Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 02:02, шпаргалка

Краткое описание

Существуют два фундаментальных факта, которые образуют основу экономики:

1) Материальные потребности общества, то есть материальные потребности составляющих его индивидов и институтов, буквально безграничны или неутолимы.

2) Экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

 Акционерный капитал - это капитал акционерного общества.

 Акционерное общество - это такое предприятие, в капитал которого вкладывают свою долю многие участники покупая его  акции.

 

 Любой капитал начинает свое движение с  денег и последовательно проходит три стадии движения. На каждой из этих стадий он принимает соответствующую форму.

 Формула движения капитала:

 СП

  /

 Д - Т ... П ... Т' - Д'

  \

 РС

 L---------+----------+--------

 1  2  3

 На  первой стадии капитал выступает  в форме денежного капитала.

 На  второй - в форме производительного (промышленного) капитала. Эта стадия является главной в кругообороте капитала, т.к. здесь происходит создание новой потребительской стоимости, новой стоимости прибавочного продукта (прибавочной стоимости).

 На  третьей - в форме товарного или  торгового капитала:

 Д' = Д - Д~

 Прибавочный продукт после реализации товара возвращается к производителю в  форме прибыли (Р).

 Прибыль бывает: индивидуальная, отраслевая и  средняя (общая).

 Индивидуальная  прибыль - это прибыль, которую получает каждый отдельный предприниматель.

 Отраслевая - это прибыль, образованная внутри отраслевой конкуренции за более  выгодные условия производства и  сбыта товаров за получение дополнительной прибыли.

 Общая прибыль образуется в результате межотраслевой конкуренции.

 Средняя прибыль - это есть равная прибыль  на равновеликий капитал.

 Цена  производства равна авансированному  капиталу + средняя прибыль.

 Торговый  капитал - это есть обособившаяся  часть промышленного капитала, которая  обслуживает процесс реализации товара.

 Он  имеет свою формулу кругооборота: Д - Т - Д'

 На  авансированном торговом капитале предприниматели  получают прибыль, называемую торговой.

 Торговый  капитал вместе с промышленным участвуют  в обращении средней прибыли.

 Торговая  прибыль - это часть прибыли, которую промышленные предприятия уступают торговле.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 17. Сущность предпринимательства  и условия его  существования.

 В 18 в. это понятие ассоциировалось с понятием "собственник". А. Смит характеризовал предпринимателя, как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует, организует про-во, распоряжается результатами про-ва. Позднее, когда в хоз. жизни происходит отделение капитала-функции от капитала-собственности, понятие "предпр" не совпадает с понятием "собственник" трактуется гораздо шире. Современная западная литература также рассматривает "П" как экономическое организационное творчество, свободное проявление инициативы, новаторства, готовности к риску ради получения прибыли. В законе РСФСР "0 предприятиях и предпр. деятельности" "П" трактуется как инициативная самостоятельная деят-сть граждан и их объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность. Развитие предпринимательства предполагает наличие ряда условий:

 1.предпринимательское  хоз-во означает наличие субъекта определенной совокупности свобод и прав по выбору вида хоз-ой деятельности, по формированию произв-ой программы, по выбору источника финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлении на нее цен, рапоряжению прибылью.

 2. Предпр-ство означает наличие прав собственности на средства производства, произведенный продукт и доход.

 3.Необходимы: определенная экономическая среда и социально-политический климат, которые бы реально обеспечивали, а не просто декларировали самоуправление, свободу хозяйственного выбора, возможность инвестирования дохода. Говоря шире -необходим рыночно конкурентный режим хозяйствования.

 4. Свободное  предпринимательство предполагает многообразие форм, видов и типов собственности, а следовательно и присвоения (Коллективная, государственная, индивидуально-частная, частно-корпоративная).

 Экономическая среда предпринимательства состоит  из: экономической обстановки, политической ситуации, правовой среды, физической географической среды, институциональной организационно-технической среды, включая всю совокупность институтов от рекламных агентств до банков.

 18. Организационные  формы предпринимательской деятельности. Составляющие стоимости вновь созданной продукции.

 Самостоятельно  хозяйствующий субъект наз.предприятием, если он создан в порядке, установленным  действующим законодат-вом и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

 Предприятие образует юр.лицо, имеет наз-ние и  печать, р/счет в банке. Юр.лицом принято  считать орг-цию, представляющую в  едином лице входящих в нее отдельных  субъектов, имеющую в распоряжении обособлен.имущество, несущую самостоятельную имуществ. ответственность, выступ-ю в кач-ве самостоят-го субъекта права в роли истца, так и ответчика.

 Предприятие м.осуществлять производств., коммерч., научно-исслед., инвестиционную и др. виды деятельности в соответ-вии с уставом предприятия, а также решать вопросы,связанные с развитием социал.сферы (стр-во жилья для раб., содержание д/отдыха, д/лагерей, мед.учр-ний и т.д.), проводить природоохранные мероприятия, модернизацию произ-ва...

 Ф-ции предприятия: организует производств.процесс, ведет бух.учет, проводит поисковые научно-исслед.и маркетинговые исследования, платит налоги, заключает договора с др.предприятиями и др.

 Организационно-правовые формы предприятий (ОПФП).

 ОПФП - это определенные, установленные з-ном и нормами хоз-го права формы организации и стр-ры упр-ния. Они дают возможность чел-ку, гражданину, коллективу, обрести официальный, правовой статус хозяйствующего субъекта.

 Самостоятельно  хозяйствующий субъект наз.предприятием, если он создан в порядке, установленным действующим законодат-вом и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

 ОПФП  в целом зависят от форм собств-сти  на имущественных комплекс предприятия. Т.обр., предприятия делятся на гос. (муниципальные) и частные (акционерные, кооперативные). Последние различаются в завис. от числа владельцев предпр-я, от ответственности за деят-тью предпр-я, от способов вкл. капитала в общий капитал.

 ИЧП основано на личной собственности граждан (одно лицо владеет и получает весь доход и несет всю ответственность).

 Полное  тов-щество основано на долевой собств-сти  членов, и не является юр. лицом. Все  члены несут полную ответственность. Прибыль делется пропорц-но вкладам.

 Смешан. тов-щество (коммандитное) основано на долевой собст-сти. Оно вкл.действит. членов (комплементариев), к-рые несут  полную ответств-сть, и членов-вкладчиков (коммандистов), несущих ответств-сть  в пределах своего вклада. Смеш тов-во - юр. лицо.

 Тов-во с огр. ответ-стью (ТОО, акционерное  общ-во закр.типа) - его усавной капитал  образ. только за счет вкладов учредителей. Каждый отвечает в пределах своего вклада. Прибыль распред. пропорц. вкладу. Гл. особенность - запрет на продвжу своих паев на открытом рынке.

 Акционерн. общ-во открыт. типа - денежн. средста  образуется путем выпуска и продажи  акций. Владельцами акций могут  быть юр. и физ. лица. Акционеры несут  ответств-сть в пределах суммы  своих акций. Направления и хар-р  деят-ти АО м.б.различными, общей явл. цель - получ.прибыли.

 Объединение предпр-тий создается на основе договора (межфирм-го соглашения) в формах союза, ассоциации, концерна, межотрасл. или  территор. объединений.Цель - в осуществлении  дорогостоящих инвестиц. проектах, взаимном обслуживании участников ассоциации. Имщество явл. совместн. для ее членов.

 Концерны - это форма договорных крупных  сверхобъединений обычно монопольного типа. Важнейший признак - единство собств-сти входящих в них фирм, предпр-тия, банков. Держателем контр.пакетов акций всех предпр-тий концерна явл. холдинговая компания. Мех-зм принятия решений в АО позволяет холдингу влиять на хоз., коммерч решения предпр-тий-членов концерна. холдинг направляет их деятельность в интересах концерна. Холдинг осуществляет централизацию и пеерераспределение фин средст участников концерна.

 Консорциумы - временное объдинение предприятий  образуемые для решения конкретных задач, осуществление крупных инвестиционных, научно-технич., социал-х, экологич. проектов. Предпр-тие м.б. членом неск. консорциумов одновременно.

 Хозяйств. ассоциация - объединение предпр-тия  в целях углубления специализации  и развития кооперац-х связей, организация  совместной деятельности. Для нее  характерны менее тесные связи между  предприятиями, возможность одновременно быть членом сразу неск. ассоциаций, централизация меньшего числа управленческих ф-ций, носящих сервисный хар-р.

 Ассоциативные организац.стр-ры характерных для  предпр-тий кап.стран:

  картель - договорное объединение предприятий, в основе лежит соглашение о квотировании объемов произ-ва, ценах реализации, условиях продажи, разграничении рынков сбыта. Каждое предприятие юридич. самостоятельно;

  синдикат - форма договорного объединения предприятий, предполагающая централизацию снабжения членов синдиката и сбыта производимого ими продукта. Т.обр., устраняется конкуренция между его участниками в обл. сбыта и закупок сырья. Коммерческая самостоятельность членов синтиката утрачивается полностью, производственная - частично. Предприятие юридич. самостоятельно. Участниками синдиката м.б. не только предприятия, но и объединения, концерны, тресты;

  тресты - форма объединения предприятий, при к-рой они полностью утрачивают свою юр., коммерч и произв. самостоятельность и подчиняются единому управлению.

 Предприятие, созданное на основе аренды и выкупа имущества труд.коллективов. В рез-те формируется смешанная государственно-коллективная собственность.

 
 
 
 
 
 

Обмен товаров предполагает равенство  и независимость собственников,поэтому  он явл.эквивалентновозмездным и предполагает измерение величины стоим-ти товаров обмениваемых.Стоим-ть товара образ-ется затратами абстракт-го труда и следов-но может быть измерена величиной этих затрат.Естественой мерой труда явл. рабочее время.Производители одноименных потребит-х стоим-й различны между собой произ-м опытом навыками уровнем квалификации.Рабочее время у них различное индивидуальное.Поэтому раб.время,необходимое для произ-ва товара,различное.Но все произво-е ими товары однокачествены и взаимозаменяемы поэтому величина стоим-ти у всех экземпляров товаров данного рода одинакова.Стои-ть товара формиру-ся и измеряется не индивидуальноа общес-но-неободимым временем.ОНРВ—время необходимое для произв-ва единицы того или иного товара при общес-но нормальных условиях произ-ва,т.е. при среднем техничес-м,энергетич-м вооруженности труда при среднем его интенсивности ,сред.уровне квалификации и др.средн.условиях произ-ва.Основными формами опредля-е величину стоим-ти товара явл:1ОНРВ;2Соответственые структ-ры товарной массы и обществеых потребностей товара или степень полезности конкретных товаров. 

ОНРВ  для произ-ва данного товарного  продукта---это индивидуальное раб. время тех товаропроиз-лей,которые  произ-ят основную массу продуктов  данной производит.стоим-ти.ОНРВ определяет величину стоим-ти товара при более или менее полном соответствии струк-ры предполагаемой товарн.массой потребностей в ней.Такое соответствие явл. идеальным случаем и ОНРВ  явл.лишь центром тяготения величины стоим-ти.В реальной дейст-ти имеет место известное неравновесие между структ-ми произ-ва и потребления.Оно изменяет условия произ-ва и реализ-ции товаров,модифицирует стоим-ть и приводит к образова-ю рыноч.стоим-тей товара.При повышении произ-ва дан-о товара над обще-ой потреб-тью в нем рыноч-ой стоим-ой единицей этого товара опред-ся уже болеенизкими затратами труда.При недостаточности товар-й массы данного рода в сравнении с потребительностью людей ,рыноч.стои-ть регулирует уже более высокие, чем средние затраты раб.времени.

Информация о работе Экономическая теория