Модели макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение моделей экономического равновесия спроса и предложения, которые были разработаны различными исследователями.
Предмет исследования – совокупный спрос и совокупное предложение.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и факторы совокупного спроса и совокупного предложения 5
1. 1. Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса 5
1. 2.Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения 10
Глава 2. Макроэкономическое равновесие: базовые модели 13
2.1 Классическая теория макроэкономического равновесия 13
2.2 Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS» 14
2.3 Кейнсианская модель общего равновесия 17
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 316.43 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

(РГТЭУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА


 

                      по дисциплине     Макроэкономика   

 

                      на тему     Модели макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения    

                                                                                                (наименование темы)

 

 

 

Выполнена студентом (кой)   1  курса 111  группы

        очной  формы обучения

специальности    Финансы и кредит    080100.62  

 

    Егоровой Анной Анатольевной  

                                (ФИО полностью)

 

Руководитель

Коржова Светлана Васильевна, к.э.н., доцент

                         (ФИО, ученая степень, звание)

 

 

 

 

 

Отметка о допуске (недопуске) к защите_____________

 

 

«    » апреля  2012 г.                 ________________________

                                                                                     (подпись руководителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитров 2012 г.

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

В данной работе перед нами стоит такая проблема, как, принятие макроэкономического равновесия как одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической системы в целом. Решение данной проблемы особенно осложнено в условиях интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения во всех социально-экономических сферах.

Достижение макроэкономического равновесия имеет большое значение для эффективного развития социально-экономической системы. Поэтому мы используем для исследования экономическую теорию и практику. Как-никак достижение макроэкономического равновесия означало бы соответствие в производстве и потреблении, предложении и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Так же это означало бы реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности.

То есть, макроэкономическое равновесие – это оптимальное соотношение во всей системе социально-экономических количественных и качественных взаимосвязей в национальной экономике. Это служит обобщающим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны. Но попытки достижения оптимальности – это устремление к достижению идеального состояния в социально-экономическом развитии системы, которое почти невозможно.

Несмотря на невыполнимость практического решения проблемы макроэкономического равновесия не только в рыночной, но и директивно-плановой системе, экономическая наука предпринимает все более успешные попытки объективного осмысления функциональных социально-экономических взаимосвязей на макро-уровне в условиях рыночных отношений. Эти исследования носят не только лишь познавательный, но и прикладной характер:

    1. объективно понять, в меру возможного;
    2. количественно дать оценку;
    3. пропорциональные взаимосвязи с тем, чтобы увеличить эффективность государственного регулирования;
    4. до предела уменьшить социально-экономические потери от макроэкономической диспропорциональности.

Цель исследования – изучение моделей экономического равновесия спроса и предложения, которые были разработаны различными исследователями.

Предмет исследования – совокупный спрос и совокупное предложение.

Научная новизна данной работы состоит в следующем:

    1. рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы;
    2. проанализировать неценовые факторы, влияющие на величину спроса;
    3. разобрать понятие совокупного предложения и факторы, влияющие на него;
    4. внести описание макроэкономическому равновесию;
    5. разобрать макроэкономическое равновесие на примере классической модели, модели «AD-AS» и кейнсианской модели.

Информационной базой является учебно-методическая литература.

Структура работы: первая глава: «Понятие и факторы совокупного спроса и совокупного предложения»; вторая глава: «Макроэкономическое равновесие: базовые модели».

Работа изложена на 26 страницах, с учетом титульного листа, содержания, списка использованных источников и литературы. Всего в работе: таблиц – 1, рисунков – 7, формул – 2, приложений – 2.

 

 

 

Глава 1. Понятие и факторы совокупного спроса и совокупного предложения

1. 1. Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса

 

Совокупный спрос (англ. aggregate demand) [AD] – агрегированный спрос, макроэкономический спрос, совокупный объем товаров и услуг, которые желают приобрести потребители в стране при данном уровне цен (Рис. 1).

 

Рис. 1 – Кривая совокупного спроса

 

В экономической теории под совокупным спросом мы понимаем общий объем расходов, которые несут как отечественные потребители, так и зарубежные потребители нашего экспорта, правительство или фирмы, когда они приобретают оборудование или сырье.

Совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных основных элементов расходов (1):

 

Yd= C + I + G + NX                                                   (1)                                                 

где C – потребительские расходы населения;

      I – инвестиционные расходы частного сектора;

      G – государственные закупки;

      NX – чистый экспорт.

В основном совокупный спрос – это расходы населения на товары и услуги потребительского назначения (С). Расходы в национальном доходе страны достигает в России примерно 50%, а в США – около 67%. Но доля элемента «C» также берет наивысшую ступень в общем объеме расходов населения на рынке благ. Единственным компонентом этих расходов, не включаемым в состав расходов на потребление, являются затраты на строительство жилья.

Инвестиционные расходы (инвестиции) – спрос фирм, домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. А домашние хозяйства покупают новые квартиры и дома, что тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15—20% ВНП страны.

Инвестиции представляют собой расходы на расширение и обновление производства, связанные с введением новых технологий, материалов и других орудий и предметов труда.

Основные типы инвестиций:

    1. производственные инвестиции;
    2. инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ);
    3. инвестиции в жилищное строительство.

Если экономика на подъеме, то возрастают инвестиции в товарно-материальные ценности, чтобы увеличить производство. Если в экономике спад производства, то растут запасы готовой продукции, спрос падает, производство не расширяется. Таким образом, инвестиции играют роль барометра состояния экономики.

Если в некотором периоде общий объем инвестиций превышает амортизационные отчисления, то чистые инвестиции оказываются положительной величиной. В этом случае производственные мощности страны растут, и экономика находится на подъеме.

Государственные закупки товаров и услуг – это приобретение на бюджетные средства товаров, услуг и работ для удовлетворения государственных нужд. Государственные закупки товаров и услуг могут включать в себя приобретение медикаментов, страхование автомобилей, ремонт помещений, строительство госучреждений и т.п. В их состав не включаются: государственные трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции фирмам. Такого рода расходы не являются затратами на приобретение конечных товаров и услуг, а лишь отражают процесс перераспределения части доходов государства домохозяйствам или фирмам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30% национального дохода страны.

Чистый экспорт (NX) представляет собой разницу между экспортом и импортом.

 

Таблица 1. Структура совокупного спроса России

на основе расходов за 2006г.1

ВВП по расходам

Россия

Млрд. руб.

В процентах

ВВП

26781,1

100

Расходы населения

13044,5

48,6

Валовые инвестиции

5415,8

20,2

Государственные расходы

4698,0

17,5

Чистый экспорт

3390

12,6

Экспорт

9069,1

33,8

Импорт

5679,1

21,2


 

 

Представители неокейнсианства и неоклассического синтеза дали теоретическое обоснование убывающей зависимости величины запланированного объема покупок от уровня цен. Это обоснование базируется на характеристике трех эффектов в экономике, которые вызваны изменением общего уровня цен:

    1. эффект процентной ставки – повышение уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки. Рост процентной ставки, в свою очередь, снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках бизнесмены перестают рассматривать малодоходные инвестиционные проекты, а многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов;
    2. эффект богатства – увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход их владельцам (банковских вкладов и облигаций). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках, стремясь восстановить прежний уровень богатства;
    3. эффект импортных закупок – влияние изменения уровня цен в той или иной стране на соотношение внутренних и мировых цен и конкурентоспособность отечественных и иностранных товаров. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, поскольку цены на иностранные товары станут для потребителей более привлекательными и их конкурентоспособность на мировом товарном рынке повысится. В то же время рост цен в какой-нибудь одной стране заставит иностранных потребителей воздерживаться от покупки товаров данной страны, которые стали менее конкурентоспособными.

Факторы, влияющие на объем запланированных расходов на все конечные товары и услуги, выпускаемые в национальной экономике:

    • доходы домохозяйств от продажи факторов производства (национального дохода страны);
    • размеры налогообложения доходов;
    • стоимость накопленного имущества;
    • общий уровень цен в стране;
    • ожидания фирм и домохозяйств относительно изменения общего уровня цен;
    • величина процентной ставки;
    • ожидаемая предпринимателями прибыльность инвестиций и их оценки относительно перспектив расширения объема продаж;
    • количество денег, находящихся в обращении;
    • совокупность политических и социально-экономических факторов, определяющих величину государственных расходов;
    • обменный курс валют, уровень дохода иностранных покупателей, внешнеторговая политика правительства и другие неценовые факторы, влияющие на величину чистого экспорта.

Если неценовые факторы совокупного спроса изменяются, то кривая совокупного спроса может смещаться влево или вправо (Рис. 2).

Смещение вправо – увеличение величины плановых расходов при каждом данном уровне цен, влево – их уменьшение.

 

Рис. 2 – Неценовые факторы сдвига кривой совокупного спроса (AD)

1. 2.Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения

 

Совокупное предложение (англ. aggregate supply) [AS] – это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий – сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость (Рис. 3).

 

Рис. 3 – Кривая совокупного предложения

 

Но совокупное предложение в отличие от предложения на отдельном рынке в макроэкономике графически имеет три четко различающихся участка (Рис. 3):

    1. горизонтальный (кейнсианский) участок – отражает изменение (увеличение или сокращение) национального продукта при неизменном уровне цен. Очевидно, что любой объем производства на отрезке 0 до Qр свидетельствует о недопроизводстве, неполном использовании ресурсов. Безработица находится на высоком уровне, в этих условиях предприниматели могут для увеличения объема производства нанимать дополнительную рабочую силу, не увеличивая заработную плату (за воротами много безработных). Издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены;
    2. промежуточный участок – отражает увеличение объема производства, который сопровождается ростом цен. Безработица по мере продвижения ВНП от Q1 к Qр начинает сокращаться, свободных рабочих рук становится меньше, заработная плата растет и расширение производства сопровождается ростом издержек производства и цен;
    3. вертикальный (классический) участок – экономика достигает границ своих производственных возможностей, ресурсы полностью задействованы, объем производства измениться не может, он постоянен (в краткосрочном периоде). Если в условиях полной занятости предприниматели будут стремиться для увеличения производства нанять дополнительную рабочую силу, то они могут это сделать только «переманив» работников более высокой заработной платой, что приведет к росту издержек производства и цен. Цены повысятся, а увеличение производства в одном месте вызовет сокращение производства в другом и национальный объем производства не изменится.

Информация о работе Модели макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения