Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:06, реферат

Краткое описание

Достижение макроэкономического равновесия как одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической системы в целом – практически трудно реализуемая задача. Ее решение особенно осложнено в условиях преимущественно интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения во всех социально-экономических взаимосвязях.
Цель работы – анализ моделей экономического равновесия спроса и предложения, которые были разработаны различными исследователями.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и факторы совокупного спроса и совокупного предложения
1.1 Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса 5
1.2 Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения 10
2. Макроэкономическое равновесие: базовые модели
2.1 Классическая модель «AD-AS» 14
2.2 Кейнсианская модель «AD-AS» 18
2.3 Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS» 20
2.4 Шоки совокупного спроса и совокупного предложения 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

реферат эт.docx

— 198.46 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию  Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

« Ковровская государственная технологическая академия  им. В. А. Дегтярева » 
 
 

КАФЕДРА Гуманитарных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Тема:

«Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                 

  Руководитель:                                                                                     Ульянов Г. В. 

Студентка:                                                                                         группа МБ-109

Чебуренкова А. В. 
 
 
 

     Ковров 2010 
 

     Содержание 

   Введение  3

   1. Понятие и факторы совокупного спроса и совокупного предложения

1.1 Понятие совокупного  спроса и его составляющие, факторы  изменения      спроса                                                                                                                            5

1.2 Понятие совокупного  предложения, факторы изменения  предложения       10

  2. Макроэкономическое равновесие: базовые модели                                      

2.1 Классическая  модель «AD-AS»                                                                         14 

2.2 Кейнсианская модель «AD-AS»                                                                        18

2.3 Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»                                    20

2.4 Шоки совокупного спроса и совокупного предложения                                23

    Заключение                                                                                                            26

   Список использованной литературы                                                                    28

 

     Введение 

     Достижение  макроэкономического равновесия как  одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической  системы в целом – практически  трудно реализуемая задача. Ее решение  особенно осложнено в условиях преимущественно  интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения  во всех социально-экономических взаимосвязях.

     Вместе  с тем достижение макроэкономического  равновесия настолько важно для  эффективного развития социально-экономической  системы, что эта проблема не может  оставаться вне внимания экономической  теории и практики. Ведь достижение макроэкономического равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и  спросе, производственных затратах и  результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в конечном счете реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности.

     Иначе говоря, макроэкономическое равновесие – это оптимальное соотношение  во всей системе социально-экономических  количественных и качественных взаимосвязей в национальной экономике. Этот оптимум  служит обобщающим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны. Однако попытки  достижения оптимума – это стремление к достижению идеального состояния  в социально-экономическом развитии системы, которое практически неосуществимо.

     Вместе  с тем несмотря на невозможность практического решения проблемы макроэкономического равновесия не только в рыночной, но и директивно-плановой системе, экономическая наука предпринимает все более успешные попытки объективного осмысления функциональных социально-экономических взаимосвязей на макроуровне в условиях рыночных отношений. Эти исследования носят не только познавательный, но и прикладной характер: объективно понять, в меру возможного количественно оценить пропорциональные взаимосвязи с тем, чтобы повысить эффективность государственного регулирования и предельно снизить социально-экономические потери от макроэкономической диспропорциональности.

     Цель  работы – анализ моделей экономического равновесия спроса и предложения, которые были разработаны различными исследователями.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы;
    • рассмотреть неценовые факторы, влияющие на величину спроса;
    • рассмотреть понятие совокупного предложения и факторы, влияющие на него;
    • дать определение макроэкономическому равновесию;
    • рассмотреть макроэкономическое равновесие на примере классической модели, модели «AD-AS» и кейнсианской модели.
    • рассмотреть причины и последствия позитивных и негативных шоков совокупного спроса и совокупного предложения.

 

      1. Понятие и факторы  совокупного спроса  и совокупного  предложения 

     1.1 Понятие совокупного  спроса и его  составляющие, факторы  изменения спроса 

     Совокупный  спрос, агрегированный спрос – это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях цен1. В соответствии с данным определением кривую совокупного спроса можно представить так как на рисунке 1. 

     

     Рис.1 Кривая совокупного спроса 

     В экономической теории под совокупным спросом также понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике2.

     В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики  в его составе выделяют следующие  основные элементы:

     потребительские расходы населения (С);

     инвестиционные  расходы частного сектора (I);

     государственные закупки (G);

     чистый  экспорт (NX).

     В результате совокупный спрос в целом  может быть представлен как сумма  указанных элементов расходов: 

     Yd= C + I + G + NX (1) 

     Большую часть совокупного спроса составляют расходы населения на товары и  услуги потребительского назначения, т.е. элемент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этих расходов в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50%, а в США — около 67%. Еще более высока доля элемента С в общем объеме расходов населения на рынке благ. Единственным компонентом этих расходов, не включаемым в состав расходов на потребление, являются затраты на строительство жилья.

     Под инвестиционными расходами (инвестициями) понимается спрос фирмы домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Домашние хозяйства покупают новые дома и квартиры, что тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15—20% ВНП страны.

     В макроэкономике под инвестициями подразумевается  только покупка нового реального  капитала. Общие инвестиционные расходы  частного сектора экономики (валовые частные инвестиции) включают3:

     реновационные инвестиции, замещающие действующий капитал по мере его выбытия;

     чистые  частные инвестиции, предназначенные для увеличения реального запаса капитала в национальной экономике (основных производственных фондов и товарно-материальных запасов предприятий, а также жилого фонда, находящегося в собственности домохозяйств).

     Эти виды инвестиций имеют не только различное  целевое назначение, но и разные источники финансирования. Источником реновационных инвестиций являются амортизационные отчисления фирм, которые характеризуют объем капитала, потребленного в процессе производства в данном году. Основным источником финансирования чистых инвестиций в условиях рыночной экономики являются сбережения домохозяйств, а дополнительным — сбережения фирм (нераспределенная прибыль корпораций).

     Если  в некотором периоде общий  объем инвестиций превышает амортизационные  отчисления, то чистые инвестиции оказываются  положительной величиной. В этом случае производственные мощности страны растут и экономика находится на подъеме.

     Третий  элемент совокупного спроса –  государственные закупки товаров  и услуг. Это расходы государственных органов власти всех уровней на приобретение товаров и услуг труда занятых в государственном секторе. В его состав не включаются государственные трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции фирмам. Такого рода расходы не являются затратами на приобретение конечных товаров и услуг, а лишь отражают процесс перераспределения части доходов государства домохозяйствам или фирмам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета.

     Чистый  экспорт (NX) представляет собой разницу между экспортом и импортом.

     В современной экономической теории наибольшее распространение получило теоретическое обоснование убывающей  зависимости величины запланированного объема покупок от уровня цен, данное представителями неокейнсианства и неоклассического синтеза. Это обоснование базируется на характеристике трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен.

     Эффект  процентной ставки. Суть этого эффекта заключается в том, что при повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки. Рост процентной ставки, в свою очередь, снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках бизнесмены перестают рассматривать малодоходные инвестиционные проекты, а многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов.

     Эффект  богатства состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход их владельцам (банковских вкладов и облигаций). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках, стремясь восстановить прежний уровень богатства.

     Эффект  импортных закупок  обусловлен влиянием изменения уровня цен в той или иной стране на соотношение внутренних и мировых цен и конкурентоспособность отечественных и иностранных товаров. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, поскольку цены на иностранные товары станут для потребителей более привлекательными и их конкурентоспособность на мировом товарном рынке повысится. В то же время рост цен в какой-либо одной стране заставит иностранных потребителей воздерживаться от покупки товаров данной страны, которые стали менее конкурентоспособными.

     Объем запланированных расходов на все  конечные товары и услуги, выпускаемые в национальной экономике, зависит от следующих факторов:

  доходов домохозяйств от продажи факторов производства (национального дохода страны);

  размеров  налогообложения доходов;

  стоимости накопленного имущества;

  общего  уровня цен в стране;

Информация о работе Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения