Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:06, реферат
Достижение макроэкономического равновесия как одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической системы в целом – практически трудно реализуемая задача. Ее решение особенно осложнено в условиях преимущественно интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения во всех социально-экономических взаимосвязях.
Цель работы – анализ моделей экономического равновесия спроса и предложения, которые были разработаны различными исследователями.
Введение 3
1. Понятие и факторы совокупного спроса и совокупного предложения
1.1 Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса 5
1.2 Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения 10
2. Макроэкономическое равновесие: базовые модели
2.1 Классическая модель «AD-AS» 14
2.2 Кейнсианская модель «AD-AS» 18
2.3 Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS» 20
2.4 Шоки совокупного спроса и совокупного предложения 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« Ковровская
государственная технологическая академия
им. В. А. Дегтярева »
КАФЕДРА
Гуманитарных наук
Реферат
Тема:
«Макроэкономическое
равновесие в модели
совокупного спроса
и совокупного предложения»
Руководитель:
Студентка:
Чебуренкова
А. В.
Ковров 2010
Содержание
Введение 3
1. Понятие и факторы совокупного спроса и совокупного предложения
1.1 Понятие совокупного
спроса и его составляющие, факторы
изменения спроса
1.2 Понятие совокупного
предложения, факторы
2. Макроэкономическое
равновесие: базовые модели
2.1 Классическая
модель «AD-AS»
2.2 Кейнсианская
модель «AD-AS»
2.3 Макроэкономическое
равновесие в модели «AD-AS»
2.4
Шоки совокупного спроса и совокупного
предложения
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Достижение
макроэкономического равновесия как
одновременного равновесия на всех рынках,
т.е. как равновесия экономической
системы в целом – практически
трудно реализуемая задача. Ее решение
особенно осложнено в условиях преимущественно
интенсивного типа экономического роста,
для которого характерны существенные
количественные и качественные изменения
во всех социально-экономических
Вместе с тем достижение макроэкономического равновесия настолько важно для эффективного развития социально-экономической системы, что эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики. Ведь достижение макроэкономического равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в конечном счете реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности.
Иначе
говоря, макроэкономическое равновесие
– это оптимальное соотношение
во всей системе социально-
Вместе с тем несмотря на невозможность практического решения проблемы макроэкономического равновесия не только в рыночной, но и директивно-плановой системе, экономическая наука предпринимает все более успешные попытки объективного осмысления функциональных социально-экономических взаимосвязей на макроуровне в условиях рыночных отношений. Эти исследования носят не только познавательный, но и прикладной характер: объективно понять, в меру возможного количественно оценить пропорциональные взаимосвязи с тем, чтобы повысить эффективность государственного регулирования и предельно снизить социально-экономические потери от макроэкономической диспропорциональности.
Цель работы – анализ моделей экономического равновесия спроса и предложения, которые были разработаны различными исследователями.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Понятие и факторы
совокупного спроса
и совокупного
предложения
1.1
Понятие совокупного
спроса и его
составляющие, факторы
изменения спроса
Совокупный
спрос, агрегированный спрос – это совокупный
объем экономических благ (товаров и услуг),
который готовы приобрести домохозяйства,
бизнес и государство при различных уровнях
цен1. В соответствии с данным определением
кривую совокупного спроса можно представить
так как на рисунке 1.
Рис.1
Кривая совокупного спроса
В экономической теории под совокупным спросом также понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике2.
В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в его составе выделяют следующие основные элементы:
потребительские расходы населения (С);
инвестиционные расходы частного сектора (I);
государственные закупки (G);
чистый экспорт (NX).
В
результате совокупный спрос в целом
может быть представлен как сумма
указанных элементов расходов:
Yd=
C + I + G + NX (1)
Большую часть совокупного спроса составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т.е. элемент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этих расходов в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50%, а в США — около 67%. Еще более высока доля элемента С в общем объеме расходов населения на рынке благ. Единственным компонентом этих расходов, не включаемым в состав расходов на потребление, являются затраты на строительство жилья.
Под инвестиционными расходами (инвестициями) понимается спрос фирмы домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Домашние хозяйства покупают новые дома и квартиры, что тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15—20% ВНП страны.
В макроэкономике под инвестициями подразумевается только покупка нового реального капитала. Общие инвестиционные расходы частного сектора экономики (валовые частные инвестиции) включают3:
реновационные инвестиции, замещающие действующий капитал по мере его выбытия;
чистые частные инвестиции, предназначенные для увеличения реального запаса капитала в национальной экономике (основных производственных фондов и товарно-материальных запасов предприятий, а также жилого фонда, находящегося в собственности домохозяйств).
Эти виды инвестиций имеют не только различное целевое назначение, но и разные источники финансирования. Источником реновационных инвестиций являются амортизационные отчисления фирм, которые характеризуют объем капитала, потребленного в процессе производства в данном году. Основным источником финансирования чистых инвестиций в условиях рыночной экономики являются сбережения домохозяйств, а дополнительным — сбережения фирм (нераспределенная прибыль корпораций).
Если в некотором периоде общий объем инвестиций превышает амортизационные отчисления, то чистые инвестиции оказываются положительной величиной. В этом случае производственные мощности страны растут и экономика находится на подъеме.
Третий
элемент совокупного спроса –
государственные закупки
Чистый экспорт (NX) представляет собой разницу между экспортом и импортом.
В
современной экономической
Эффект процентной ставки. Суть этого эффекта заключается в том, что при повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки. Рост процентной ставки, в свою очередь, снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках бизнесмены перестают рассматривать малодоходные инвестиционные проекты, а многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов.
Эффект богатства состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход их владельцам (банковских вкладов и облигаций). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках, стремясь восстановить прежний уровень богатства.
Эффект импортных закупок обусловлен влиянием изменения уровня цен в той или иной стране на соотношение внутренних и мировых цен и конкурентоспособность отечественных и иностранных товаров. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, поскольку цены на иностранные товары станут для потребителей более привлекательными и их конкурентоспособность на мировом товарном рынке повысится. В то же время рост цен в какой-либо одной стране заставит иностранных потребителей воздерживаться от покупки товаров данной страны, которые стали менее конкурентоспособными.
Объем запланированных расходов на все конечные товары и услуги, выпускаемые в национальной экономике, зависит от следующих факторов:
доходов домохозяйств от продажи факторов производства (национального дохода страны);
размеров налогообложения доходов;
стоимости накопленного имущества;
общего уровня цен в стране;