Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:39, контрольная работа

Краткое описание

Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Оглавление

ПЛАН
Совокупный спрос. Кривая AD. Факторы, определяющие её траекторию. Неценовые факторы совокупного спроса.

Совокупное предложение. Кривая AS. Кейнсианский, классический и промежуточный отрезки. Неценовые факторы совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS». Изменения в равновесии, вызванные смещением кривых AD и AS.

Задача

Тестовые задания

Список использованныхисточников

Файлы: 1 файл

экономика контрольная.docx

— 93.49 Кб (Скачать)

Учреждение  образования

«Брестский  государственный  университет имени  А.С.Пушкина»

Факультет физического воспитания 
 

 
Кафедра теоретической и прикладной экономики 
 
 
 
 
Контрольная работа 
по дисциплине “Экономическая теория”

на  тему

“Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие”

Вариант № 23 
 

 

Проверил:                                                                  Черновалова Ж.В.

Выполнил:                                                                 студент 4 курса, группы 41

                                                                                    заочного отделения   

                                                                                    физического воспитания

                                                                                    Перетятко А.Г. 
 
 

Брест, 2011 
 

    ПЛАН 

    1. Совокупный  спрос. Кривая AD. Факторы, определяющие её траекторию. Неценовые факторы  совокупного спроса.
 
    1. Совокупное  предложение. Кривая AS. Кейнсианский, классический и промежуточный отрезки. Неценовые  факторы совокупного предложения.
 
    1. Макроэкономическое  равновесие: модель «AD-AS». Изменения  в равновесии, вызванные смещением  кривых AD и AS.
 
    1. Задача
 
    1. Тестовые  задания
 
    1. Список  использованныхисточников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      
  1. Совокупный  спрос. Кривая AD. Факторы, определяющие её траекторию. Неценовые факторы  совокупного спроса.
 

      Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).

      Проявление  закона спроса связано с рядом  важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение «цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

      Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или  заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).

      Теперь  перейдем непосредственно к понятию  совокупного спроса. Совокупный спрос (AD) (от англ. aggregate demand) это то количество товаров и услуг национального производства, которые потребители (частные лица, предприниматели, государство) готовы приобрести при каждом заданном уровне цен. Иными словами совокупный спрос - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке.

      Совокупный  спрос включает в себя:

      1) спрос домохозяйств;

      2) спрос на инвестиции;

      3) спрос на товары и услуги  со стороны государства; 

      4) спрос на экспортно-импортные  товары.

      Для определения общего уровня совокупного  спроса в стране, перечисленные выше элементы необходимо объединить в одном  показателе. Процесс объединения  называется агрегированием, а объединённые равновесные количества товаров  – совокупностями (агрегатами).

      Кривая  совокупного спроса (кривая AD) внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке, но построена эта кривая в иной системе координат.

      

      На  горизонтальной оси указываются значения реального объёма производства (реального ВВП), обозначаемого буквой Q. На вертикальной оси фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах долл.), а уровень цен (Р), или дефлятор.

      Если  учесть, что доходы общества равны  расходам, то каждая точка на кривой AD соответствует выпуску продукции Y, на который и будет предъявлен совокупный спрос. Зная формулу реального ВВП легко понять, что в любой точке на кривой AD можно определить величину номинального ВВП: номинальный ВВП = реальный ВВП * дефлятор.

      Таким образом, кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграницы в зависимости от изменения уровня цен. Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объём реального ВВП, на который предъявляется спрос, будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объём реального ВВП будет больше. 

      Факторами, определяющими отрицательный наклон кривой AD, принято считать следующие важнейшие эффекты в рыночном хозяйстве:

    1. эффект процентной ставки – когда цены растут, то растёт и спрос на деньги, следовательно растёт и процентная ставка (деньги дорожают) в результате сокращается объём реализованной продукции.
    2. эффект импортных закупок – когда цены растут, то импортные товары становятся дешевле и растёт желание импортировать, в результате идёт падение спроса на отечественную продукцию.
    3. эффект богатства – при повышении уровня цен (например в 2 раза) реальное богатство так же уменьшается (в 2 раза).Уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) ведёт к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном наклоне кривой AD.
 

      Модель  совокупного спроса предполагает и  исследование факторов, приводящих к  смещению кривой AD. Речь идёт о так  называемых неценовых факторах совокупного  спроса (детерминантах). Именно они  определяют положение всей кривой совокупного  спроса. 

      

      К неценовым факторам относятся:

      1) Изменения в потребительских  расходах:

      а) благосостояние потребителя;

      б) ожидания потребителя;

      в) задолженность потребителя;

      г) налоги.

      2) Изменения в инвестиционных расходах:

      а) процентные ставки;

      б) ожидаемые прибыли от инвестиций;

      в) налоги с предприятий;

      г) технология;

      д) избыточные мощности.

      3) Изменения в государственных  расходах.

      4) Изменения в расходах на чистый  объем экспорта:

      а) национальный доход в зарубежных странах;

      б) валютные курсы.

      Изменения одного или нескольких неценовых  факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность  потребителя и налоги.

      Благосостояние  потребителя определяется величиной  финансовых активов, которыми он обладает. Резкое уменьшение реальной стоимости  активов потребителей приводит к  увеличению их сбережений (к уменьшению покупок), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного  спроса смещается влево. И наоборот, в результате увеличения реальной стоимости  материальных ценностей потребительские  расходы при неизменном уровне цен  растут, и кривая совокупного спроса смещается вправо.

      Ожидания  потребителя – это прогнозы, которые  делают потребители на будущее. Например, когда люди считают, что в будущем  их реальный доход увеличится, они  готовы тратить большую часть  своего нынешнего дохода, что ведёт  к росту потребительских расходов и к росту ВНП (кривая смещается  вправо). И наоборот, если люди полагают, что их будущие доходы станут меньше, то они уменьшают потребительские  расходы, что ведёт к смещению кривой совокупного спроса влево. Ожидания могут также быть связаны с  инфляционными процессами, с политическими  процессами и иными факторами, влияющими  на экономику страны.

      Задолженность потребителя возникает в результате прежних покупок в кредит. Потребитель  вынужден ограничивать свои расходы  для того, чтобы погасить имеющиеся  по кредитам долги, что ведёт к  падению совокупного спроса и  к смещению кривой влево.

      Налоги  оказывают обратно пропорциональное влияние на кривую совокупного спроса, а именно, их рост ведёт к уменьшению денежных средств, остающихся в распоряжении потребителя, и кривая смещается  влево. Наоборот, уменьшение налогов  ведёт к росту остатков денежных средств у населения и к  смещению кривой вправо.

      Другой  группой неценовых факторов являются факторы, связанные с изменениями  в инвестиционных расходах. Инвестиционные расходы – это закупки средств  производства. Уменьшение объёмов новых  средств производства, которые предприятия  готовы приобрести при данном уровне цен, приводит к смещению кривой совокупного  спроса влево. Наоборот, увеличение объёмов  инвестиционных товаров, которые предприятия  готовы купить, приведёт к увеличению совокупного спроса. К неценовым  факторам, которые могут изменить характер инвестиционных расходов, относятся: процентные ставки; ожидаемые прибыли  от инвестиций; налоги с предприятий; технология; избыточные мощности. Рассмотрим эти факторы подробнее.

      Процентные  ставки, а точнее, их уровень, оказывают  обратно пропорциональное влияние  на перемещение кривой совокупного  спроса. Здесь не рассматривается  рост процентной ставки (эффект процентной ставки, рассмотренный выше) в результате роста уровня цен (ценовой фактор). Рост процентных ставок по кредитам неизбежно  приведёт к уменьшению инвестиционных расходов, и как следствие –  к падению совокупного спроса (смещение кривой влево), и наоборот, уменьшение процентных ставок – к  росту совокупного спроса (к смещению кривой вправо). Изменение процентной ставки, как неценовой фактор, может  быть связан, например, с увеличением  денежной массы в стране в результате роста ВВП.

      Ожидание  прибыли от инвестиций имеют прямо  пропорциональное влияние на характер поведения кривой совокупного спроса. Так, чем больше прибыли ожидается  получить от инвестиций, тем более  охотно и активнее осуществляются инвестиции, что ведёт к росту совокупного  спроса и к смещению кривой вправо. И наоборот, чем меньшую доходность имеет инвестиционная деятельность, тем в меньшем объёме производятся инвестиции, что ведёт к падению  совокупного спроса и к смещению кривой влево.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие