Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы стало определение особенностей совокупного спроса и совокупного предложения, их взаимодействия в макроэкономическом равновесии.
Работая над исследованием, автор поставил следующие задачи:
1. Дать представление о совокупном спросе, совокупном предложении и макроэкономическом равновесии.
2. Выделить факторы, влияющие на кривую совокупного спроса и совокупного предложения.
3. Раскрыть особенности взаимосвязи и взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения на макроэкономическое равновесие.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…. 3
1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие...…………. 5
2. Совокупное предложение и его факторы.………………….….. 7
3. Макроэкономическое равновесие…………………………...…. 9
Заключение……………………………………...……….…….….….. 12
Словарь основных понятий……………………………………..…… 14
Список используемых источников…………………………….

Файлы: 1 файл

Контрольная по экономике в Интернет.docx

— 122.22 Кб (Скачать)
 

    Министерство  образования Республики Беларусь

    УО  «Витебский государственный университет  им. П. М. Машерова» 
 
 

    Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа

    по  дисциплине

    «Экономическая  теория»

    Тема:

    «Совокупный спрос и совокупное предложение.

    Макроэкономическое  равновесие» 
 
 
 
 
 

    Выполнила:

    Студентка 3 курса, гр. 31-дл.

    Педагогического факультета

    Заочного  обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Витебск 2011г. 
 

    Совокупный  спрос и совокупное предложение.

    Макроэкономическое  равновесие. 
 
 

    План: 
 

    Стр.

    Введение…………………………………………………………….….  3

       1.  Совокупный спрос и факторы, его определяющие...………….  5

       2.  Совокупное предложение и его факторы.………………….…..  7

       3.  Макроэкономическое равновесие…………………………...….  9

    Заключение……………………………………...……….…….….…..  12

    Словарь основных понятий……………………………………..……  14

    Список  используемых источников…………………………….….…  15

 

     

    Введение 

      В экономической теории важнейшим  методом исследования является метод  равновесного анализа. Широко известно использование этого метода при  характеристике тех или иных товарных рынков, рынка труда и капитала.

      Макроэкономика  изучает не отдельные элементы и  процессы экономической системы, а их совокупность в целом. Для этого необходимо объединить все цены на отдельные товары и услуги в единую совокупную цену, или в общий уровень цен. Необходимо также объединить все равновесие количества товаров в реальный объем национального производства.

      Такое объединение отдельных единиц или  данных в единый показатель называется агрегированием. Объединенные цены (уровень цен) и объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называются совокупностями или агрегатами (лат. aggregatus – соединенный, собранный).

      Таким образом, объектом макроэкономического  анализа спроса и предложения являются национальный рынок, совокупная цена и реальный национальный продукт.

      Национальный  рынок можно рассматривать как  совокупность социально экономических  отношений в масштабе страны в  сфере обмена, посредством которых  осуществляется реализация товаров  и услуг, обращение капитала, купля-продажа рабочей силы.

      Основными экономическими субъектами национального  рынка являются государство, домашнее хозяйство и предприятия (фирмы). Государство производит общественные нерыночные благо и услуги, осуществляет закупки товаров и услуг, оплачивает их, а также выплачивает государственным служащим заработную плату. Предприятия (фирмы) производят продукцию и услуги. Выручают за это деньги  и предъявляют спрос на рабочую силу. Домашнее хозяйства предлагают рабочую силу, денежные ресурсы, получают за это вознаграждение и предъявляют спрос на продукцию фирм.

      Таким образом, национальный рынок фиксируется  в виде трех взаимосвязанных секторов: рынок товаров и платных услуг, рынок денег и ценных бумаг, рынок труда. На каждом из этих рынков взаимодействуют между собой свой совокупный спрос и свое совокупное предложение, а также устанавливается равновесие между ними. Обобщающим равновесием выступает макроэкономическое равновесие в масштабе всего национального рынка, составными компонентами которого выступают равновесные состояния каждого из перечисленных рынков.

      Объектом  данного исследования является изучение макроэкономического равновесия и влияние на него совокупного спроса и совокупного предложения. Предметом исследования – изменения, происходящие в макроэкономическом равновесии под влиянием совокупного спроса и предложения.

    Целью работы стало определение особенностей совокупного спроса и совокупного предложения, их взаимодействия в макроэкономическом равновесии.

    Работая над исследованием, автор поставил следующие задачи:

      1. Дать представление о совокупном  спросе, совокупном предложении  и макроэкономическом равновесии.

      2. Выделить факторы, влияющие на  кривую совокупного спроса и  совокупного предложения.

      3. Раскрыть особенности взаимосвязи  и взаимодействия совокупного  спроса и совокупного предложения  на макроэкономическое равновесие.

 

       

    1.  Совокупный спрос  и факторы, его  определяющие 

      Одним из исходных понятий макроэкономики является совокупный спрос (обозначается AD – от Aggregate Demand) - общая сумма расходов на покупку всех конечных товаров и услуг в экономике в течение определенного промежутка времени. Совокупный спрос можно так же определить как спрос на реальный национальный продукт, который может быть предъявлен при данном уровне цен.

