Макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением и анализ макроэкономической сбалансированности в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия совокупного спроса и совокупного предложения;
исследовать макроэкономическое равновесие на примере классической модели, модели AD-AS и кейнсианской модели;
анализировать макроэкономическую сбалансированность в Республике Беларусь;
рассмотреть пути достижения сбалансированности в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Понятие и сущность совокупного спроса и совокупного предложения……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса………………………………………………………………………………6
1.2 Понятие совокупного предложения и факторы изменения предложения...8
1.3 Неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения....11
1.4 Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD – AS (классический и кейнсианский подходы)……………………………………...14
Глава 2. Макроэкономическая сбалансированность и пути ее достижения в Республике Беларусь…………………………………………………………….19
2.1 Основные проблемы сбалансированности национальной экономики Республики Беларусь…………………………………………………………….19
2.2 Пути достижения макроэкономической сбалансированности Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ.docx

— 185.96 Кб (Скачать)

Закон Сэя. Один из исходных постулатов данного подхода основан на так называемом законе Сэя, согласно которому «предложение товаров создаёт собственный спрос». Иначе говоря, реальный совокупный спрос всегда достаточен для потребления того объёма товаров и услуг, которые производит национальная экономика, используя имеющиеся в её распоряжении факторы производства. Следовательно, между совокупными расходами и совокупным предложением всегда устанавливается равновесие, и нет причин опасаться кризиса перепроизводства, когда AD<AS, т.е. совокупный спрос недостаточен для реализации произведённых товаров.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.6 Равновесие на классическом отрезке AS

И действительно, совокупный спрос зависит от совокупного предложения. Увеличение совокупного предложения, т.е. рост объёма производимых благ и услуг, – это одновременно и увеличение дохода, а, следовательно, и увеличение спроса. Национальные счета свидетельствуют, что национальный продукт и национальный доход в основном равны между собой. И если общество полностью расходует совокупный доход, то это означает, что между совокупными расходами и совокупным предложением автоматически устанавливается равновесие.

Восстановление равновесия в классической модели. Возникает вопрос: что происходит, если часть получаемого дохода уходит в сбережения? Одним из постулатов классической модели является утверждение, что если деньги могут приносить процент, то разумные люди не станут держать их в ликвидной форме. Деньги, отданные под процент, как правило, являются источником инвестиций. Если объём инвестиций будет равен объёму сбережений (I=S), то соблюдается одно из исходных условий макроэкономического равновесия. Это означает, что равенство между совокупным спросом и совокупным предложением не нарушается.

Экономисты-классики сознавали, что решения о сбережениях и инвестициях принимаются разными людьми, чьи цели и поступки могут не совпадать. Однако на денежном рынке, по мнению классиков, существует механизм, который способствует достижению равновесия между сбережениями и инвестициями. Он основан на колебаниях ставки процента. С установлением равновесной ставки процента наступает равенство между объёмом сбережений и объёмом инвестиций. Согласно классической модели колебание цен, которое способствует сохранению равновесия в экономике, происходит не только на товарном и денежном рынках, но и на рынке труда. Снижение цен на товарных рынках приводит к снижению заработной платы или возникновению безработицы, если оплата труда останется в прежнем размере. В последнем случае предложение труда превысит спрос. Рабочие под давлением безработицы будут вынуждены соглашаться на более низкие ставки оплаты труда. И ставки будут снижаться до тех пор, пока предпринимателям не станет выгодно нанимать всех желающих работать при более низкой заработной плате. Иначе говоря, рыночные силы действуют в направлении достижения равновесия и на рынке труда, что ведёт к полной занятости рабочей силы, а если существует безработица, то лишь «добровольная», т.е. не больше её естественного уровня.

Ещё один важный аспект классической модели связан с анализом влияния денег. Поскольку общий уровень цен измениться в том же направлении, что и количество денег в обращении, то при данном совокупном предложении увеличение количества денег в обращении приводит к росту совокупного спроса. Отсюда задача поддержания равновесия в системе предполагает контроль за предложением денег как основы стабильности цен и совокупного спроса.

Роль государства в классической модели. Классическая концепция макроэкономики определяет роль государства. Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечивать полное использование имеющихся ресурсов, то вмешательство государства является излишним. В рамках классической теории был сформулирован принцип нейтральности государства. Оно должно воздерживаться от влияния на экономические субъекты, действующие в условиях конкуренции, и стараться предотвращать негативные результаты своей собственной деятельности.

На основе достаточно стройной классической теории можно было успешно анализировать экономическую ситуацию и обосновывать необходимую государственную политику вплоть до кризиса 30-х годов ХХ века. Однако многолетнюю депрессию и массовую безработицу тех лет трудно было объяснить на основе классической теории. Логическое объяснение ситуации давал альтернативный, уже упоминавшийся нами, кейнсианский подход. Его сторонники высказывали сомнения по поводу способности конкурентного механизма автоматически приводить систему к равновесному состоянию, соответствующему полной занятости. Классики считали, что цены являются подвижными и гибкими. Кейнсианская модель исходила из того, что цены и заработная плата слабо меняются, особенно в краткосрочном периоде. И действительно, уже в первые десятилетия ХХ века наличие монополий и профсоюзов, законодательство о минимальной заработной плате и другие факторы привели к тому, что цены и заработная плата перестали быть подвижными. Кейнсианская концепция отвергла и то положение классической теории, согласно которому предложение создаёт собственный спрос. Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная связь – совокупный спрос создаёт предложение. Если совокупный спрос недостаточен, то и объём производства не будет равен потенциальному (при полной занятости). При негибкости цен экономика долгое время вынуждена пребывать в состоянии депрессии с высоким уровнем безработицы.

В графической интерпретации кейнсианской модели с негибкими ценами соответствует горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения. Когда предложение достигает потенциального объёма производства, кривая приобретает вертикальный вид (отрезок кривой AS). Как видно из графика, если кривая спроса сдвигается влево, то выпуск продукции падает. Он мог бы сохраниться в прежнем размере (как в предыдущей модели) за счёт снижения цен. Однако если колебания цен не происходит, то возможен достаточно длительный спад производства, что и происходило в годы Великой депрессии.

Модель иллюстрирует то положение кейнсианской концепции, что объём предложения, или реальный объём производства, который предприниматели будут поддерживать, определяется спросом, следовательно, можно утверждать, что снижение совокупного спроса (от AD1 к AD2) приведёт к уменьшению реальных объёмов производства (от Y1 к Y2). В данной ситуации совокупный спрос и совокупное предложение будут уравновешены (AD=AS), но на уровне, далёком от потенциального объёма (Y*>Y1>Y2), т.е. с неполной занятостью ресурсов. И такое положение может сохраняться достаточно долго. Причём само по себе это положение не измениться. Избежать больших потерь, длительной безработицы можно через активную макроэкономическую политику государства, направленную на стимулирование совокупного спроса.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.7 Равновесие на кейнсианском отрезке AS

Роль государства в кейнсианской модели. Согласно кейнсианской модели равновесный объём производства может не совпадать с объёмом, соответствующим полной занятости. И если такое несоответствие вызвано неэффективностью совокупного спроса в условиях депрессивной экономики, то преодолевать его необходимо с помощью инструментов государственного регулирования экономики. Так, государство может выступить инвестором, пополняя недостаток инвестиций соответствующим увеличением бюджетных расходов. Кейнсианская концепция явилась теоретическим обоснованием нового подхода к роли государства в рыночной экономике. В отличие от классической идеи о нейтральности государства в ней доказана необходимость координирующего вмешательства государства. Идея «полной занятости без инфляции» утвердилась в общественном сознании и в государственной экономической политике в 40-50-х годах ХХ века. Так, для достижения макроэкономического равновесия в коротком периоде в странах с развитой рыночной экономикой совокупный спрос регулируется посредством налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Кейнс и его последователи считали, что государство должно способствовать выводу экономики из кризиса, проводя экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику. В периоды кризисов рекомендовалось не только расширять государственные расходы, но и стимулировать инвестиции частного сектора через снижения налогов, низкую ставку процента (политика «дешёвых денег») и т.п. Иначе говоря, рекомендовалось проводить любые действия, которые стимулировали бы потребительские, инвестиционные, государственные расходы и чистый экспорт в целях увеличения производства и снижения безработицы [9].

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Макроэкономическая сбалансированность и пути ее достижения в Республике Беларусь

 

 

2.1 Основные проблемы сбалансированности национальной экономики Республики Беларусь

 

Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным  − распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Промышленный сектор является наиболее пострадавшим от мирового экономического кризиса, вызванного финансовыми потрясениями в мировой экономике. Предприятия промышленности в основном страдают от падения цен и спроса на производимую ими продукцию на внешних рынках. Следствием чего стало падение производства и рост запасов готовой продукции. По данным Белстата соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства на промышленных предприятиях на 1 августа 2012 г. в фактических ценах составило 51,3% (на 1 сентября 2007 года - 54,9%). На конец августа 2012 г. наибольшее соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства сложилось по видам экономической деятельности «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» (276%), «Текстильное и швейное производство» (162,8%), «Производство фармацевтической продукции» (149,8%). В последние кварталы ситуация с запасами стала выправляться, но ухудшилась ситуация с дебиторской задолженностью. Необходимо также указать еще на одну тревожную тенденцию. Так, темпы роста кредитной задолженности белорусских предприятий (28,8% в годовом исчислении) заметно опережают темпы роста ВВП и инвестиций (6,6% и 4%, соответственно) [10].

Напряженная ситуация во внешней торговле. Меры, предпринимаемые для решения данной проблемы, не дали существенных позитивных сдвигов. Отрицательное сальдо торгового баланса на 1 августа 2012 г. составило -363,6 млн. долларов. Большое влияние на эффективность внешней торговли оказало также и введение экспортных пошлин на поставляемую из Российской федерации нефть [11].

В национальной экономике РБ и других стран СНГ преобладает производство средств производства, характеризующееся высокой капитало-, материало- и энергоемкостью. Это является основной причиной избыточного спроса на инвестиции, сырье и материалы. В результате производственный потенциал государств СНГ в совокупности превосходит США, а уровень жизни − в несколько раз ниже. Кроме того, по сравнению с развитыми странами наша национальная экономика отличается малым удельным весом нематериального производства [12].

К проблемам сбалансированности национальной экономики нашей республики относятся проблемы, связанные с ломкой сложившихся пропорций в связи со структурным кризисом и распадом СССР. На сбалансированность экономики Беларуси влияет недостаток собственных топливных природных ресурсов, сырья для ряда отраслей промышленности. Поэтому в Беларуси преобладает ввоз сырья и комплектующих. Кроме того, переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени обусловил деформацию всего воспроизводственного цикла, включающего производство, распределение, обмен, потребление. Эти пропорции устанавливались внутри единой страны, а сейчас для таких относительно небольших республик, как Беларусь, они превратились во внешние, межгосударственные. Поэтому проблемы сбалансированности решаются не самой республикой, а вне ее, на основе межгосударственных договоров.

В период перехода к рынку национальная экономика Беларуси характеризуется всеобщей разбалансированностью. Инфляция, разрушение хозяйственных связей нарушили товарно-денежную сбалансированность, баланс денежных доходов и расходов населения, торговый баланс с другими странами, прежде всего с Россией и т. п. Необходима структурная перестройка, проявляющаяся в преобразовании национальной экономики в соответствии с потребностями республики и запросами мирового рынка. Для Беларуси в настоящее время характерны снижение численности населения (численность населения  Республики Беларусь на 1 декабря 2012 года составила 9 460,7 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года сократилась на 4,5 тыс. человек), его постарение, рост заболеваемости, инвалидности, серьезные проблемы в медицинском обслуживании, появление новых видов вынужденной миграции. Неустойчива динамика реформирования отношений собственности, медленно развивается предпринимательство (если в 2003 году число малых предприятий на 1000 человек составляло 2,5, то в 2012 этот показатель достиг значения 7,2), а также реформирование трудовых отношений. Есть просчеты в государственном регулировании экономики и социальной сферы, высок уровень инфляции (в январе-июле 2012 года - 12%), и девальвации белорусского рубля, недостаточное финансирование образования, науки, культуры, ограничены средства, выделяемые на внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а также на преодоление последствий чернобыльской катастрофы. Все это не способствует устойчивому человеческому развитию. Снижается продолжительность жизни, около 1/3 населения живет за чертой бедности, около 77% имеют доходы ниже минимального потребительского бюджета (с 1 ноября 2012 года - 1 391 530 руб.), почти половина пенсионеров получает пенсии ниже прожиточного минимума (с 1 ноября 2012 года – 727 250 руб.). Почти треть населения проживает в сельской местности и в малых городских поселениях с числом жителей менее 10 тыс. человек и не имеет даже минимума современного комфорта среды жизнедеятельности. Недостаточна радиационная, экологическая, медицинская и социальная защита населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения. Высок уровень преступности (в 2012 году - 1394 преступления на 100 тысяч человек населения), расширилось влияние ее организованных форм - коррупции, наркобизнеса [13].

Информация о работе Макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением