Рынок. Спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Условия возникновения рынка:
- общественное разделение труда;
- экономическая обособленность производителей;
- самостоятельность производителя.

Оглавление

1. Рынок. Спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и предложение.
2. Принцип максимизации прибыли.
3. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство.
4. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
5. Денежно-кредитная политика.
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 95.00 Кб (Скачать)

ВАРИАНТ 5

 

Содержание

 

1. Рынок. Спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и предложение.

2. Принцип максимизации прибыли.

3. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство.

4. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

5. Денежно-кредитная политика.

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Рынок. Спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Совокупный  спрос и предложение.

 

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Условия возникновения рынка:

- общественное разделение труда;

- экономическая обособленность  производителей;

- самостоятельность производителя.

Основные признаки рынка:

- нерегулируемое предложение –  производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;

- нерегулируемый спрос – потребитель  сам определяет, что, где, как и  сколько покупать;

- нерегулируемая цена – цены  определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Главные функции рынка:

- посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;

- ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

- информационная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;

- регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

- санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.

С точки зрения действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой).

По товарам и услугам: потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг; средств производства; рабочей силы; инвестиций, т.е. долгосрочных вложений; иностранных валют; ценных бумаг (фондовые биржи); научно-технических разработок и инноваций; информации.

По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный.

По типу конкуренции: чистой (свободной) конкуренции; несовершенной конкуренции: чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования.

Положительные черты: способствует эффективному распределению ресурсов, формируя таким образом структуру производства; стимулирует научно-технический прогресс; способствует ресурсосбережению в обществе; создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность; стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы.

Отрицательные черты: не гарантирует решение социально-экономических проблем (безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки); распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству; порождает тенденцию к монополизации производства; не решает проблему внешних издержек (не отраженных в ценах рынка), которые ложатся на плечи общества; не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов; способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами.

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства.

- конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

- наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

- функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).

Спрос — это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос — это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос — это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране. Можно сказать, что совокупный спрос - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства ), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.

Также различают первичный и вторичный спрос. Первичный спрос — это спрос на продукт или услуги определенной категории товаров в целом. Вторичный (или избирательный) спрос — это спрос на товары определенной марки или фирмы и на услуги определенного вида.

Кроме того спрос бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным).

Предложение — это количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене, т.е. совокупность товаров, которую желают и способны продать производители.

Предложение бывает индивидуальным и совокупным. Индивидуальное предложение — это предложение конкретного производителя или предложение конкретного товара на данном рынке. Совокупное предложение - это общий объем предложения на все товары и услуги в какой-либо стране. Совокупное предложение - это модель, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому существует зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок.

Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; факторами производства и результатами их использования; совокупным производством и совокупным потреблением; совокупным предложением и совокупным спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками.

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики. Такое равновесие – это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.

Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Различают идеальное и реальное равновесие.

Идеальное - достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства. Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих условий воспроизводства:

- все индивиды должны найти на рынке предметы потребления;

- все предприниматели должны найти на рынке факторы производства

- весь продукт прошлого года должен быть реализован.

Идеальное равновесие исходит из предпосылок идеальной конкуренции и отсутствии побочных эффектов, что в принципе не реально, так как в реальной экономике не существует таких явлений как совершенная конкуренция и чистый рынок. Кризисы и инфляция выводят экономику из состояния равновесия.

Реальное макроэкономическое равновесие – равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок.

Различают частичное и полное равновесие:

- частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства;

- полное (общее) равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие.

Полное экономическое равновесие - структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением самого оптимума, идеала пропорциональности.

2.  Принцип максимизации  прибыли.

 

Принцип максимизации прибыли — принцип, гласящий, что фирма будет максимизировать прибыль при расширений объема производства до того уровня, при котором предельные (или избыточные) прибыли, полученные от выпущенной продукции, перекроют предельные (или избыточные) затраты на ее производство

Существует два подхода к поиску объема производства, при котором прибыль фирмы достигает своего максимума.

Первый подход «полные издержки — совокупный доход» заключается в сравнении валового дохода и валовых издержек при каждом объеме производства:  
а) Если валовой доход больше валовых издержек, то фирма имеет экономическую прибыль и может увеличивать объем производства до критической точки, когда валовой доход равен валовым издержкам. 
б) Если валовой доход меньше валовых издержек, то фирма убыточна. Ее цель – минимизировать убытки:

– фирма может продолжать функционировать в краткосрочном периоде, если при всех объемах производства ее выручка превышает переменные издержки. Если выручка обеспечивает возмещение переменных издержек, часть постоянных – производство следует продолжать;

– фирма банкрот, если при всех уровнях производства убытки превышают потери постоянных издержек. Фирма минимизирует убытки путем остановки производства.

Малые фирмы, не имеющие крупных бухгалтерских подразделений, часто именно так и поступают. В данном случае бухгалтер чисто опытным путем перебирает соотношения издержек и доходов при разных объемах производства и останавливается на том из них, который обеспечивает наилучший результат.

Более точным способом определения оптимального объема производства, обеспечивающего получение максимальной прибыли, является «предельный подход». Если добавочная выручка от производства дополнительной продукции превышает добавочные издержки, то увеличив выпуск, можно повысить прибыль. Напротив, если издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода то произведя соответствующую единицу товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки. И только когда предельный доход равен предельным издержкам, невозможно увеличить прибыль, изменяя объем выпуска. Следовательно, именно при таком объеме производства прибыль фирмы достигает своего максимума.

Точка равновесия фирмы и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и предельных издержек. Это правило справедливо для любого типа фирм — как конкурентных, так и неконкурентных.

Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции, когда она выбирает оптимальный выпуск продукции, предполагает следующее равенство: цена товара равна сумме предельного дохода и предельных издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Общее равновесие  и благосостояние. Распределение  доходов. Неравенство.

 

Общее равновесие  –  равновесие, возникает в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках.

Идея общего экономического равновесия уходит своими корнями к работам экономистов-классиков. Так, А. Смит высказал идею о том, что в условиях свободного взаимодействия производителей и потребителей действует не хаос, а экономический порядок индивидуумов, преследующих интересы личной выгоды, который приводит к установлению общего равновесия, выгодного для всех.

Принципиальная возможность достижения общего равновесия в условиях совершенной конкуренции в математической форме впервые была высказана Л. Вальрасом (1834—1910). Выражая модель общего экономического равновесия системой уравнений, он доказал, что если все рынки, за исключением одного, находятся в равновесии, то в таком Же равновесном состоянии будет находиться и последний рынок.

Информация о работе Рынок. Спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и предложение