Экономические теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:25, доклад

Краткое описание

Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров. При этом конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Конкуренция, как важнейший элемент рыночного механизма

1.1 Понятие и сущность конкуренции

1.2 Классификация конкуренции

1.2.1 Виды конкуренции и методы конкурентной борьбы

1.2.2 Современные подходы к конкуренции

2. Особенности конкурентной борьбы в России

2.1 Основные направления формирования конкурентной среды в России

2.2 Антимонопольное законодательство как инструмент регулирования конкурентной борьбы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 46.13 Кб (Скачать)

 

· продукты характеризуются  реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;

 

· экономическое соперничество  влечет за собой и ценовую, и неценовую  конкуренцию;

 

· вступление в отрасль  является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению  ими нормальной прибыли в долговременном периоде;

 

· тип продукта дифференцированный. [6, c. 180]

 

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической  конкуренции, стремится к такой  особой комбинации цены, продукта и  стимулирующей сбыт деятельности, которая  будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

 

Третья модель несовершенной  конкуренции -- олигополия. Ее признаки, характерные черты:

 

· наличие нескольких фирм;

 

· тип продукта, стандартизированный  или дифференцированный;

 

· контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;

 

· наличие существенных препятствий  при вступлении в отрасль;

 

· очень типична неценовая  конкуренция, особенно при дифференциации цен.

 

Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное  производство и отсутствуют широкие  возможности дифференциации отраслевого  товара. В зависимости от типа продукции  различают олигополию:

 

1. чистую,

 

2. дифференцированную.

 

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный  продукт: алюминий, цемент, продукцию  химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и  камеры, электробытовая техника, сигареты).[7, c. 249]

 

конкуренция антимонопольный  экономический

 

2. Особенности конкурентной  борьбы в России

 

2.1 Основные направления  формирования конкурентной среды  в России

 

Защита и поддержка  конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция  позволяет достичь максимального  благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные  производители вытесняются с  рынка.

 

Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается  предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности  власти, как «формирование законодательных  условий деятельности бизнеса, обеспечение  их безусловного и справедливого  применения».

 

В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного  повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и  дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей - конкурентной политике.

 

Стратегические задачи такой  политики были сформулированы Президентом  Российской Федерации в выступлении  «О стратегии развития России до 2020 года»:

 

· «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных  отраслях»;

 

· «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая  будет мотивировать предприятия  снижать издержки, обновлять продукцию  и гибко учитывать запросы  потребителей».

 

Для достижения этих целей  антимонопольный орган в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической  концентрацией; антимонопольного регулирования  в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных  заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной  иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок  и создания новых компаний; обеспечения  конкуренции на глобальном уровне.

 

 

В течение 1990-х годов в  Российской Федерации было сделано  многое для развития конкуренции:

 

· принято конкурентное законодательство;

 

· осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;

 

· проведена приватизация;

 

· снижено административное давление.

 

Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и  опросы предпринимателей об их оценках  состояния конкуренции в экономике  позволяют сделать выводы, что  участники рынков в Российской Федерации  реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого  фактора для деятельности предприятий  со временем увеличивается.

 

Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг  привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 - 2007 гг. произошло  существенное усиление конкуренции  с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные  компании.

 

Происходит сближение  показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый  период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных - растет.

 

Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые  происходили в конкурентной среде  за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «-»);

 

Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию  предприятия (особенно те, которые уже  давно существуют на рынке) активно  инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.

 

В тоже время существуют и негативные тенденции:

 

1. Ряд отраслей российской  экономики являются избыточно  концентрированными (например, производство  первичного алюминия, синтетического  каучука, отдельных видов продукции  черной металлургии) в сравнении  с уровнем концентрации в сопоставимых  отраслях развитых стран. В  добыче полезных ископаемых и  металлургии наблюдается завышенный  уровень рентабельности, свидетельствующий  о недостатке конкуренции. На  рынках металлургической промышленности  предприниматели отмечают значительное  снижение конкуренции.

 

2. Несмотря на достаточный  уровень интенсивности конкуренции  с производителями из дальнего  зарубежья на рынках машиностроения  и легкой промышленности, все  большее число предприятий считает,  что они не испытывают зарубежного  конкурентного давления, что может  свидетельствовать об их вытеснении  неконкурентные сектора, в которых  отсутствует зарубежное предложение.  Ряд компаний - от 10 до 20%, по разным  обследованиям - не сталкивается  с конкуренцией, что говорит о  сохранении в экономике страны  угрозы монополизма, даже если  поведение этих компаний в  настоящее время является конкурентным (состязательным).

 

3. Количество предприятий  сельского хозяйства, охоты и  лесного хозяйства, обрабатывающих  производств (за исключением целлюлозно-бумажного  производства, издательской и полиграфической  деятельности), по производству машин  и оборудования неуклонно сокращается,  то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.

 

4. Особую опасность представляет  гипертрофированный рост крупнейших  российских компаний. Высокий удельный  вес крупнейших российских компаний  в отношении к ВВП страны  позволяет предположить наличие  у таких компаний возможности  антиконкурентного влияния на рынки.

 

Следует отметить, что в  любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства. В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.

 

Федеральная антимонопольная  служба считает, что угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных  корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения  картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.

 

Угрозы конкуренции, связанные  с формированием государственных  корпораций связаны с передачей  им некоторых государственных функций  и полномочий проведения государственной  политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию  с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей  по созданию горизонтально или вертикально  интегрированных структур в интересах  коллективного доминирования. Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.

 

Федеральная антимонопольная  служба считает целесообразным следующее:

 

· Усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями.

 

· Возвращение властных функций  от всех созданных госкорпораций государству.

 

· Расширение использования  государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний.

 

· Обеспечение транспарентного функционирования госкорпораций.

 

· Введение моратория на создание новых государственных  корпораций.

 

· Исключение возможности  постоянной государственной финансовой поддержки госкорпораций.

 

На сегодняшний день в  Российской Федерации имеются три  крупнейших субъекта - естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром»  и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и  рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:

 

1. Угроза сохранения власти  естественного монополиста в  потенциально конкурентных сегментах  и его экспансия на смежные  рынки.

 

2. Угроза, связанная с  недостаточным инвестированием  в целевые производственные мощности  и инфраструктурный комплекс  естественной монополии.

 

3. Угроза роста ценового  давления на экономику со стороны  естественных монополий вследствие  их сохраняющейся неэффективности.

 

Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными  монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном  комплексе Российской Федерации  в целом, а, следовательно, и уровень  конкурентоспособности экономики  страны. Однако, за период 2000-2007 гг. цены на продукцию естественных монополий  росли существенно более высокими темпами роста по отношению к  сводному индексу потребительских  цен на товары и платные услуги населению по Российской Федерации  в 2000-2007 гг

 

В связи с изложенным Федеральная  антимонопольная служба считает  необходимым внесение существенных изменений в законодательство о  естественных монополиях, направленных на снижение их издержек, ужесточение  государственного контроля за ними, завершение разделения инфраструктурной и конкурентной составляющих.[9]

 

2.2 Антимонопольное законодательство  как инструмент регулирования  конкурентной борьбы

 

Реализация экономических  реформ потребовала создания нового адекватного законодательства. Важнейшим  комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Существует ФЗ «О защите конкуренции», который, является основой российского антимонопольного законодательства. Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

 

Таким субъектам при некоторых  исключениях запрещается:

 

· установление, поддержание  монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

 

· изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия  явилось повышение цены товара;

 

· навязывание контрагенту  условий договора, невыгодных для  него или не относящихся к предмету договора;

Информация о работе Экономические теории