Экономический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Современное состояние рынка характеризуется повышением значимости и ценности информации. Увеличиваются темпы роста информатизации общества, потребителю становится доступным все больший объем информации. В этих условиях значение маркетинга растет, а вопрос эффективности использования потенциала маркетингового анализа становится наиболее актуальным.
Переход России к новой системе экономических отношений радикальным образом изменил всю структуру представлений о роли маркетинга. Прежде всего, развитие деятельности отечественных предприятий требует расширения спектра представлений в системе маркетинга для успешного ведения дел и создания достойного имиджа российских фирм на внутренних и международных рынках. Возникает необходимость изучения методик проведения маркетингового анализа в связи с увеличением темпов развития действующих и возникновения новых предприятий.
В условиях усиления конкурентного давления, в особенности у

Оглавление

1. Место и роль анализа в системе маркетинговых исследований предприятия……………………………………………………………………….7
1.1 Система маркетинга. 7
1.2 Понятие, значение и цели маркетинговых исследований. 9
2. Маркетинговый анализ: принципы и методы.. 15
2.1 Методология анализа в маркетинговом исследовании. 15
2.2 Конъюнктурный анализ рынка. 16
2.3 Анализ масштаба и потенциала рынка. 25
2.4 Анализ структуры рынка. 27
Заключение. 30
Список литературы.. 32

Файлы: 1 файл

экономический анализ.docx

— 46.62 Кб (Скачать)

  В виде компенсации спрос стимулируется  расширением кредита на приобретаемые  товары. Моральный износ также  повышает покупательский спрос в  результате прекращения использования  годного еще к употреблению изделия (выход из моды, появление нового, более совершенного и более привлекательного для потребителя товара и т.п.). Моральный износ является косвенным  фактором увеличения спроса.

  Для того, чтобы выяснить степень насыщения рынка товарами, используются специальные выборочные обследования домашнего имущества, в том числе на основе панельные обследования. Выбытие рассчитывается по нормативам средней службы изделия. Физический износ определяется по технологическим нормативам. Здесь же проявляется действие фактора уровня жизни: малообеспеченные семьи стремятся полностью выработать ресурс купленного изделия, до его полного разрушения.

  Оценка  потенциала рынка может быть дополнена  результатами опросов оптовых и  розничных предпринимателей. В них  дается характеристика экономического положения, состояния финансовых и  товарных ресурсов, связей с поставщиками и клиентами. У руководителей  предприятий должно сложиться мнение о перспективах изменения рыночной ситуации, которую выявить путем  опроса.

2.4 Анализ структуры  рынка

  Важнейшей характеристикой конъюнктуры рынка  является его пропорциональность: сбалансированность/разбалансированность спроса и предложения, соотношение  отдельных элементов рынка и  рыночной деятельности. Развитие рынка  осуществляется в координации с  другими компонентами рыночной экономики  и социальной жизни. Пропорциональность, т.е. оптимальное соотношение между  различными элементами рынка, - важнейшее  условие "здоровья" рынка и  его нормального поступательного  развития. Наоборот, всякого рода диспропорции, деформации отдельных составных  частей рынка ведут к кризисным  формам развития, затрудняют и искажают рыночные отношения, делают рынок недостаточно эффективным. Под структурой рынка  понимается место (удельный вес) отдельных  частей/элементов в общем объеме рыночного явления или процесса. Структурные сдвиги – это изменение сложившихся пропорций и соотношений. Степень сбалансированности или разбалансированности рынка это динамический процесс, так как рыночная ситуация постоянно изменяется, закономерности и тенденции структурных сдвигов необходимо постоянно изучать и, по возможности, прогнозировать.

  Структура рынка и отдельных его составляющих является важнейшей качественной характеристикой. Структура рынка поддается маркетинговому воздействию, их необходимо регулировать с помощью экономических рычагов, имеющихся в распоряжении как  рыночных, так и государственных  структур. Это в свою очередь обусловливает  необходимость анализа степени  сбалансированности или разбалансированности рынка.

  Анализ  структуры рынка ставит перед  собой следующие задачи [11]:

  - определение  размера продажи отдельных товаров  и товарных групп; 

  - характеристика  места отдельных товаров в  общем объеме реализованной товарной  массы; 

  - оценка  и анализ структурных сдвигов  в товарообороте; 

  - анализ  и моделирование социально-экономических  и региональных различий товарной  структуры товарооборота. 

  Для изучения структуры рынка используется несколько достаточно эффективных  способов:

  - относительные  величины структуры и координации; 

  - компаративные  (сравнительные) индексы; 

  - балансовый  метод; 

  - индикативный  метод; 

  - методы  неформальных и экспертных оценок.

  Пропорциональность  рынка можно косвенно оценить  с помощью основе наблюдения за некоторыми параметрами рынка, в частности  за изменением товарных запасов. Товарные запасы чутко реагируют на любые  изменения соотношения спроса и  предложения. Превышение спроса над  предложением вызывает сокращение товарных запасов, а превышение предложения  над спросом (или их качественное несоответствие), обычно сопровождается ростом товарных запасов. Сбалансированность спроса и предложения выражает стабильность товарных запасов. Товарные запасы в  данном случае выполняют функцию  индикатора конъюнктуры рынка. Можно  использовать абсолютный показатель изменения  объема товарных запасов, но более точной будет характеристика относительного показателя запасов в днях товарооборота [19].

  С позиции макроанализа рыночной ситуации товарная структура товарооборота отражает степень сбалансированности или, наоборот, дисбаланса спроса и предложения. С позиции оценки уровня жизни населения товарная структура розничного товарооборота служит качественным критерием удовлетворения личных потребностей. В изучении товарной структуры товарооборота существует определенная иерархическая последовательность, позволяющая выделять товарные комплексы, макро- и микрогруппы товаров, которые могут рассматриваться как самостоятельные элементы структуры и как совокупности, состав которых соответственно подлежит структурному исследованию. Совершенно самостоятельно изучается структура продажи товаров производственного назначения, товаров потребительского назначения и услуг.

  В анализе пропорциональности рынка  товарной структуре товарооборота  выделяются товарные группы, удельный вес которых оценивается и  интерпретируется.

  В составе каждого из этих комплексов выделяются важнейшие макрогруппы. Например, в продаже товаров производственного назначения выделяются: продажа сырья, материалов, готовых изделий и комплектующих изделий; в продаже продуктов личного потребления самостоятельно рассматривается структура оптового и розничного товарооборота, выделяется товарная структура товарооборота массового питания, сельскохозяйственного рынка и некоторые другие субрынки[20].

 
Заключение

  С появлением и укреплением системы  маркетинга, как основы рыночной деятельности, процесс маркетингового анализа  вписывается в его рамки и  становится его неотъемлемой составной  частью. При этом происходит обогащение маркетингового исследования идеологией и методологией маркетинга. Современное  маркетинговое исследование требует  умелого использования современной  компьютерной технологии, организации  информационно-аналитического обеспечения  и сопровождения.

  В последние годы в связи с переходом  экономики страны к рыночным отношениям, использование маркетинговых исследований в деятельности предприятий является важнейшим условием их успешного  функционирования.

  В процессе повседневной хозяйственной  деятельности предприятий, функционирующих  в рыночной среде, постоянно возникает  необходимость выборе наиболее эффективных  маркетинговых решений и определении  путей дальнейшего развития. Эти  задачи возникают, как при тактическом, так и при стратегическом планировании. Наиболее типичными задачами тактического планирования являются:

  1) выбор наиболее эффективного  ассортимента производимой и  продаваемой продукции. 

  2) установление цен, обеспечивающих  наибольшую массу совокупной  прибыли. 

  3) формирование наиболее эффективного  пакета заказов на производство  и поставку продукции, товаров  и оказание услуг. 

  4) решение проблем аутсорсинга и осуществления деловой кооперации с партнерами.

  При стратегическом планировании, определении  путей дальнейшего развития, выбора наиболее эффективных маркетинговых  стратегий перед предприятиями  встают задачи:

  1) выбора наиболее эффективных  направлений и видов деятельности.

  2) изменения технологии и организации  производства.

  3) выбора пакета наиболее рентабельных  инвестиционных проектов.

  4) оптимизации организационной структуры  компании.

  Анализ  рынка и рыночных процессов –  необходимое условие функционирования системы маркетинга. Прозрачность рынка, предсказуемость его развития –  непреложное условие маркетинговой  теории и практики. С позиции предпринимателя  анализ в системе маркетинга –  своеобразная лоция, позволяющая уверенно вести корабль бизнеса к намеченной цели.

  Как стратегический, так и оперативный  маркетинговый анализ формируют  и осуществляют свою плановую программу  на основе систематического отслеживания параметров рынка, оценки рыночной ситуации, изучения конкурентов и собственного потенциала. Прогнозирование развития рынка, выявление тенденций его  динамики и структуры, оценки его  устойчивости, степени сбалансированности и т.п. представляют важное направление  маркетингового исследования. Разработка производственных и торгово-сбытовых программ предприятий опирается  на информацию и анализ маркетингового исследования. Концепция современной  системы маркетинга базируется на признании  суверенитета потребителя, что предполагает широкое изучение и моделирование  потребительского поведения на рынке, мнений, предпочтений и требований потребителя.

  Таким образом, любое предприятие, выступающее  на рынке, функционирует в маркетинговой  среде, т.е. совокупности сил и факторов, влияющих на его деятельность. Контролирование  микросреды маркетинга и адаптация  к его макросреде требуют постоянного  анализа изучения характера и  интенсивности этого влияния.

 
Список  литературы

  1. Амелёнков А.А. Маркетинговые исследования и финансово-экономический анализ // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №6. - С. 12.

  2. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 511 с.

  3. Березин И. Маркетинг и исследования  рынков. – М.: Русская деловая  литература, 2001. – 314 с.

  4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология.  – М.: Финпресс, 2004. – 490 с.

  5. Голубков Е.П. О некоторых аспектах  концепции маркетинга и его  терминологии // Маркетинг в России  и за рубежом. - 2002. - №6. - С. 3-7.

  6. Диксон П.Р. Управление маркетингом/Пер.  с англ. – М.: БИНОМ, 2000. – 387 с.

  7. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие/Пер. с нем. – Высшая школа, 2005. – 480 с.

  8. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга, Изд. 2-е, перераб. и доп., 2000. - 256 с.

  9. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент/Пер. с англ. – СПб: ПИТЕР, 2001. – 510 с.

  10. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг/Пер. с фр. – СПб.: Наука, 2006. – 404 с.

  11. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ  в деятельности фирмы. - М.:Издательство «Ось-89»,2000. – 370 с.

  12.Черенков  В. Международный маркетинг: Уч. пособие. - СПб.: О-во «Знание», 2004. - 400 с.

  13. Котлер Ф. «Основы маркетинга» //пер. с англ. В. Б. Боброва – С-Пб: 2003 – 385 с.

  14. Абрамова П.П. «Маркетинг: вопросы  и ответы»// М:2001 – 585 с.

  15. Дихтль Э. В. «Практический маркетинг»// М:2001 – 672 с.

  16. Березин И. Маркетинг и исследования  рынков. – М.: Русская деловая  литература, 2001. – 314 с.

  17. Голубков Е.П. О некоторых аспектах  концепции маркетинга и его  терминологии // Маркетинг в России  и за рубежом. - 2002. - №6. - С. 3

  18. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке Тернополь: АО «Тарнекс», 2002 – 455 c.

  19. Е.П. Голубков Маркетинг: стратегии,  планы, структуры, 2001 – 389 c.

  20. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг, 2002 – 277 с.

Информация о работе Экономический анализ