      Совокупный  спрос включает в себя следующие  расходы:

          - на потребление  домашних хозяйств (C);

          - фирм и предприятий  на инвестирование (I);

          - государства (правительства)  на покупку ресурсов, товаров  и услуг(G);

          - чистый экспорт (X).

      Таким образом, совокупный спрос может  быть выражен формулой AD = C + I + G + X.

     Потребительский спрос (C) представляет собой запланированные расходы домашних хозяйств на товары конечного потребления. Инвестиционный спрос (I) – это запланированные расходы фирм на инвестиционные товары (товары будущего потребления в процессе производства). Государственные расходы (G) – это спрос правительства на товары и услуги. Чистый экспорт (X) - как разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Изменение уровня любой из составляющих сумму совокупного спроса приведет к сдвигу кривой AD.

    Рис. 1.1. Кривая совокупного  спроса.

    Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной. Чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта готовы приобрести потребители внутри страны и из-за границы, а также государство и предприятия (фирмы).

    На  величину совокупного спроса, как  и на величину спроса вообще, влияют ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам совокупного спроса относятся:

    1.  Эффект процентной ставки состоит в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку, поэтому покупатели вынуждены отказываться от покупок, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается.

    2. Эффект богатства. При росте цен в стране происходит обесценивание денег (инфляция). В этом случае сбережения населения и предприятий (фирм) теряют свою покупательную способность, что снижает совокупный спрос. При падении цен, наоборот, реальная стоимость сбережений растет, что ведет к увеличению совокупного спроса.

    3. Эффект импортных товаров. При росте цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные – растет.

    Таким образом, изменения в уровне цен  ведут к изменению в объеме спроса на национальный продукт и  проявляются в движении вдоль  линии спроса.

    К неценовым факторам совокупного спроса относятся:

  •    изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния потребителей;
  •    изменения в инвестиционных расходах, то есть расходах предприятий и фирм на покупку необходимых факторов производства;
  •    изменения в государственных расходах;
  •    изменения в расходах на чистый экспорт (национальный доход других стран, валютные курсы).

    

    Рис. 1.2. Влияние неценовых факторов на совокупный спрос

    Таким образом,  под влиянием неценовых факторов происходят изменения в совокупном спросе, проявляющиеся в сдвиге кривой спроса либо вправо, когда спрос увеличивается, либо влево, когда спрос уменьшается (рис. 1.2).

 

     

    2.  Совокупное предложение  и его факторы 

      Совокупное  предложение (обозначается AS, от Aggregate Supply,) – - это тот объем реального национального продукта, который производится и предлагается на национальном рынке при данном уровне цен.

      Существует  прямая связь между уровнем цен  и совокупным предложением, которая заключается в том, что более высокий уровень цен стимулирует производство товаров и услуг в национальной экономике и ведет к увеличению их предложения, и наоборот, снижение уровня цен приводит к сокращению  производства и совокупного предложения.

      Эта зависимость графически изображается с помощью кривой совокупного предложения (рис. 2.1). 

      

      Рис. 2.1. Кривая совокупного предложения

      В современной экономической литературе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения (рис. 2. 1).

      Первый  - горизонтальный или кейнсианский. Этот отрезок отражает состояние спада, депрессии в экономике. Здесь имеются избыточные мощности и ресурсы, предприятия полностью не загружены. Поэтому рост национального производства происходит в результате загрузки простаивающих производственных мощностей при сохранении существующего уровня цен.

      Второй  отрезок – промежуточный, или восходящий, - соответствует периоду оживления производства, выходу экономики из кризиса. Здесь увеличение объема производства национального продукта связано с ростом цен.

      Третий  отрезок – вертикальный, или классический, - отражает развитие экономики в условиях полной загрузки мощностей и полной занятости. В такой ситуации никакое изменение уровня цен не может изменить объем национального производства и предложения национального продукта.

      Кроме уровня цен, на совокупное предложение  влияют ценовые и неценовые факторы, которые сдвигают кривую совокупного предложения вправо при положительном влиянии и влево, если их влияние негативно.

      К основным неценовым факторам совокупного предложения относятся:

    • издержки – рост издержек уменьшает объем выпуска национального продукта и ведет к снижению объема предложения;
    • цены на ресурсы - их повышение увеличивает издержки производства, поэтому понижает совокупное предложение и его кривая смещается влево.  Снижение цен вызывает обратную ситуацию;
    • производительность труда - увеличивает объем производства и, тем самым, совокупное предложение. Кривая AS сместится вправо;
    • новая технология – ее массовое применение позволяет увеличить объем произведенного национального продукта и его предложения;
    • налоги и субсидии - если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится, его кривая сместится влево. Снижение налогов вызывает обратную ситуацию и кривая совокупного предложения смещается вправо. Государственные субсидии ведут к снижению издержек фирм и соответственно к росту совокупного предложения.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие