Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:15, реферат

Краткое описание

кономическая теория – это совокупность теорий изучающих использование ограниченных ресурсов.
Содержание эк-ой теории включает:
законы, принципы, модели, обобщения эк-ого поведения субъектов и институтов.

Файлы: 1 файл

Экономическая теория2.docx

— 57.37 Кб (Скачать)

Экономическая теория – это совокупность теорий изучающих использование ограниченных ресурсов.

Содержание эк-ой теории включает:

  • законы, принципы, модели, обобщения эк-ого поведения субъектов и институтов.
  • механизмы или способы передачи и преобразования процессов.

Особенности эк-ой теории:

  1. в структуре эк-ой теории выделяют 2 области:
    • макроэкономика – изучает экономику как систему в целом, отдельные крупные секторы экономики.
    • микроэкономика – изучает поведение отдельных субъектов с точки зрения условий их эффективности ( условия оптимума производителя)
  1. Эк-ая теория – это методологическая основа других конкретно эк-их дисциплин:
    • отраслевые дисциплины – экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
    • функциональная – маркетинг, финансы, налогообложения, менеджмент
    • межотраслевые – эк-ая география, демография, статистика.
  1. функции эк-ой теории:
  • познавательная – объясняет суть процессов и явлений (фиксирует их как факт; определяет природу и законы (развития) движения)
  • практическая –разрабатывает принципы, методы и стратегию поведения субъектов.
  • прогнозно-прагматическая – дает прогноз развития; разрабатывает сценария выхода из кризиса.

классификация благ:

  1. свободные благо – созданные природой, имеются в неограниченном кол-ве, имеют нулевую цену на рынке. По мере развития экономики и общества природа этих благ модифицируется.
  2. тиражируемые или информационные благо – это благо, которые можно получить в одном экземпляре и растиражировать в любом кол-ве практически бесплатно. Владелец благо не контролирует его использование, роль в этой категории возрастает.
  3. экономические благо – несвободные благо, созданы людьми, за их использование нужно платить, существует проблема их производства и распределения. Для их производства используются экономические ресурсы, т е ограниченные, редкие благо относительно:
    • неограниченных целей и потребностей
    • относительно знаний и технологий

Классификация эк-их ресурсов:

  1. труд или трудовые ресурсы (доход, которые приносят эти ресурсы) который приносит доход владельцу в виде зарплаты.
  2. капитал, которые приносит доход в виде %.
  3. природные (невоспроизводимые ресурсы) или земля, которые приносят доход в виде ренты.
  4. предпринимательские способности- приносят доход в виде прибыли.

Основная проблема экономики противоречие между ограниченными ресурсами и неограниченными целями и потребностями.

Микроэкономика – это область эк-ой теории, изучающая поведение отдельных эк-их субъектов в процессе производства, обмена и потребления товара и услуг с целью удовлетворения их потребностей посредствам использования ограниченных ресурсов.

метод – это средство дальнейшего познания.

методология – совокупность методов и принципов познания. Сюда включается понятие подходов.

Формальная логика – приемы и методы познания в любой области науки:

  • анализ – разделение целого на составляющие части
  • синтез – соединение одних частей в целое
  • индукция – основан на умозаключениях от частного (особенного) к общему
  • дедукция – метод основанный на умозаключениях от общего к частному или особенному.

Эк-ая теория использует 2 методологических подхода к анализу эк-их явлений:

  • позитивный подход (анализ) – это объективный анализ на основе изучения фактов и факторов. Позитивное утверждение это утверждение основанное на анализе фактов. Позитивный анализ позволяет ответить на вопрос, что имеет место быть в экономике. Позволяет установить причинно-следственные явления в экономике.
  • нормативный подход – дает субъективную оценку явлениям. Нормативное суждение – это суждение оценочного характера о том, что следует и не следует делать в экономике. Нормативный подход позволяет ответить на вопрос, что должно быть в экономике и какую следует проводить эк-ую политику. Нормативное суждение основано на анализе позитивных подходов.

моделирование один из основных методов  исследования в экономике. Различают  разновидности:

  • графических моделей:

P                          S

            Q   


  • аналитический:

Qd=a-bP

  • вербальные

Модели бывают 2 типов:

  1. оптимизационные – принимаются при анализе поведения эк-их агентов для определения оптимального варианта производства и потребления. MC=MR.
  2. равновесные модели – определяют условия взаимоотношений агентов, которые приводят систему к равновесию. NX+(Y-S)=0 – модель равновесия платежного баланса.

                             Рынок как  способ  самоорганизации  экономической  системы

1)Типы  экономических   систем. Рыночная  экономика и   ее  субъекты.

Экон-кая система- это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих экон-кую структуру об-ва. Экономические системы разнообразны  для их  классификации используют  2  основных  критерия. а) доминирующая  форма собственности. б) Способ  координации и управления  экономической дея-ности: ТИПЫ:

-Традиционное-натруральное  хозяйство или производство  для внутреннего пользования. Главная форма собственности: общинная или другой  соц. группы.  Способ  координации по  средствам традиций,  обычий и механизмов  соблюдения.

-Плановая – ведущая роль  государства.Форма соб-ности  общенародная  или гос-ная способ  координации централизованное планирование хоз-ной дея-ности.

-Рыночная- свобода выбора  и конкуренции на  основе   рыночного обмена.Доминирующая  форма соб-ности  честная, способ  координации рыночный  механизм.

- В  большинстве современных   стран  распространена  следующая   смешанная  экономика: Характеристика: Сочетание  всех  3-х  типов:  Гос-ное  регулирование +  повышение роли  институтов в управлении экон-кой дея-ностью.

РЫНОК- это форма связей  самостоятельно принимающих экономические решения субъектов.

Структура- внутренние строения  элементов системы. Структуры многообразны,  единой  структуры рынка не  существует. Рынок структурирует по  следующим примерам:

-По  объектам  рыночных  отношений

- По  субъектам  рынка (рынок   потребителя, рынок  продавца)

-По  географическим  границам  рынка

а) местный- недвижимость

б) Национальный – экспорт

в) мировой – нефть

-По  уровню  конкуренции

Инфраструктура- это  совокупность  институтов  обеспечивающих  его функционирование. Биржи (фондовые, валютные), Банковский  сектор (оптовая  и  розничная торговля).

ВЫВОД: все элементы  инфраструктуры  взаимосвязаны.

Субъекты  рыночной  экономики

1)Домохозяйство – это  экономические   единицы  в  составе  одного  или  нескольких  лиц их  функции: а) продажа экономических   ресурсов или  факторов приз-ва  на  рынке ресурсов.б) принимают решения о расходах . в) Цель  максимизация полезности.

2) Фирма- это экономически  и юридически самостоятельные единицы.

Функции:а) преобритание  ресурсов , б) определяют,  что как и где производить,  в) цель  максимизации  прибыли,  г)государство- это экономические,  политические  и юридические институты, обеспечивающие функционирование рынка., д) Заграница- это экономические субъекты  имеющий центр экономического интереса  за  рубежом. Функции: а) обмен товарами,  капиталом и валютой.

2.Модель кривой проз-ных  возможностей(кривой трансформации) КПВ.

Экономика  использует редкие ресурсы  для  производства товаров и  услуг. Альтернативные  выбора показывает  модель  КПВ.

Условия (допущения) моделей

Модель – это упрощенное представление  деятельности с  целью  выделения  главного  в  концентрированном  виде.

1)Экономика  производит  2  продукта(потребительские  блага  и инвестиционные  блага)

2)Технология  неизменна

3) Отсутствует внешне  экономические   связи.

Построение  моделей:

По  вертикали оси  отложим  кол-во  единиц  товара  у. По  горизонтальной  оси отложим кол-во  единиц товара  хàполучим  кривую  АВСД. Кривая АВСД  показывает границы  произведенных возможностей  субъекта. Комбинации  товаров  которые характеризуют максимально возможные объемы  произ-ва  при данном  уровне  ресурсов. Кривая  КПВ иллюстрирует  3  фундаментальных эк-ких принципа.а) агрониченность  ресурсов в точке F недостижима при данном  уровне используемых  ресурсов. В точке I отражает неполное использование ресурсов, т.к.  можно увеличить произ-во  х при этом  не  уменьшая  объем произ-ва  у. б)необходимость  выбора в  условиях  ограниченности. Все  точки  на  КПВ  показывают  эффективные  объемы  по  Парето: это  такое  комбинирование ресурсов  при котором  невозможно увеличить произ-во  одного  товара  без сокращения  другого. Необходимо  выбрать 1 оптимальный выпуск. в)Наличие  альтернативных  издержок,  о чем свидетельствует убывающий характер  кривой  А.Это  кол-во  единиц  товара у,  от  которого следует отказаться для производства  1-ой  дополнительной  единицы х.

   АС= Ау /Ах *Асà( F')

Альтернативные  издержки  это  стоимость «жертвы»  или  лучшей  альтернативы  использования  ресурсов.

Спрос (D) – потребность в каком-либо товаре, продукте, подкрепленная денежными ресурсами. Это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Величина спроса(Qd) – это кол-во товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители в данное время, в данном месте, приданных ценах.

Спрос находится на стороне потребителя.

Объем спроса (Q) – это максимальное количество товара, который покупатель готов купить при данных рыночных условиях при данной цене за определенное время.

ФУНКЦИЯ СПРОСА – это зависимость  объема спроса от факторов его определяющих.

Количественную зависимость между  величиной спроса и определяющими  его факторами (детерминантами) называют общей функцией спроса.

Qd=f(P1,...Pn, N,R,T,E,X) -общая функция спроса, где:

Qd – величина спроса, P1 – цена на данный товар, Pn – цена на другие товары, N – число потребителей на рынке, R – доход потребителя, T – потребительские предпочтения, E – ожидание потребителей, X – другие факторы.

Функциональную зависимость  Qd и P1 можно представить 3-мя способами:

  1. табличный
  2. аналитический. Для линейной функции спроса это зависимость примят вид Qd=a-bP
  3. графический

Обратная зависимость между  ценой и величиной спроса универсальна и отражает действия закона спроса: если цена на какой-либо товар снижается, все другие параметры неизменны, то величина спроса на товар возрастает. Закон спроса: с повышением цены товара, объем спроса падает. (Закон падающего спроса).

Анализируя кривую спроса следует различать:

  • изменение величины спроса, т е движения точки вдоль кривой при изменении цены и неизменности других факторах (при прочих равных)
  • сдвиг или изменение спроса при изменении неценовых факторов и неизменности цены на данный товар.

Неценовые факторы спроса:

  • доход потребителя: с ростом дохода спрос возрастает на нормальные товары, качественные. На низко-качественные уменьшается.
  • число потребителей: рост числа ведет к росту спроса поскольку рыночный спрос равен сумме индивидуальных спросов.
  • число товаров заменителей (субституты): увеличение цены на один товар ведет к росту спроса на другой.
  • число товаров комплиментов (дополняющие): рост цены на основной товар ведет к снижению спроса на дополняющий.

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке.

Величина предложения – кол-во товаров и услуг, которые производители готовы продать в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Функция предложения – зависимость величин предложений от других параметров рынка:

Qs=f(Pi,...Pj, C, T)

Qs – величина предложения; Pi – цена на данный товар; Pj – цена на другие товары; C – издержки производства T – налоги.

если допустить неизменность неценовых  факторов, то можно перейти к функции  предложения от цены и дать ей графическое  изображение:


P                S

                         Q                                  Qs=C+dPi


Для большинства товаров кривая предложений имеет положительный  наклон.

Закон предложения: если на какой-либо товар цена увеличится при  неизменности других факторов, величина предложения данного товара увеличится.

Причины положительного наклона  кривой предложения:

  • с ростом цены, возрастает число производителей
  • с ростом цены возрастает прибыль, что ведет к перетеку производителей из других отраслей
  • рост цены соответствует росту альтернативной стоимости с увеличение объема предложений
  • уменьшение цены ведет к уменьшению предложения, т к неэффективные фирмы уходят с рынка

Следует различать:

  1. изменение величины предложения, т е движение точек вдоль кривой предложения с изменением цены и неизменности других факторов.
  2. сдвиг или изменения предложения. Под воздействием неценовых факторов и неизменности цены.

Неценовые факторы:

  • издержки производства
  • уровень налогообложений
  • технология производства
  • кол-во производителей
  • цены на товары произведенные совместно

Информация о работе Экономическая теория