Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 20:23, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория".
Очевидно, что эти функции коммерческого поведения достигают своего максимума только в очень развитом насыщенном рынке благ и услуг, то есть в тех условиях, когда продавец находится в жесткой зависимости от покупателя. Ответственность продавца за качество товара в значительной степени зависит от претензий (предпочтений) покупателя, которые повышаются в условиях насыщенного рынка (здесь действует принцип «покупатель всегда прав») и понижаются в условиях дефицита (здесь действует принцип «продавец всегда прав»).
Из природы товарного обмена, направленного на получение выгоды от оборота благ, вытекает следующая формула коммерческого поведения: чем меньше контроля над продавцом, тем больше возможностей для минимизации им своих издержек и максимизации выгод и, наоборот. Это означает, что мораль продавца и его ответственность по отношению к покупателю прямо пропорциональны жесткости тех ограничений, которые он встречает на рынке. Например, в условиях товарной монополии и дефицита мораль и мотивация продавца (в том числе и тогда, когда продавцом выступает государство) определяются только рамками коммерческой сделки. За ее пределами, когда товар переходит в собственность покупателя, коммерсант, как правило, не несет или стремится не нести ответственности за кондиции проданного. Тем более, когда товары пользуются повышенным спросом, а конкуренция, то есть возможность найти другого продавца, отсутствует.
Таблица 1
Формы предложения |
Формы спроса | ||||
Конкуренция |
Частичная олигополия |
Олигополия |
Частичная монополия |
Монополия (индивидуальная или картельного типа) | |
Конкуренция |
Полная конкуренция |
Частичная олигополия предложения |
Олигополия предложения |
Частичная монополия предложения |
Монополия предложения |
Частичная олигополия |
Частичная олигополия спроса |
Двусторонняя частичная олигополия |
Частично олигополистическая, ограниченная олигополия предложения |
Частично олигополистическая, ограниченная частичная монополия предложения |
Частично олигополистическая, ограниченная монополия предложения |
Олигополия |
Олигополия Спроса |
Частично олигополистическая, ограниченная олигополия спроса |
Двусторонняя олигополия |
Олигополистическая, ограниченная частичная монополия предложения |
Олигополистическая, ограниченная монополия предложения |
Частичная монополия |
Частичная монополия спроса |
Частично олигополистическая, ограниченная частичная монополия спроса |
Олигополистическая, ограниченная частичная монополия спроса |
Двусторонняя частичная монополия |
Частично монополистическая, ограниченная монополия предложения |
Монополия (индивид. или коллек-тивная) |
Монополия спроса |
Частично олигополистическая, ограниченная монополия спроса |
Олигополистическая, ограниченная монополия спроса |
Частично монополистическая, ограниченная монополия спроса |
Двусторонняя монополия |
Таким образом, покупатели и продавцы вступают в обменные отношения в различных формах, которые, прежде всего, определяются формами рынка. Каждая из представленных в таблице 1 рыночных форм детерминирует особые характеристики и модели поведения участников обмена. Сознательно упрощая ситуацию и подводя итоги вышеизложенному, условно выделим три основных типа обменного поведения продавцов (и соответственно покупателей) в зависимости от степени «жесткости» рынка, в системе которого они действуют.
Тип обменного поведения на «жестком» рынке (рынке покупателя). Здесь продавец действует в рамках серьезных ограничений (конкуренция, насыщенный спрос, повышенные притязания покупателей к потребительским свойствам предлагаемых благ и услуг), которые он должен объективно учитывать. На «жестком» рынке прибыль может быть получена только при условии, если продавец, учитывая складывающиеся обстоятельства, сможет сформировать и поддерживать такие цены на свои товары, которые покрывают издержки по их производству, распределению и сбыту, а также по обеспечению справедливой нормы прибыли за риск и приложенные усилия. В данной ситуации относительным преимуществом обладает покупатель, так как он в большей степени диктует условия предложения товаров. Продавцы же вынуждены следовать жестким требованиям рынка и идти на дополнительные затраты за счет повышения качества товара и проведения гибкой ценовой политики.
Тип обменного поведения на «мягком» рынке (рынке продавца). Это рынок, где ограничений для предложения товара практически не существует. В связи этим продавец, который имеет абсолютное или относительное преимущество предложения благ и услуг, может диктовать покупателю свои условия относительно их ценовых и потребительских характеристик (цены, качества, объема продаж). Таким образом, продавец, находясь в выгодных условиях, минимизирует свои затраты за счет издержек покупателей.
В условиях развитого рынка монополистические преимущества ограничиваются государством в законодательном и фискальном порядке. И, наоборот, в условиях неразвитого рынка монополист широко пользуется преимуществами единственного продавца, в том числе:
Тип обменного поведения на «эластичном» рынке. Здесь действует тенденция равновесного спроса-предложения, то есть продавцы и покупатели находятся в одинаковых условиях. Первые в зависимости от динамики (повышения или понижения) цен, могут увеличивать или уменьшать затраты, связанные с организацией сбыта, а вторые обладают необходимыми доходами и информацией, чтобы соответственно увеличивать или уменьшать объем закупок. В этой ситуации агенты обмена «пропорционально» реагируют на динамику спроса-предложения, создавая своими действиями предпосылки для формирования «цены равновесия», при которой достигается наилучший объем сбыта, равный оптимальной величине покупок и потребления.
Лекция 8.
ДИСТРИБУТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Все экономические ресурсы, находящиеся в обращении (рабочая сила, информация, капитал в различной форме, ноу-хау и т.п.), могут эффективно использоваться только в том случае, если кому-то принадлежат. Они существуют и функционируют не сами по себе, автономно, а приобретают определённый смысл, значение (ценность), если являются предметом чьего-то интереса. В свою очередь, предмет интереса может быть эффективно актуализирован только при условии фиксированной и гарантированной связи субъекта экономического поведения и предмета его интереса. Очевидно, что эта связь институционально и функционально должна быть устойчивой, свободной и неотчуждаемой. В противном случае, предмет интереса (экономический ресурс) перестает быть таковым, так как теряется смысл затрат, связанных с его сохранением, сбережением и использованием. Гарантом того, что экономические ресурсы различного назначения будут сохранены и приумножены, является институт собственности, который обеспечивает функциональное единство субъекта и предмета собственности, преемственность и защиту этой связи, а также эффективность использования полезных свойств экономических ресурсов в соответствии с волей, желанием и компетентностью действий их собственников162.
Анализируя наиболее общие функциональные характеристики института собственности, можно отметить следующее. В собственности владельца может быть экономический ресурс, который полезен (ценен) для него в настоящем или будущем, который законно им присвоен и не может отчуждаться без его компетентного согласия. Если эти условия соблюдены, то любой субъект экономического поведения способен:
Важнейшим функционально-инструментальным и институционально-правовым компонентом института собственности, который определяет устойчивость, вектор альтернатив и эффективность моделей экономического поведения, является право исключительности доступа к благам, ограничивающее пользование других лиц предметом чужой собственности. Эта норма дополняется правилами спецификации элементов прав собственности, которые фиксируют условия, средства и процедуры их реализации. На уровне отношений отдельных субъектов экономического поведения эти правила и процедуры регулируются контрактным правом, обеспечивающим распределение элементов прав собственности между ними.
Таким образом, дистрибутивное (распределительное) поведение отражает в своих основных компонентах функционально-нормативные предписания института собственности и тех, конституционно закрепленных, режимов, которые задают принципы и рамки его реализации. Эти нормы обеспечивают соединение различных субъектов с экономическими ресурсами, определяют норму и меру присвоения их полезных свойств, а также механизмы и способы их перераспределения от одного пользователя к другому.
Спецификация и структура механизмов контроля над экономическими ресурсами детерминирует большое разнообразие моделей экономического поведения163. В их основе лежат реализуемые различным образом принципы исключительности доступа к благам и рациональности164, определяющие эффективность поведения экономических субъектов, которые испытывают все положительные и отрицательные последствия их действий и решений.
В условиях развитых рыночных отношений стартовым компонентом экономической активности для большинства субъектов является индивидуализированная (частная) собственность – социальный институт, обеспечивающий наиболее эффективное использование различных экономических ресурсов.
Сам факт закрепления экономических ресурсов в индивидуализированном (частном) владении определяется (наряду с другими причинами) дискретностью и множественностью экономических интересов огромного числа людей, действующих на рынке. Их экономические интересы, подкрепленные определенной компетенцией, реализуются наиболее эффективным и целесообразным способом только в условиях относительной автономии, когда обеспечивающие их ресурсы используются в пределах необходимых и достаточных степеней свободы, которых стремится достичь тот или иной субъект165. В то же время нормативный каркас института собственности ограничивает абсолютную свободу тех, кто ориентирован на полную максимизацию своей выгоды. Он предполагает снижение действия отрицательных экстерналий, то есть эффектов экономического поведения, связанных с ущемлением интересов других агентов рынка и получением выгоды за их счет.
Таким образом, институт частной собственности организует и канализирует активность экономических субъектов, с одной стороны, предоставляя им достаточную степень свободы выбора, а с другой – ограничивая их рамками степеней свободы, которыми наделены другие166. На этой основе функционирует устойчивая система взаимообмена степенями свободы, где множество субъектов, перераспределяя между собой выгоды и обязательства, согласуют свои интересы и максимизационные намерения.
Поведенческая матрица любых экономических действий оформляется и алгоритмизируется системой норм и правил, которые предполагают:
В процессе социально-экономической эволюции сложилась, и в настоящее время доминирует, весьма эластичная матрица институциональных отношений собственности, основанная на индивидуализированном (частном) интересе (Ф. Хайек). Она допускает громадное разнообразие экономических (максимизирующих) действий как внутри различных собственнических «монад» (фирм, организаций), так и за их пределами. Причем взаимодействие этих хозяйственных единиц осуществляется в процессе распределения и обмена обязательствами между ними, что позволяет легитимно и легально для большинства экономических действий перераспределять экономические ресурсы и выгоды от их оборота от одних пользователей и центров экономической активности к другим. Только обладая фиксированным набором правомочий (набором обязательств и определенной мерой ответственности) использовать те или иные ресурсы по своему усмотрению, субъект получает доступ к системе рыночного обмена и взаимодействия с другими субъектами, обладающими аналогичными правомочиями.
Матрица прав собственности как бы обволакивает всех субъектов экономического поведения, действующих в рыночном пространстве, и определяет способы и пределы их взаимодействия в процессе обмена экономическими ценностями и выгодами от их оборота. Система правомочий (обязательств) предопределяет и предписывает легальный и легитимный порядок экономических действий, а также их допустимые алгоритмы в соответствии с фиксированным, закрепленным за каждым субъектом набором прав поступать тем или иным образом. Таким образом, конкретная система правомочий определяет порядок действий экономических субъектов по отношению к самим себе, своим партнерам, компаньонам, внешним агентам рынка, государству и лимитирует отрицательные эффекты их максимизационного эгоизма, в том числе непреднамеренных или некомпетентных действий.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экономическая теория"