Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:40, контрольная работа
Целью работы стало определение особенностей совокупного спроса и совокупного предложения, их взаимодействия в макроэкономическом равновесии.
Работая над исследованием, автор поставил следующие задачи:
1. Дать представление о совокупном спросе, совокупном предложении и макроэкономическом равновесии.
2. Выделить факторы, влияющие на кривую совокупного спроса и совокупного предложения.
3. Раскрыть особенности взаимосвязи и взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения на макроэкономическое равновесие.
Введение…………………………………………………………….…. 3
1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие...…………. 5
2. Совокупное предложение и его факторы.………………….….. 7
3. Макроэкономическое равновесие…………………………...…. 9
Заключение……………………………………...……….…….….….. 12
Словарь основных понятий……………………………………..…… 14
Список используемых источников…………………………….
Министерство образования Республики Беларусь
УО
«Витебский государственный университет
им. П. М. Машерова»
Кафедра
экономической теории
Контрольная работа
по дисциплине
«Экономическая теория»
Тема:
«Совокупный спрос и совокупное предложение.
Макроэкономическое
равновесие»
Выполнила:
Студентка 3 курса, гр. 31-дл.
Педагогического факультета
Заочного
обучения
Витебск
2011г.
Совокупный спрос и совокупное предложение.
Макроэкономическое
равновесие.
План:
Стр.
Введение………………………………………………
1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие...…………. 5
2. Совокупное предложение и его факторы.………………….….. 7
3.
Макроэкономическое равновесие…
Заключение……………………………………..
Словарь основных понятий……………………………………..…… 14
Список используемых источников…………………………….….… 15
Введение
В экономической теории важнейшим методом исследования является метод равновесного анализа. Широко известно использование этого метода при характеристике тех или иных товарных рынков, рынка труда и капитала.
Макроэкономика изучает не отдельные элементы и процессы экономической системы, а их совокупность в целом. Для этого необходимо объединить все цены на отдельные товары и услуги в единую совокупную цену, или в общий уровень цен. Необходимо также объединить все равновесие количества товаров в реальный объем национального производства.
Такое объединение отдельных единиц или данных в единый показатель называется агрегированием. Объединенные цены (уровень цен) и объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называются совокупностями или агрегатами (лат. aggregatus – соединенный, собранный).
Таким образом, объектом макроэкономического анализа спроса и предложения являются национальный рынок, совокупная цена и реальный национальный продукт.
Национальный рынок можно рассматривать как совокупность социально экономических отношений в масштабе страны в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг, обращение капитала, купля-продажа рабочей силы.
Основными экономическими субъектами национального рынка являются государство, домашнее хозяйство и предприятия (фирмы). Государство производит общественные нерыночные благо и услуги, осуществляет закупки товаров и услуг, оплачивает их, а также выплачивает государственным служащим заработную плату. Предприятия (фирмы) производят продукцию и услуги. Выручают за это деньги и предъявляют спрос на рабочую силу. Домашнее хозяйства предлагают рабочую силу, денежные ресурсы, получают за это вознаграждение и предъявляют спрос на продукцию фирм.
Таким образом, национальный рынок фиксируется в виде трех взаимосвязанных секторов: рынок товаров и платных услуг, рынок денег и ценных бумаг, рынок труда. На каждом из этих рынков взаимодействуют между собой свой совокупный спрос и свое совокупное предложение, а также устанавливается равновесие между ними. Обобщающим равновесием выступает макроэкономическое равновесие в масштабе всего национального рынка, составными компонентами которого выступают равновесные состояния каждого из перечисленных рынков.
Объектом данного исследования является изучение макроэкономического равновесия и влияние на него совокупного спроса и совокупного предложения. Предметом исследования – изменения, происходящие в макроэкономическом равновесии под влиянием совокупного спроса и предложения.
Целью работы стало определение особенностей совокупного спроса и совокупного предложения, их взаимодействия в макроэкономическом равновесии.
Работая над исследованием, автор поставил следующие задачи:
1.
Дать представление о
2. Выделить факторы, влияющие на кривую совокупного спроса и совокупного предложения.
