Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы стало определение особенностей совокупного спроса и совокупного предложения, их взаимодействия в макроэкономическом равновесии.
Работая над исследованием, автор поставил следующие задачи:
1. Дать представление о совокупном спросе, совокупном предложении и макроэкономическом равновесии.
2. Выделить факторы, влияющие на кривую совокупного спроса и совокупного предложения.
3. Раскрыть особенности взаимосвязи и взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения на макроэкономическое равновесие.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…. 3
1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие...…………. 5
2. Совокупное предложение и его факторы.………………….….. 7
3. Макроэкономическое равновесие…………………………...…. 9
Заключение……………………………………...……….…….….….. 12
Словарь основных понятий……………………………………..…… 14
Список используемых источников…………………………….

Файлы: 1 файл

Контрольная по экономике в Интернет.docx

— 122.22 Кб (Скачать)

    

    Рис. 2.2. Влияние неценовых  факторов на совокупное предложение.

    Таким образом, действие одного или нескольких вышеперечисленных неценовых факторов приводит к сдвигам вправо или влево кривой совокупного предложения (рис. 2.2).

 

 

    3. Макроэкономическое  равновесие 

    Состояние национальной экономики, при котором  достигается равенство совокупного  спроса и совокупного предложения, называется макроэкономическое равновесие. Графически равновесное состояние экономики определяется точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения (рис. 3.1).

     Рис. 3. 1. Макроэкономическое равновесие 

      Предположим, что уровень цен равен Р1. При таком уровне предложение составит Q1, а спрос -  Q2. Поскольку спрос превышает предложение, между покупателями начнется конкуренция, и она поднимет цену до уровня Ре. Повышение цен будет стимулировать производство национального продукта, и его предложение повысится до уровня Qe. В свою очередь, потребители снизят спрос до величины Qe. Наступит макроэкономическое равновесие в точке Е.

    Поскольку неценовые факторы, оказывающие  влияние на спрос и предложение, могут сдвигать кривые спроса и предложения вправо или влево, то в результате этого будет устанавливаться новая точка равновесия, соответствующая изменяющимся условиям.

          

    Рис. 3.2. Равновесие на кейнсианском отрезке совокупного предложения.

    Может возникнуть случай, когда кривая совокупного  спроса пересекает кривую совокупного  предложения на горизонтальном (кейнсианском) отрезке (рис. 3.2).

    Макроэкономическое  равновесие здесь наступит в точке Е. Ему соответствует предложение Qe. и уровень цен Ре. Предположим, что народное хозяйство произвело национальный продукт в количестве, равный Q2, а спрос равен Qe. Он меньше предложения и не позволяет скупить весь национальный продукт. Образуется излишек продукта, поэтому предприятия сокращают выпуск до равновесного размера Qe. Если предприятия выпускали национальный продукт на величину, равную Q1, то совокупный спрос превышает предложение, и поэтому производство национального продукта увеличивается до Qe.

    Рассмотрим, как повлияет на макроэкономическое равновесие (на объем национального  производства, занятость и уровень  цен) изменение совокупного спроса и совокупного предложения. Если спрос вырастает, то на разных участках кривой совокупного предложения макроэкономическое равновесие будет иметь следующий вид (рис. 3.3).

          

    Рис. 3.3. Изменения в  равновесии при увеличении совокупного спроса. 

    На  горизонтальном участке увеличение совокупного спроса с AD1 до AD2 приведет к росту занятости и объема ВВП с Q1 до Q2 без увеличения цен. На восходящем отрезке увеличение совокупного спроса с AD2 до AD3 приведет к росту производства национального продукта с Q2 до Q3 и увеличению цен до P3, так как растет занятость и начинают использоваться незадействованные мощности. Увеличение спроса на классическом (вертикальном) отрезке с AD4 до AD5 окажет влияние только на уровень цен, повысив их с P4 до P5, так как здесь производственные мощности и рабочая сила использованы полностью.

    Эффект  храповика. Что произойдет, если совокупный спрос снизится? На кейнсианском отрезке объем произведенного национального продукта уменьшается, а уровень цен остается постоянным. На вертикальном (классическом) отрезке цены снижаются, а объем национального продукта остается неизменным. На восходящем отрезке и уровень цен, и уровень национального продукта снижаются (рис. 3.3).

    Оказывается, что, если спрос уменьшается с  AD5 до AD4 и с AD3 до AD2, первоначальное равновесие не восстановится. Это связано с неадекватной реакцией цен на изменение спроса: уменьшение спроса до прежнего уровня не сопровождается таким же снижением цен, они остаются на более высоком уровне, чем раньше. Причины подобной тенденции заключается в политике фирм-монополистов, не идущих на снижение цен, а также в поддержании прежнего уровня заработанной платы, составляющей значительную часть издержек фирм, а значит, и цен. (Заработная плата не может снизиться из-за коллективных договоров, заключаемых, как правило, на несколько лет.) Это явление получило название «эффект храповика». Так же, как храповик вращает колесо только вперед, так и макроэкономическое равновесие постоянно восстанавливается на все более и более высоком уровне цен.

    Таким образом, макроэкономическое равновесие, обеспечивающее достижение целей общественной системы, проявляется в цикличности  экономического развития, предполагает устойчивое денежное обращение, полную занятость.

 

     

    Заключение 

    Объектами макроэкономического анализа теории спроса и предложения является национальный рынок, совокупная цена (уровень цен) и реальный национальный продукт.

    Национальный  рынок функционирует в виде трех взаимосвязанных секторов:

        - рынок товаров и платных услуг;

        - рынок денег и  ценных бумаг;

        - рынок труда.

    На  каждом из этих рынков взаимодействуют  совокупный спрос и совокупное предложение, между которыми устанавливается равновесие.

    Совокупный  спрос представляет собой абстрактную  модель соотношения между уровнем  цен и реальным объемом национального  производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального  объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели и наоборот, более высокий  уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального  продукта. Следовательно, между уровнем  цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость.

    Совокупное  предложение представляет собой  абстрактную модель, характеризующую  реальный объем производства при  данном уровне цен. Зависимость выражается следующим образом: повышение цен стимулирует увеличение производства товара, а их снижение сопровождается уменьшением объема их производства.

    Оптимальным макроэкономическим равновесием считается  такое состояние совокупного спроса и совокупного предложения, при котором достигается максимально возможный объем производства, полная занятость и умеренный уровень цен.

    Эффект  храповика – основан на том, что  цены легко повышаются при увеличении спроса, но не понижаются при его  уменьшении (по крайней мере не до первоначального  уровня).

    Любая экономическая система стремится  к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно и для макроэкономики. Поскольку ее функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и равнонаправленным интересом, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические признаки и условия.

    Таким образом, исходя из выше сказанного, можно  выделить следующие признаки макроэкономического равновесия:

    1) соответствие общественных целей  реальным экономическим возможностям;

    2) полное использование всех экономических  ресурсов общества – земли,  труда, капитала, организации, информации;

    3) равновесие спроса и предложения  на всех основных рынках на  микроуровне;

    4) свободная конкуренция, равенство  всех покупателей на рынке,  неизменность экономических ситуаций;

    5) постоянное движение, непрерывное  развитие экономики.

 

     

    Словарь основных понятий 

    
    Основные (ведущие) понятия (категории)     Толкование (разъяснение)
  Агрегирование      - процесс объединения отдельно  взятых цен на товары в совокупную  цену (уровень цен), сведение равновесного  количества отдельно взятых товаров  и реального объема национального  производства.
  Макроэкономика     - отрасль экономической науки,  которая изучает поведение экономики  как единого целого с точки  зрения обеспечения условий устойчивого  экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.
  Макроэкономический анализ     направлен на выявление результатов функционирования национальной экономики в целом.
  Макроэкономическое равновесие       – состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения.
  Совокупное  предложение      - это тот объем реального национального  продукта, который производится  и предлагается на национальном рынке при данном уровне цен.
  Совокупный  спрос      - общая сумма расходов на покупку  всех конечных товаров и услуг в экономике в течение определенного промежутка времени.
  Эффект  мультипликатора      - эффект изменения в равновесном  уровне национального дохода  в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах.
  Эффект  храповика      - тенденция уровня цен к повышению, если возрастает совокупный спрос, или к сохранению уровня цен, если сокращается совокупный спрос.

 

     

    Список  используемых источников 

    1. Базылев, Н. И. Экономическая теория: Учеб. пособие для студен. неэкон. специальностей высших учебных заведений / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. - Мн.: Книжный дом, 2005. - 320 с.

    2. Головачев, А. С. Экономическая  теория (Общие основы): курс лекций. / А. С. Головачев, И. В. Головачева, Э. А. Лутохина. – 2-е издание. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 240 с.

    3. Зубко, Н. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур. – 2-е изд., испр. и доп. - Минск: Выш. шк., 2007. - 416 с.

    4. Иохин, В. Я. Экономическая теория: учебник / В. Я. Иохин. – М.: Экономисть, 2006.- 861 с.

    5. Кажуро, Н. Я. Основы экономической теории. Учебн. пособие / Н. Я. Кажуро. – Мн.: ООО «ФУАинформ»; ООО «Мисанта», 2003. – 672 с.

    6. Курс экономической теории: Учеб. / М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович, М. Г. Муталимов и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.

    7. Лобкович, Э. И. Макроэкономическое равновесие: Учеб. пособие / Э. И. Лобкович, Ю. М. Ясинский. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000. - 60 с.

     8. Основы экономической теории: учебник / В. Л. Клюня [и др.]; под ред. В. Л. Клюни, Н. В. Черченко. – 2-е изд., испр. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 238 с.

    9. Трацевская, Л. Ф. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Учебно-методическое пособие для студентов специальностей дневной и заочной форм обучения / Л. Ф. Трацевская. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 2005. – 263 с.

    10. Шахнович, С. В. Экономическая теория: Курс лекций / С. В. Шахнович, Е. С. Шахнович. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 2003. – 215 с.

    11. Экономическая теория (Общие основы): учебное пособие / М. И. Плотницкий, М. К. Радько, Г. А. Шмарловская и др.; под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: ООО «Современная школа», 2006. - 392 с.

    12. Экономическая теория. Практикум: учеб. пособие / А. С. Головачев [и др.]; под ред. А. С. Головачева. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 446 с.

    13. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н. И. Базылев, А. В. Бондарь, С. П. Гурко и др.; Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурка. - Мн.: БГЭУ, 1997. - 550 с.

    14. Экономическая теория: Учеб. пособие для неэкон. специальностей вузов / В. Л. Клюня, И. В. Новикова, Е. А. Боровская и др.; Под ред. В. Л. Клюни, И. В. Новиковой. - Мн.: Бел. гос. ун-т, 2001. - 343, [1] с.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие