Модель рынка совершенной
конкуренции:
- много продавцов и много покупателей
- товар стандартизирован, не уникален
- производитель не влияет на цену
- отсутствуют барьеры входа на рынок
В условиях рыночного равновесия
появляются:
- потребительский излишек (потребительский выигрыш), поскольку равновесная цена ниже максимальной цены спроса
- излишек (выигрыш) производителя, поскольку равновесная цена выше минимальной цены, которую могут предложить эффективные производители.
Pmax
S
а) выигрыш потребит
Pe
а) E
б) выигрыш производителя
б) в)
в) издержки произ-ва потребителя
0
Qe
S
Q
Как определить выигрыш:
- потребитель готов заплатить сумму, которая определяется площадью -->
0 PmaxEQe
- фактически потребитель платит --> 0PeEQe
- тогда потребительский издержек --> 0PmaxEQe-0PeEQe
--> PePmaxE
Издержек производителя:
- TR=Pe*Qe --> 0PeEQe
- издержки производства 0PminEQe --> излишек производителя 0PeEQe-0PminEQe=PminPeE
Вмешательство гос-ва в рыночный механизм
приводит к потерям, рассмотрим воздействие
которое оказывает введение налога t на
одну единицу выпуска товара.
Pe , Qe --> равновесие на рынке;
S--> перемещается в S1 --> в результате
введения налога t; D--> не меняет положение
т к спрос не изменяется. Новое равновесие
на рынке: Pe’ , Q’e--> E’; P’e
– это цена спроса потребителя, P”e
– цена предложения, которую получает
продавец без налога, т к налог вернет
гос-ву.
В результате введения налога:
- потребительский излишек уменьшится
- излишек производителя уменьшится
- появится «мертвый груз» - недоиспользование ресурсов.
Эластичность – степень реакции зависимой переменной
Qd, Qs на изменение независимой P(цена) у(доход)
другие факторы.
Какую оценку этой степени позволяет
дать коэффициент эластичности спроса,
который показывает на сколько % изменится
величина спроса при изменении цены на
1%.
Ценовая эластичность
спроса в различных точках линейной
кривой спроса различна. Для оценки
ценовой эластичности спроса применяются
различные методы:
- Метод точечной эластичности. Можно определить:
- как отношение приращений: Ep=/\Q/Q:/\P/P=/\Q//\P*P/Q
- дифференциальном виде где Ep=Q’(P)P/Q Q’(P) – производная функция спроса по цене; P/Q – координаты точки, в которой определяется эластичность
- Дуговая эластичность спроса
На практике эластичность изменяется
в ценовых интервалах посредствам
дуговой эластичности спроса.
Характеристика Видов
эластичности. В зависимости от абсолютной
величины коэффициента возможны 3 ситуации
по характеристике эластичности:
- если коэффициент эластичности >0 но <1, то спрос не эластичен. не эластичный – процентное изменение величины спроса уступает процентному изменению цены:
Ep=%/\Q:%/\P=2%/4%=0,5% выручка растет, если цена
растет и сооветственно выручка падает,
цена
снижается.
- Если |E|>1--> спрос эластичен. Это означает, что процентное изменение цены величины спроса превышает процентное изменение цены. Тогда выручка растет если цена снижается, и выручка снижается если цена возрастает. Ep=%/\Q:%/\P=4%:2%=2%
- Если коэффициент эластичности=1 при изменении цены выручка не изменяется. Ep=%/\Q:%/\P=4%:4%=1
- В теоритических моделях рассматриваются еще 2 ситуации: Ep=0 абсолютно неэластичный спрос. при любом изменении цены спрос остается постоянным
- бесконечная эластичность спроса. при неизменном изменении цены спрос возрастает до предела покупательской способности.
Коэффициент эластичности
по доходу позволяет дифференцировать
товары:
- нормальные/качественные товары – спрос на них возрастает с ростом дохода. Коэффициент эластичности по доходу >0 Ei>0. В зависимости от величины коэффициента нормальные товары на 3 группы:
- 0<Ei<1--> это товары первой необходимости
- коэффициент эластичности = 1 Ey=1--> товары второй необходимости
- коэффициент эластичности по доходу =1 Ei>1-->предметы роскоши
- некачественные низшие товары. Ei<0 с ростом дохода на эти товары снижается значение коэффициента эластичности спроса по доходу показывает тенденцию или прогноз развития отрасли. С ростом коэффициента эластичности по доходу тем активнее рост отраслей
Перекрестная эластичность – это
мера реакции спроса на один продукт
в результате изменении цены другого
продукта. Знак коэффициента перекрестной
эластичности (Exy) отражает характер связи
между товарами:
- взаимозаменяемые товары (субституты) Exy >0 Рост цены на один товар ведет к росту спроса на другой
- взаимодополняемые товары Exy<0 если цена на 1 товар снижается, то спрос на другой товар возрастает
- независимые товары Exy=0 перекрестная эластичность по некоторым видам товара ассиметрична. Если цена на мясо снижается то спрос на кетчуп возрастает.