Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:25, доклад
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров. При этом конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
1. Конкуренция, как важнейший элемент рыночного механизма
1.1 Понятие и сущность конкуренции
1.2 Классификация конкуренции
1.2.1 Виды конкуренции и методы конкурентной борьбы
1.2.2 Современные подходы к конкуренции
2. Особенности конкурентной борьбы в России
2.1 Основные направления формирования конкурентной среды в России
2.2 Антимонопольное законодательство как инструмент регулирования конкурентной борьбы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Конкуренция, как важнейший элемент рыночного механизма
1.1 Понятие и сущность конкуренции
1.2 Классификация конкуренции
1.2.1 Виды конкуренции и методы конкурентной борьбы
1.2.2 Современные подходы к конкуренции
2. Особенности конкурентной борьбы в России
2.1 Основные направления
формирования конкурентной
2.2 Антимонопольное
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Конкуренция как метод
экономического контроля стоит обществу
минимальных затрат, но является при
этом важной силой, которая постоянно
толкает производителя на сокращение
издержек производства и цен, стимулирует
борьбу за потребителя и улучшение
качества товаров. При этом конкуренция
является обязательным условием существования
рынка. Если она по сути, а не по форме
отсутствует, то отсутствует и рынок
как общественная форма экономических
связей. Наличие конкуренции - естественное
состояние рыночных отношений, при
котором их субъекты побуждаются
к активной предпринимательской
деятельности. Конкуренция является
эффективным регулятором
Цель данной работы, показать
важность конкуренции в рыночных
отношениях и отсутствие самого рынка
без нее. В подготовке этой работы
использовались как электронные
ресурсы, так и учебная литература.
Список всего проработанного материала
приведен в разделе «Список
Работа подразделяется на 2 главы:
В первой главе приведены
определения, понятии и виды. Так
же там рассмотрены основные конкурентные
структуры, характеризующие виды рынков,
методы конкурентной борьбы, ее классификации
и современные подходы к
Во второй главе показано
состояние конкуренции в
1. Конкуренция, как важнейший элемент рыночного механизма
1.1 Понятие и сущность конкуренции
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом. «Конкуренция -- ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».[8, c. 16]
Толкование понятия
Такое понимание конкуренции, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия. Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка. Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия». Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели -- организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя -- осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.
Другой австрийский экономист и политический философ -- Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать. [2, с. 39-40] Неизбежные для такого “прорыва ” потери Хайек связывает не с разрушительным характером конкуренции как таковой, а с принципиальной непредсказуемостью поступков людей. Более того, он полагает, что конкуренция ценна лишь постольку, поскольку ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от тех, которые кто-либо мог запланировать.[3,c. 42]
Нетрудно заметить, что большие ученые, исповедуя функциональное понимание конкуренции, на самом деле были мало озабочены тем, чтобы дать ей “правильное ”. Скорее, формулируя свои хлесткие, запоминающиеся дефиниции, они просто хотели заострить внимание на принципиальной важности определенных последствий конкурентной борьбы. [2, c. 40]
Существуют и другие определения конкуренции.
Конкуренция - это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование, стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры за экономическое существование и процветание действует надежнее всех иных стимулов.[1, с. 238]
Конкуренция -- это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.[7, с. 242]
Конкуренция - это экономическая
борьба, соперничество между
Конкуренция -- это экономический
закон рыночного хозяйства. Она
происходит между продавцами и покупателями,
среди продавцов и среди
Конкуренция среди покупателей проявляется в стремлении приобрести качественные товары, и как можно дешевле. В ходе борьбы между продавцами и покупателями первые стремятся продать подороже, вторые -- купить подешевле. В условиях конкуренции каждый предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, о повышении качества товаров и снижении затрат на единицу продукции. В этой связи можно согласиться с высказыванием Ф. фон Хайека о том, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:
· количество производителей и потребителей на рынке,
· тип производимой продукции,
· способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены,
· барьеры на пути вступления в отрасль,
· отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.
Конкуренция существует там,
где между субъектами возникает
соперничество по обеспечению своих
интересов. Как экономический закон
конкуренция выражает причинно- следственную
зависимость между интересами субъектов
хозяйствования к соперничеству
и результатами в развитии экономики.
Конкуренция имеет важное значение
в жизни общества. Как живительная
сила рыночной экономики, она способствует
развитию производства и повышению
его эффективности. Благодаря конкуренции
создаются огромное разнообразие товаров
и услуг и богатые возможности
выбора для потребителей. Конкуренция
создает условия по оптимальному
использованию достижений научно- технического
прогресса в области
Конкуренция имеет и негативные стороны:
1. обостряет противоречия экономических интересов,
2. чрезвычайно усиливает
экономическую дифференциацию
3. обусловливает рост непроизводительных издержек,
4. побуждает создание монополий,
5. отрицательно сказывается на защите окружающей среды,
6. не стимулирует развитие
производства товаров и услуг
коллективного пользования (
7. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые).
С конкуренцией связываются также такие явления, как:
· ухудшение материального положения определенной части населения,
· безработица,
· социальная несправедливость.
· противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.
Без вмешательства государственных структур конкуренция может превращаться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет ”правила игры” соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции. [7, c. 244]
Кроме этого, конкуренция выполняет следующие функции:
· Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
· Функция мотивации. Для
предпринимателя конкуренция
1. предприятия, которые
предлагают лучшую по качеству
продукцию или производят ее
с меньшими производственными
затратами, получают
2. предприятия, которые
не реагируют на пожелания
клиентов или нарушения правил
конкуренции своими
· Функция распределения.
Конкуренция не только включает стимулы
к более высокой
· Функция контроля. Конкуренция
ограничивает и контролирует экономическую
силу каждого предприятия. Например,
монополист может назначать цену.
В то же время конкуренция
1.2 Классификация конкуренции
Исторически конкуренция
возникала в условиях простого товарного
производства. Каждый мелкий производитель
в процессе конкуренции стремился
создать для себя наиболее выгодные
условия производства и сбыта
товаров в ущерб остальным
участникам рыночного обмена. По мере
усиления зависимости мелких товаропроизводителей
от рынка и рыночных колебаний
цен на производимые ими товары конкурентная
борьба усиливалась, появилась возможность
усиления хозяйства, применение наемных
работников, эксплуатации их труда. Так
возникает капиталистическое