3.
Раскрыть особенности
1.
Совокупный спрос
и факторы, его
определяющие
Одним из исходных понятий макроэкономики является совокупный спрос (обозначается AD – от Aggregate Demand) - общая сумма расходов на покупку всех конечных товаров и услуг в экономике в течение определенного промежутка времени. Совокупный спрос можно так же определить как спрос на реальный национальный продукт, который может быть предъявлен при данном уровне цен.
Совокупный спрос включает в себя следующие расходы:
- на потребление домашних хозяйств (C);
- фирм и предприятий на инвестирование (I);
- государства (правительства) на покупку ресурсов, товаров и услуг(G);
- чистый экспорт (X).
Таким образом, совокупный спрос может быть выражен формулой AD = C + I + G + X.
Потребительский спрос (C) представляет собой запланированные расходы домашних хозяйств на товары конечного потребления. Инвестиционный спрос (I) – это запланированные расходы фирм на инвестиционные товары (товары будущего потребления в процессе производства). Государственные расходы (G) – это спрос правительства на товары и услуги. Чистый экспорт (X) - как разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Изменение уровня любой из составляющих сумму совокупного спроса приведет к сдвигу кривой AD.
Рис. 1.1. Кривая совокупного спроса.
Зависимость
между уровнем цен и реальным
объемом национального
На величину совокупного спроса, как и на величину спроса вообще, влияют ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам совокупного спроса относятся:
1. Эффект процентной ставки состоит в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку, поэтому покупатели вынуждены отказываться от покупок, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается.
2. Эффект богатства. При росте цен в стране происходит обесценивание денег (инфляция). В этом случае сбережения населения и предприятий (фирм) теряют свою покупательную способность, что снижает совокупный спрос. При падении цен, наоборот, реальная стоимость сбережений растет, что ведет к увеличению совокупного спроса.
3. Эффект импортных товаров. При росте цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные – растет.
Таким образом, изменения в уровне цен ведут к изменению в объеме спроса на национальный продукт и проявляются в движении вдоль линии спроса.
К неценовым факторам совокупного спроса относятся:
Рис. 1.2. Влияние неценовых факторов на совокупный спрос
Таким образом, под влиянием неценовых факторов происходят изменения в совокупном спросе, проявляющиеся в сдвиге кривой спроса либо вправо, когда спрос увеличивается, либо влево, когда спрос уменьшается (рис. 1.2).
2.
Совокупное предложение
и его факторы
Совокупное предложение (обозначается AS, от Aggregate Supply,) – - это тот объем реального национального продукта, который производится и предлагается на национальном рынке при данном уровне цен.
Существует прямая связь между уровнем цен и совокупным предложением, которая заключается в том, что более высокий уровень цен стимулирует производство товаров и услуг в национальной экономике и ведет к увеличению их предложения, и наоборот, снижение уровня цен приводит к сокращению производства и совокупного предложения.
Эта
зависимость графически изображается
с помощью кривой совокупного предложения
(рис. 2.1).
Рис. 2.1. Кривая совокупного предложения
В
современной экономической
Первый - горизонтальный или кейнсианский. Этот отрезок отражает состояние спада, депрессии в экономике. Здесь имеются избыточные мощности и ресурсы, предприятия полностью не загружены. Поэтому рост национального производства происходит в результате загрузки простаивающих производственных мощностей при сохранении существующего уровня цен.
Второй отрезок – промежуточный, или восходящий, - соответствует периоду оживления производства, выходу экономики из кризиса. Здесь увеличение объема производства национального продукта связано с ростом цен.
Третий отрезок – вертикальный, или классический, - отражает развитие экономики в условиях полной загрузки мощностей и полной занятости. В такой ситуации никакое изменение уровня цен не может изменить объем национального производства и предложения национального продукта.
Кроме уровня цен, на совокупное предложение влияют ценовые и неценовые факторы, которые сдвигают кривую совокупного предложения вправо при положительном влиянии и влево, если их влияние негативно.
К основным неценовым факторам совокупного предложения относятся:
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие