Конкурентные преимущества многонациональных компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:25, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является анализ понятия конкурентоспособности МНК.

Оглавление

Введение………………………………………………………….3стр.
1.Понятие конкурентоспособности компании…………………4стр.
2. Многонациональная компания (МНК)………………………5стр.
3. Основные составляющие конкурентоспособности МНК…..8стр.
4. Понятие конкурентоспособности на национальном и мировом рынках……………………………………………………………..9стр.
5. Конкурентные преимущества стран………………………….11стр.
6.Достижение конкурентного преимущества многонациональной компанией…………………………………………………………11стр.
Заключение………………………………………………………..14стр.
Список литературы………………………………………………15стр.

Файлы: 1 файл

меж.менедж..docx

— 29.27 Кб (Скачать)

Содержание: 
 
Введение………………………………………………………….3стр. 
 
1.Понятие конкурентоспособности компании…………………4стр.

2. Многонациональная компания (МНК)………………………5стр.

 
3. Основные составляющие конкурентоспособности МНК…..8стр. 
 
4. Понятие конкурентоспособности на национальном и мировом рынках……………………………………………………………..9стр. 
 
5. Конкурентные преимущества стран………………………….11стр. 
 
6.Достижение конкурентного преимущества многонациональной компанией…………………………………………………………11стр. 
 
Заключение………………………………………………………..14стр. 
 
Список литературы………………………………………………15стр. 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение  
 
В условиях перехода к рынку отношения состязательности, так характерные для плановой экономики, заменяются отношениями рыночной конкуренции. "Рыночная конкуренция есть система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг. Она имеет место только тогда, когда производители и продавцы способны реагировать на изменение конъюнктуры рынка, на те или иные действия своих конкурентов… Предприятия вступают в конкурентную борьбу, в конечном счете, ради получения прибыли. Поэтому рыночная конкуренция эффективна только тогда, когда товаропроизводители и продавцы реально заинтересованы в росте прибыли" . Но прибыль не является главенствующей целью экономической деятельности государства, поэтому оно длительное время поддерживает убыточные государственные предприятия (бюджетное финансирование, льготное кредитование) . На первых этапах перехода к рыночным условиям хозяйствования преобладание государственной собственности сдерживает развитие конкуренции. По мере ускорения процесса приватизации, выражающегося в увеличении доли частного сектора, эффективность конкурентного рыночного механизма повышается. В самом общем виде рыночный механизм можно определить как механизм адаптации предприятий к рыночным условиям хозяйствования, а производимые ими товаров (предложения) - к требованиям потребителей (спросу). Главной движущей силой рыночной экономики является конкуренция товаропроизводителей. Рыночная конкуренция определяется как система отношений между самостоятельными хозяйствующими субъектами рынка - предприятиями, выпускающими товары (услуги).  
 
Целью данной контрольной работы является анализ понятия конкурентоспособности МНК. 
 
1.Понятие конкурентоспособности компании . 
 
В классическом понимании, конкурентоспособность рассматривается как способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками на рынках, используя в основном стратегии снижения издержек и дифференциации. Другими словами, конкурентоспособность компании оценивается конкурентоспособностью ее продукции, что, по большей степени, резко сужает и ограничивает возможности повышения потенциала компании упомянутыми выше стратегиями.  
 
Конкурентоспособность компании как единой системы.  
 
Известные конкурентные стратегии в отношении продукции, по большому счету, сводятся к реализации двух типов преимущества: либо лидерства на издержках (и, как следствие, реализация товаров по более низким ценам), либо дифференциации (и, как следствие, более качественное удовлетворение потребностей покупателя).  
 
Безусловно, при диагностике конкурентоспособности компании необходимо проводить диагностику конкурентоспособности ее продукции, так как данная функция является этапом диагностики производственного потенциала компании, и ее результаты имеют довольно большой вес влияния на выбор и реализацию мероприятий по дальнейшему повышению эффективности деятельности компании.  
 
При рассмотрении конкурентоспособности компании как единой системы, необходимо учитывать и другие факторы, непосредственно влияющие на конкурентоспособность и эффективность деятельности предприятия. Так, например, немаловажными для достижения высокого уровня конкурентоспособности являются реализации бизнес-процессов на предприятии, организационная структура компании (взаимодействие подразделений), мероприятия по повышению трудового потенциала.  
 
Конкурентоспособность компании - это комплексный качественный показатель уровня развития организации, сформированный на таких элементах, как:  
 
активность предприятия во внешней среде, с соответствующей способностью к реакции на внешние воздействия;  
 
устойчивость внутреннего развития, обуславливаемая своевременными и позитивными изменениями как результат управляющих воздействий на внутренние бизнес-процессы;  
 
системное обеспечение на основе вышеназванных элементов высокой эффективности деятельности, которая выражается направленностью на результат приобретения конкурентных преимуществ на рынках.

 

2. Многонациональная  компания (МНК).

Многонациональная компания (МНК) является одной из наиболее сложных  форм организации международного бизнеса. Такая компания использует международный  подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а  также комплексную глобальную философию  бизнеса, предусматривающую хозяйственную  деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами.  
Организация, формы и структурные особенности различных МНК могут быть достаточно разнообразными. Тем не менее, можно выделить следующие основные принципы, лежащие в основе МНК и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других форм международного бизнеса:  
 
1. корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;  
 
2. ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;  
 
3. наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний;  
 
4. бессрочный характер существования МНК. Наряду с термином "многонациональный" для определения бизнеса, ведущего международные операции по всему миру, часто используют понятия "мировой" или "глобальный". При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании:  
 
5. применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);  
 
6. стремится закрепить присутствие компании на ключевых региональных рынках;  
 
7. ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.  
 
На сегодняшний день МНК, превратившись в транснациональные группы компаний производственного, торгового, финансового и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономик развитых стран, но и превратились в одну из главных сил мирового хозяйства. Так, если в 1976 г. число МНК оценивалось в 11 000 (с более чем 86 000 зарубежных подразделений), то к началу 1990-х гг. их число перевалило за 35 000 (147 000. зарубежных филиалов). Сегодня в мире действует порядка 50 000 МНК, имеющих около 200 000 подразделений в 150 странах.  
 
МНК лидируют в мировой экономике по различным показателям. В 1996 г. общий объем продаж МНК составил 5,5 триллиона долларов, или 25% мирового ВВП. На МНК приходится, по разным оценкам, от 1/4 до 1/3 мировой торговли. В середине 1990-х гг. активы 500 крупнейших небанковских МНК превысили 30 триллионов долларов, причем 40% активов было размещено за пределами стран, в которых учреждены головные компании. Общая численность занятых в МНК превышает 70 миллионов человек. Аналогичная картина наблюдается и в банковской сфере: из 300 крупнейших банков мира около 100 являются транснациональными, при этом около 2/3 операций они ведут в своих государствах и 1/3 - за границей.  
 
По сути, именно МНК превратили мировую экономику в подлинно международное производство, дали импульс развитию научно-техническому прогрессу в различных его проявлениях, обеспечили повышение технического уровня и качества продукции, рост эффективности производства. Особо следует выделить значение МНК с позиции совершенствования форм менеджмента и организации предприятия, управления его коммерческим, производственно-технологическим и кадровым потенциалом. С этим связано значение, которое придается рассмотрению особенностей организации и управления формируемых МНК интегрированных структур в курсе международного менеджмента.  
3. Основные составляющие конкурентоспособности МНК.  
 
У МНК имеется множество преимуществ по сравнению с другими участниками международных экономических отношений. Прежде всего — увеличение территории своего действия. Расширение сферы деятельности позволяет ум иметь следующие конкурентные преимущества:  
 
они ставят себе на службу природные и людские ресурсы, а также научно-технический потенциал других стран;  
 
проникают на рынки других стран «изнутри», минуя таможенные барьеры зарубежных стран приложения своего капитала;  
 
имея филиалы в разных странах, преодолевают ограниченность внутреннего рынка стран своей резиденции, увеличивая размеры предприятий и масштабы производимой продукции до наиболее прибыльного уровня.  
 
МНК получают преимущества не только от расширения территории эксплуатации, но и вследствие извлечения выгоды из разницы в экономическом положении стран приложения своего капитала. Имея филиалы и дочерние компании в разных странах, МНК могут:  
 
осуществлять быстрый хозяйственный маневр, сосредоточивая те или иные производства в странах с дешевым сырьем и низкими ставками заработной платы;  
 
стремиться получать высокие прибыли в странах, в которых существует низкий уровень налогообложения;  
 
оптимизировать свои производственные и сбытовые программы применительно к специфическим условиям разных национальных рынков;  
 
манипулировать балансами своих заграничных филиалов и дочерних компаний, подчиняя их политику доходов и расходов интересам центральной штаб-квартиры.  
 
Преимущественной чертой развития транснациональных корпораций является развитие в их рамках внутрифирменных отношений. Так, широкое распространение получила внутрифирменная торговля между отдельными филиалами и дочерними компаниями МНК, расположенными в разных странах, которая по своей форме является международной торговлей. Внутрикорпоративный торговый обмен между различными подразделениями транснациональных фирм ограждает их от влияния международной конкуренции, тем самым оказывая большое воздействие на весь товарооборот.  
 
Кроме того, внутрифирменный обмен позволяет транснациональным корпорациям избегать воздействия тарифных барьеров при импорте в страну своего базирования товаров, произведенных ее филиалами и другими подразделениями. МНК нередко освобождаются от уплаты пошлин на ранее вывезенные материалы. 
 
4. Понятие конкурентоспособности на национальном и мировом рынках. 
 
Наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность страны, которая является показателем состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для участия в международном разделении труда и торговле.  
Конкурентоспособность национальной экономики — это сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния важнейших показателей экономики относительно внешних параметров, в силу этого конкурентоспособность национальной экономики проявляется в международной конкуренции. Ее изменения характеризуются такими показателями, как темп роста валового национального продукта, темп роста производительности труда, заработной платы, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в стране, расходы на образование, фундаментальную науку, доля в мировом экспорте и т. д.  
 
Для нашей страны проблема сохранения конкурентных позиций на мировом рынке стоит особенно остро, так как в современных условиях в значительной степени утрачиваются те факторы, которые могли бы обеспечить рост конкурентоспособности в будущем. В связи с этим, еще большее значение приобретают государственная политика по наращиванию конкурентоспособных отраслей экономики и усиление частной инициативы в этом направлении.  
 
Международная конкуренция относится не только к внешним рынкам, но и в равной степени к внутренним рынкам стран с открытой экономикой, где национальные производители конкурируют с иностранными производителями в пределах национальных границ. Поэтому основное понятие конкурентоспособности национальной экономики подразумевает способность национальных компаний производить товары и услуги по ценам и качеству не уступающим их аналогам зарубежного производства, и удовлетворяющих как внешних, так и внутренних потребителей.  
 
Исходя из этого, понятие конкурентоспособности национальной экономики относится не только к компаниям, работающим на зарубежных рынках, но и ко всем российским предприятиям. 

5. Конкурентные  преимущества стран. 
 
Конкурентоспособность страны — мощный аналитический и политический инструмент. Он появился в течение последних двадцати лет. Оценивает, как нации (страны) формируют свое экономическое будущее.  
 
Сегодня конкурентоспособность страны (КС) — одна из самых влиятельных концепций в экономике развития и практической политике, поскольку не только охватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных для стабильного роста неэкономических явлений, таких, как качество политических процессов и общественного управления, уровень образования, научная база, верховенство закона, культура, системы ценностей и информационная инфраструктура.  
 
Применяемая сегодня на практике большим количеством развитых и развивающихся стран концепция КС анализирует, каким образом политика национального правительства способствует развитию конкурентного национального, социально-ответственного бизнеса во благо процветания нации. 
 
6.Достижение конкурентного преимущества многонациональной компанией. 
 
В основе конкурентного преимущества многонациональной компании лежит рост её компетенции, которая во многом определяется способностью к восприятию новых навыков и знаний по менеджменту и маркетингу. Компании, которые способны наиболее быстро “генерировать” новую информацию, оказываются самыми конкурентоспособными. 
Кроме создания новых знаний в самой компании, возможно их получение от других участников рынка. Подстёгиваемые конкуренцией, компании практикуют создание интегрированных структур бизнеса не в последнюю очередь для совершенствования и приумножения опыта и знаний, являющихся активом, превосходящим по значимости даже запатентованные технологии. 
 
Стоит отметить, что жизненно важной функцией организации, нацеленной на достижение конкурентных преимуществ, является функция развития партнёрства между местными и иностранными компаниями. 
Для приумножения опыта и знаний, компании зачастую практикуют вступление в тесное организационное взаимодействие с соперниками-конкурентами. Поглощения конкурентов при экспансии – весьма распространённый способ достижения конкурентного преимущества многонациональной компании. Не так распространено сотрудничество с конкурентами на разных мировых рынках и создание международных стратегических альянсов. 
 
Начиная с 1990-х годов организационное знание (представляющее собой комплекс представлений об изменении поведения организации вследствие получения опыта и знаний) стало необходимым компонентом международного бизнеса. 
 
Организационное знание приобретает всё большую важность по причине сокращения жизненных циклов товаров и технологий на фоне глобализации и ускоренного развития рынков.  
 
Организационное знание содействует как росту компетенции компании, так конкурентных преимуществ. Причём для достижения своих целей компания может использовать потенциал сотрудничества с теми организациями, которые имеют сильные позиции в тех областях, в которых компания стремится быть компетентной. 
 
Рамки международных стратегических альянсов дают международной компании шанс получения возможности использования опыта и знаний своего конкурента-партнёра посредством их интеграции и внедрения для реализации их общих целей. С помощью создания международного стратегического альянса конкретная компания может ослабить груз конкуренции (потенциальной либо существующей) или же вовсе от него избавиться. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
После всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы: 
Многонациональная компания (МНК) является одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса. Такая компания использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами.  
 
На сегодняшний день МНК, превратившись в транснациональные группы компаний производственного, торгового, финансового и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономик развитых стран, но и превратились в одну из главных сил мирового хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Список литературы: 
 
1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М.: Юрист, 2002.  
 
2. Буглай В.Б., Ливенцов Н.Н. Международные экономические отношения: Учебн. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.  
 
3.Дэниэлс Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес. – М.: Дело ЛТД, 1994. – 784 с.  
 
4. Киреев А.П. Международная экономика: В 2-х т. – М.: Международные отношения, 1999.  
 
5. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 1992. – 511 с .  
 
6. Максимова Л.М., Носкова И.Я. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995. – 152 с.  
 
7.Овчинников Г.П. Международная экономика: Учебное пособие. – СПб.: «Полиус», 1998.  
 
8.Фомичев В.И. Международная торговля. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 496 с.  
 
9.Миклашевская Н.А.,Холопов А.В. Международная экономика. – М.: Изд. «Дело и сервис», 2004

 


Информация о работе Конкурентные преимущества многонациональных компаний