены благ, заработная плата, процентная ставка, - являются гибкими, благодаря чему обеспечивается равновесие на рынке товаров, рынке труда и денежном рынке. Кейнс подверг критике закон Сэя и представления классиков о способности рыночной системы автоматически возвращаться в состояние равновесия в случае его нарушения.

Совокупный спрос (AD) – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство и заграница при различном уровне цен в стране при прочих равных условиях.

Отрицательный наклона кривой AD объясняется 3 эффектами: эффектом процентной ставки, эффектом богатства и эффектом импортных закупок.

Смещение кривой AD вызывают неценовые факторы, или детерминанты совокупного спроса: изменение потребительских расходов, изменение инвестиционных расходов бизнеса и др.

Совокупное предложение AS – это объем выпуска, который намерены предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране при прочих равных условиях.

Смещение кривой AS вызывают неценовые факторы, среди которых важнейшими являются: изменение уровня заработной платы, цен на сырье и материалы, степени монопольной власти производителей на рынках и др.

Национальная экономика Республики Беларусь в период перехода к рыночным отношениям характеризуется всеобщей разбалансированностью.

Уровень инфляции в Республике Беларусь на январь-июль 2012 года составляет 12%.

Около 77% имеют доходы ниже минимального потребительского бюджета (с 1 ноября 2012 года - 1 391 530 руб.).

Численность населения  Республики Беларусь на 1 декабря 2012 года составила 9 460,7 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года сократилась на 4,5 тыс. человек.

Целью «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 гг.» является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Основной целью модернизации экономических институтов и механизмов государственного регулирования является создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата.

В предстоящем пятилетии предусматривается повышение эффективности и совершенствование структуры реального сектора экономики на основе приоритетного развития наукоемких видов экономической деятельности, снижения импортоемкости производства, сбалансированной специализации, вспомогательных и обслуживающих производств, рационального использования внутренних ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Яллай В.А. Макроэкономика, учебное пособие, Псков, 2003. -232с.
  2. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. Экономическая теория, учебное пособие, Москва, 2008. -201 с.
  3. Чиповская И.И., Левченко Т.А. Макроэкономика, учебное пособие, Владивосток, 2007. -289 с.
  4. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция А.В. Сидоровича. Изд. 7-е, перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. -345 с.
  5. Автономов В.А. История экономических учений. - Минск: ИНФА-М, 2000.  -450 с.
  6. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экон.специальностей высших учебных заведений.-Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. -576 с.
  7. Кулешов В.Г. Государство и рынок, учебное пособие, Минск, 2001. -116 с.
  8. Плотницкий М.И. Курс экономической теории: учебник /М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталив и др.; под ред. М.И. Плотницкого.- Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. -496 с.
  9. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов; под ред. В.Н. Шимова.- 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009. -751 с.
  10. http://www.economy.gov.by/ru/news/utverzhdeny-vazhnejshie-parametry-prognoza-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-respubliki-belarus-na-2012-god_i_0000001288.html. - Дата доступа: 10.11.2012.
  11. Глазунова Н.И. Актуальные проблемы государственного строительства и управления: Сб. науч. Трудов / Под ред. Н.И. Глазуновой. - Мн., 2007. -548с.
  12. Сб. научн. Трудов под ред. Н.И. Глазуновой, Актуальные проблемы государственного строительства и управления, Минск, 2007. -91 с.
  13. Сухарев О.С. Национальное богатство и структурная политика, Весник БГЭУ, 2008. - № 2, -89 с.
  14. Экономика Беларуси накануне Президентских выборов 2010. Часть 1 - общий макроэкономический обзор [Электронный ресурс].-2010.-Режим доступа:http://belinvestor.com/2011/10/17/ekonomika-belarusi-nakanune-prezidentskix-vyborov-2010.htm. - Дата доступа: 18.11.2012.
  15. Экономическая ситуация в Республике Беларусь в контексте мировых тенденций // Беларус. думка. 2008. № 4. -67 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением