Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 02:02, шпаргалка
Существуют два фундаментальных факта, которые образуют основу экономики:
1) Материальные потребности общества, то есть материальные потребности составляющих его индивидов и институтов, буквально безграничны или неутолимы.
2) Экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, ограничены или редки.
2.Осн. организационные формы монополистических объединений.
В зависимости
от степени централизации произв.-
3.Последствия чрезмерной монополизации в пр-ти.
Сконцентрировав в своих руках знач. матер.-техн. , финансовые и интеллект. ресурсы, монопол. стр-ры первоначально способствовали росту эффективности пр-ва и сбыта. Однако их господство деформирует конкуренцию, подрывает механизм свободного рыночного ценообразования, обуславливает эк. и соц. неоправданное распределение результатов пр-ва и эк. ресурсов общества. Через механизм монопольных цен монопол. объединения по сути облагают данью все общество. Существенно потеснив конкуренцию монополии при их существенном развитии порождают тенденцию к застою и загниванию. В конечном итоге их всевластие приводит к глубокому кризису в экономике. Достигнутый в индустр. развитых странах в 20-е гг. 20 ст. пик замонополизированности создал обстановку хозяйственного краха. Результатом явился мировой эк. кризис 1929-33 гг. Входе этого кризиса остановление пр-ва происходило на протяжении 4 лет и достигло 40%, безработица - 1/3 рабочей силы, в целом экономика была отброшена на 20-30 лет назад. На преодоление последствий этого кризиса понадобилось более 10 лет, в течении этого периода гос-во взяло на себя активн. регулируюш. роль в экономике, оно восстановило низведенную до ужасно низкого уровня конкуренцию как важнейшую основу механизма функционир. товарного пр-ва и рыночного хоз-ва и важн. одаптор роста эффектив. пр-ва и ускорения НТП. Тип замонополизированности эк-ки в бывшем СССР пришелся на 80-е гг. 20 ст. Практически отсутствующая конкуренция привела к созданию супермонополий в форме министерств и ведомств, которые имели абсолютную власть на рынке в соотв. отраслях н/х. Супермонополия содержит в себе мощный внутренний импульс к тому, чтобы тормозить НТП., снижать качество товаров, неоправданно завышать цену на свою продукцию. Все это привело к развалу бывшего СССР, продолжающегося распада экономики. Единственным действенным средством против монополизма явл. становление и развитие конкуренции при регулирующей роли гос-ва.
4.Антимонопольная политика укр. гос-ва.
Осн. положения антимоноп. политики в Укр. содер. в законе “Про обмежання монополiзму та недопущення недобросовiстноi конкуренцii в пiдприэмницькiй дiяльностi” . В качестве монопольного закон квалифицирует такое положение предпринимателей, когда его доля на рынке превышает 35% , когда у него есть возможность искусственно создавать дефицит товара, завышать цены, ущемлять интересы др. субъектов. Законом предусматривается демонополизация экономики Укр., закон направлен также против дискриминации предпринимателей органами власти, против недобросовестной конкуренции. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и осуществления программ демонополизации возложен на антимонопольный комитет, подчиненный Верх. Совету ,Укр. Он имеет территор. управление на местах. Антимоноп. комитет наделен широкими полномочиями принимать обязательные к исполнению предпринимателями решений . Антимонопольный закон предусматривает также возмещение убытков пострадавшему, причиненных хоз. субъектами в результате их монопольного положения или недобросовестной конкуренции.
39. Необходимость и пути рыночной трансформации экономики Украины.
1.Объективная необходимость перехода к рыночной экономике.
После победы Октябрьской революции 1917г. в России в бывшем СССР и в странах Центр. и Юго-Вост. Европы строилась т.н. Сталинская модель социализма. Эконом. основой социализма провозглашалась т.н. общенародная собственность на средства пр-ва в гос. форме. Гос-во, как субъект собственности, объявл. общенарод. Но в действительности это было тоталитарное гос-во с полным контролем Ком. партии и гос-ва над всеми сферами жизни общества. В таких условиях т.н. общенародная собственность была монополизирована руководством партийно-гос. элиты, которая не была заинтересована в эффективном функционировании нар. собственности, народ тоже не был в этом заинтересован, потому что собственность фактически была обезличена. Но все были заинтересованы в ее легальном и нелегальном присвоении. В условиях ее огосударствления экономика была адменистративно-командной, ее функционирование основывалось на выполнении предприятиями установленных государством заданий и жесткого контроля. Эти неэкон. факторы функционирования н/х игнорировались населением, гасили еще в зародыше инициативу и предприимчивость. Рано или поздно должен был наступить кризис н/х. Еще в нач. 80-х гг. в экономике наблюдались застойные явления, а с середины 80-х начался ее кризисный распад. Кризис адм.-ком. экономики постановил неотложную задачу создания нового хоз. механизма, обеспечивающего эффективность использования всех природно-хоз. ресурсов, укрепление НТП, возрождение хоз. инициативы и предприимчивости. Такой механизм предполагает строгую и четкую персонификацию произв.-хоз. ресурсов, осн. масса объектов гос. собственности должна быть приватизирована. На этой основе должна быть создана рыночная экономика.
Разгосударствление экономики и приватизация собственности.
Одним из главных путей создания рыночной экономики в Украине явл. разгосударствление и приватизация гос. собственности. Приватизация гос. предприятий и др. имущества представляет собой их преобразование в коллективные, акционерные, индивидуально-частные пр-ия. В постсоциал. странах гос. сектору принадлежало около 90% экономики. В Украине намечено приватизировать около 70% произв.-хоз. имущества. Рядом с приватизацией идет создание новых коммерческих пр-ий, структур в том числе с участием иностранного капитала, фермерс. хоз. Приватизация приводит к господству в экономике индивидуальных и коллективных форм частной собственности. Разгосударствление представляет собой выведение из сферы гос. адм.-ком. управления не только основной массы гос. пр-ий на основе приватизации, а также огосударствленных , находящихся в сфере этого управления колхозов и потребительской кооперации. В результате разгосударствления и приватизации возникают новые субъекты собственности на средства пр-ва, экономически самостоят. товаропроизводители. Разгосуд., приватизация, становление смешан. экономики обеспечивают замену внешнего гос. принуждения товаропроизводителей их собственными экон. интересами, замену застоя НТР, оперативным науч.-технич. совершенствованием пр-ва. Приватизацию осущ. фонд гос. имущества Украины, органы приватизации административно-тер. единиц.
Основные способы приватизации и источники средств для ее проведения.
Ocн. способами приватизации явл.: 1. Продажа акций, предварительно преобразованных в открытые акцион. общества гос. пр-ия. 2. Продажа пр-ий на аукционе или по коммерческому конкурсу. 3. Продажа пр-ий не по коммерческому конкурсу, т.е. по лучшему из предложенных условий дальнейшей эксплуатации пр-ия. 4. Выкуп гос. пр-ия арендатором. 5. Выкуп малых , средних пр-ий обществами покупателей, создаваемых работниками пр-ий. Основные источники средств для приватизации: 1. Личные сбережения граждан. 2. Приватизационные имущественные сертификаты. 3. Собственные средства негосуд. юридических лиц. 4. Заемные ср-ва. 5. Иностранные инвестиции. В целом в Украине 30% гос. произв.-хоз. имущества остается в руках государства, 28% приватизируется за приватизац.-имущ. сертификаты, 40% - свободная продажа за деньги. Разгосуд. и приватизация приведут к становлению рыночной экономики лишь при условии устранения монополий бывших гос. пр-ий, при возрождении конкуренции между товаропроизводителями в борьбе за покупателя.
1.Предмет экономической теории
Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.
Существует реальная и теневая Э(уход от налогов).
На долю ТЭ по данным ГКС приходится 25%, по другим источникам - 40-45%.
В любом
обществе решается триединая проблема(Самуэльсон)
Любое
общество располагает ограниченным
количеством экономических
ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ явл. решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.
Английский экономист Лайнен Роббинс(1898-1984) дал следующее определение предмета экономикс, которое широко используется в западной литературе: "Э - это наука, которая изучает поведение человекас точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование(проблема выбора)".
ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.
Марксистское определение.
Экономическая
теория изучает экономические
Самуэльсон.
Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества.
Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю.
Во-первых экономика - это исследование поведения человека в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов.
Во-вторых
экономика исследует
2.Методы и функции политэкономии.
В
науке вообще существует
Эмпирические - состоят в сборе фактов, учете всех происходящих с ними изменений, в их группировке, математико- статистической обработке.
Теоретические
методы являются средством
В
политэкономии теоретические
Посредством
метода абтракции формируются
экономические законы и