Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:39, контрольная работа
Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).
ПЛАН
Совокупный спрос. Кривая AD. Факторы, определяющие её траекторию. Неценовые факторы совокупного спроса.
Совокупное предложение. Кривая AS. Кейнсианский, классический и промежуточный отрезки. Неценовые факторы совокупного предложения.
Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS». Изменения в равновесии, вызванные смещением кривых AD и AS.
Задача
Тестовые задания
Список использованныхисточников
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»
Факультет
физического воспитания
Кафедра теоретической и прикладной
экономики
Контрольная работа
по дисциплине “Экономическая
теория”
на тему
“Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие”
Вариант
№ 23
Проверил:
Выполнил:
Брест,
2011
ПЛАН
Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).
Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение «цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.
Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).
Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного спроса. Совокупный спрос (AD) (от англ. aggregate demand)– это то количество товаров и услуг национального производства, которые потребители (частные лица, предприниматели, государство) готовы приобрести при каждом заданном уровне цен. Иными словами совокупный спрос - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке.
Совокупный спрос включает в себя:
1) спрос домохозяйств;
2) спрос на инвестиции;
3) спрос на товары и услуги со стороны государства;
4) спрос на экспортно-импортные товары.
Для определения общего уровня совокупного спроса в стране, перечисленные выше элементы необходимо объединить в одном показателе. Процесс объединения называется агрегированием, а объединённые равновесные количества товаров – совокупностями (агрегатами).
Кривая совокупного спроса (кривая AD) внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке, но построена эта кривая в иной системе координат.
На горизонтальной оси указываются значения реального объёма производства (реального ВВП), обозначаемого буквой Q. На вертикальной оси фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах долл.), а уровень цен (Р), или дефлятор.
Если учесть, что доходы общества равны расходам, то каждая точка на кривой AD соответствует выпуску продукции Y, на который и будет предъявлен совокупный спрос. Зная формулу реального ВВП легко понять, что в любой точке на кривой AD можно определить величину номинального ВВП: номинальный ВВП = реальный ВВП * дефлятор.
Таким
образом, кривая
AD иллюстрирует
изменение суммарного (совокупного)
уровня всех расходов
домашних хозяйств,
бизнеса, государства
и заграницы в зависимости
от изменения уровня
цен. Характер этой кривой говорит о
том, что при повышении уровня цен объём
реального ВВП, на который предъявляется
спрос, будет меньше и соответственно
при снижении уровня цен объём реального
ВВП будет больше.
Факторами,
определяющими отрицательный
Модель
совокупного спроса предполагает и
исследование факторов, приводящих к
смещению кривой AD. Речь идёт о так
называемых неценовых факторах совокупного
спроса (детерминантах). Именно они
определяют положение всей кривой совокупного
спроса.
К неценовым факторам относятся:
1) Изменения в потребительских расходах:
а) благосостояние потребителя;
б) ожидания потребителя;
в) задолженность потребителя;
г) налоги.
2)
Изменения в инвестиционных
а) процентные ставки;
б) ожидаемые прибыли от инвестиций;
в) налоги с предприятий;
г) технология;
д) избыточные мощности.
3) Изменения в государственных расходах.
4)
Изменения в расходах на
а) национальный доход в зарубежных странах;
б) валютные курсы.
Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.
Благосостояние потребителя определяется величиной финансовых активов, которыми он обладает. Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при неизменном уровне цен растут, и кривая совокупного спроса смещается вправо.
Ожидания
потребителя – это прогнозы, которые
делают потребители на будущее. Например,
когда люди считают, что в будущем
их реальный доход увеличится, они
готовы тратить большую часть
своего нынешнего дохода, что ведёт
к росту потребительских
Задолженность
потребителя возникает в
Налоги
оказывают обратно
Другой группой неценовых факторов являются факторы, связанные с изменениями в инвестиционных расходах. Инвестиционные расходы – это закупки средств производства. Уменьшение объёмов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приводит к смещению кривой совокупного спроса влево. Наоборот, увеличение объёмов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведёт к увеличению совокупного спроса. К неценовым факторам, которые могут изменить характер инвестиционных расходов, относятся: процентные ставки; ожидаемые прибыли от инвестиций; налоги с предприятий; технология; избыточные мощности. Рассмотрим эти факторы подробнее.
Процентные ставки, а точнее, их уровень, оказывают обратно пропорциональное влияние на перемещение кривой совокупного спроса. Здесь не рассматривается рост процентной ставки (эффект процентной ставки, рассмотренный выше) в результате роста уровня цен (ценовой фактор). Рост процентных ставок по кредитам неизбежно приведёт к уменьшению инвестиционных расходов, и как следствие – к падению совокупного спроса (смещение кривой влево), и наоборот, уменьшение процентных ставок – к росту совокупного спроса (к смещению кривой вправо). Изменение процентной ставки, как неценовой фактор, может быть связан, например, с увеличением денежной массы в стране в результате роста ВВП.
Ожидание прибыли от инвестиций имеют прямо пропорциональное влияние на характер поведения кривой совокупного спроса. Так, чем больше прибыли ожидается получить от инвестиций, тем более охотно и активнее осуществляются инвестиции, что ведёт к росту совокупного спроса и к смещению кривой вправо. И наоборот, чем меньшую доходность имеет инвестиционная деятельность, тем в меньшем объёме производятся инвестиции, что ведёт к падению совокупного спроса и к смещению кривой влево.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие