Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:29, реферат
Глава 1. Зарождение экономической теории. ………………………..………. 3
Глава 2. Экономические законы и экономические категории. ……….……... 5
Глава 3. Производство и его особенные формы. …………………..………… 7
Глава 4. Основные факторы общественного производства. ……………….. 13
Глава 5. Роль человека в современной экономике. ……………………….… 18
ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Данная тема занимает особое место в структуре общей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.
Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. При изучении этой темы студенты получают представление о целом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса.
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.
Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука
Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.
|
22.10.2011 |
СОДЕРЖАНИЕ.
Глава 1. Зарождение экономической теории. ………………………..………. 3
Глава 2. Экономические законы и экономические категории. ……….……... 5
Глава 3. Производство и его особенные формы. …………………..………… 7
Глава 4. Основные факторы общественного производства. ……………….. 13
Глава
5. Роль человека в современной экономике.
……………………….… 18
ГЛАВА
1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ
Данная тема занимает особое место в структуре общей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.
Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. При изучении этой темы студенты получают представление о целом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса.
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.
Жизнь
людей чрезвычайно
Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.
Экономическая мыль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427 – 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), сформировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.
Мыслители Древнего Рима – Сенека (4 – 65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39 – 55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которой, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не есть». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.
Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике.
Итак,
как прикладная наука о ведении
хозяйства, экономическая наука
возникла в период рабовладельческого
строя. Но только в XVI – XVII вв. появилось
ее название – политическая экономия
(от греческих слов: «политейя» - общество,
«ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон).
Таким образом, политическая экономия
– наука о законах функционирования общественного
хозяйства в рамках государства. В самостоятельную
науку политическая экономия превращается
в начале XVII в.
ГЛАВА 2.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ЗАКОНЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
КАТЕГОРИИ.
Все
экономические явления и
Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов – закономерности развития общества. В этой системе неверно выделять какие-то основные, главные законы. С позиций системного подхода к анализу общественной жизни все законы важны и взаимосвязаны. Нарушение в использовании одного закона нарушает всю систему и равновесие в обществе.
Экономическая наука классифицирует законы в общей системе по крупным группам: специфические м общеэкономические законы.
Специфические экономические законы – это законы развития конкретно-исторических форм хозяйствования.
Общие
экономические законы – это законы,
свойственные всем историческим эпохам,
они связывают их в единый исторический
процесс поступательного развития. Это
законы возвышающихся потребностей, разделения
общественного труда и другие.
ГЛАВА
3. ПРОИЗВОДСТВО И
ЕГО ОСОБЕННЫЕ
ФОРМЫ.
Человеку, чтобы сохранить себя, нужна совокупность материальных условий и благ. Все блага, необходимые человеку, делятся на 2 группы. Первая группа – блага, которые могут быть усвоены без каких-либо усилий. Эти блага находятся в среде человеческого обитания и пригодны к употреблению без переработки. Вторая группа – блага, которые человек не может себе доставить просто так. Получение этих благ требует усилий с его стороны, и надо совершать определенные действия, чтобы их стало больше. Например, разведение пчел и увеличение производства меда.
Вторая группа благ отличается от первой тем, что прежде чем потребить в необходимом количестве, их надо произвести. Эти производимые блага называются экономическими. В литературе их называют продуктом. Именно продукт – исходный пункт всех наших дальнейших рассуждений. Изготовление материальных благ и услуг совершается в процессе производства.
Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длинный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование человека.
Различают материальное и нематериальное производство. Первое включает отрасли по производству материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.). Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и изготовлением духовных ценностей (здравоохранение, образование и т. д.). Это два взаимосвязанных вида производства, когда одно без другого не может существовать. Соотношение между ними предполагает гармоничное развитие общества.
Процесс
производства одномоментно предполагает
и процесс потребления. Более того, можно
сказать, что производств – это процесс
создания материальных благ и услуг и
процесс потребления их как факторов.
Продукт как результат одного производства
потребляется в последующем производственном
процессе, образуя объем так называемого
производственного потребления. Учитывая
неразрывную связь производства и потребления,
можно сказать, что и продукт есть результат
динамики и взаимопроникновения двух
этих явлений.
Продукт | |||||||||||
Производство | Потребление | ||||||||||
Потребление - производство | Потребление - производство | Потребление - производство | Потребление - производство | Потребление - производство | Потребление - производство | ||||||
Начало | Процесс | Результат | Начало | Процесс |
Результат | ||||||
Подготовленные
ресурсы А |
Нереализованная
цель – готовый продукт [В] |
Целесообразное
использование ресурсов А-[А] |
Производство
частей готового продукта [В]–В |
Израсходованные
ресурсы [А] |
Готовый
продукт (непосредственная
цель достигнута) В |
Готовый
продукт как материал
для потребления В |
Неудовлетворенная
потребность [А] |
Потребление
продукта В-[В] |
Удовлетворение
потребности [А]-А |
Потребленный
продукт [В] |
Удовлетворенная
потребность А |
Цель всех стадий потребление | Цель всех стадий - производство |