Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:25, доклад
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров. При этом конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
1. Конкуренция, как важнейший элемент рыночного механизма
1.1 Понятие и сущность конкуренции
1.2 Классификация конкуренции
1.2.1 Виды конкуренции и методы конкурентной борьбы
1.2.2 Современные подходы к конкуренции
2. Особенности конкурентной борьбы в России
2.1 Основные направления формирования конкурентной среды в России
2.2 Антимонопольное законодательство как инструмент регулирования конкурентной борьбы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
· продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
· экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;
· вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;
· тип продукта дифференцированный. [6, c. 180]
На практике предприниматель,
действующий в условиях монополистической
конкуренции, стремится к такой
особой комбинации цены, продукта и
стимулирующей сбыт деятельности, которая
будет максимизировать его
Третья модель несовершенной конкуренции -- олигополия. Ее признаки, характерные черты:
· наличие нескольких фирм;
· тип продукта, стандартизированный или дифференцированный;
· контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;
· наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;
· очень типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.
Олигополия более
1. чистую,
2. дифференцированную.
Предприятия чистой олигополии
производят однородный стандартизированный
продукт: алюминий, цемент, продукцию
химической или сталелитейной
конкуренция антимонопольный экономический
2. Особенности конкурентной борьбы в России
2.1 Основные направления
формирования конкурентной
Защита и поддержка
конкуренции гарантированы
Благоприятная конкурентная
среда чрезвычайно высоко оценивается
предпринимательским
В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей - конкурентной политике.
Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:
· «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;
· «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».
Для достижения этих целей антимонопольный орган в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.
В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:
· принято конкурентное законодательство;
· осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;
· проведена приватизация;
· снижено административное давление.
Обзор макроэкономических показателей,
характеризующих состояние
Высокая степень открытости
для импорта товаров и услуг
привели к формированию условий,
в которых с высокой
Происходит сближение
показателей концентрации производства
в российской экономике со сравнимыми
показателями развитых зарубежных стран:
в высококонцентрированных
Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «-»);
Конкуренция является важным
фактором инноваций. Эмпирические исследования
показывают, что испытывающие конкуренцию
предприятия (особенно те, которые уже
давно существуют на рынке) активно
инвестируют в НИОКР и
В тоже время существуют и негативные тенденции:
1. Ряд отраслей российской
экономики являются избыточно
концентрированными (например, производство
первичного алюминия, синтетического
каучука, отдельных видов
2. Несмотря на достаточный
уровень интенсивности
3. Количество предприятий
сельского хозяйства, охоты и
лесного хозяйства,
4. Особую опасность представляет
гипертрофированный рост
Следует отметить, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства. В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.
Федеральная антимонопольная
служба считает, что угрозы конкуренции,
связанные с формированием
Угрозы конкуренции, связанные
с формированием
Федеральная антимонопольная служба считает целесообразным следующее:
· Усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями.
· Возвращение властных функций от всех созданных госкорпораций государству.
· Расширение использования государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний.
· Обеспечение транспарентного функционирования госкорпораций.
· Введение моратория на создание новых государственных корпораций.
· Исключение возможности постоянной государственной финансовой поддержки госкорпораций.
На сегодняшний день в
Российской Федерации имеются три
крупнейших субъекта - естественных монополиста:
ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром»
и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного
контроля за деятельностью данных компаний
был выявлен ряд проблем и
рисков, связанных с инфраструктурным
обеспечением страны в сферах электроэнергетики,
газоснабжения и
1. Угроза сохранения власти
естественного монополиста в
потенциально конкурентных
2. Угроза, связанная с
недостаточным инвестированием
в целевые производственные
3. Угроза роста ценового
давления на экономику со
Динамикой цен на услуги,
предоставляемые естественными
монополиями, в значительной мере определяется
уровень цен в хозяйственном
комплексе Российской Федерации
в целом, а, следовательно, и уровень
конкурентоспособности
В связи с изложенным Федеральная антимонопольная служба считает необходимым внесение существенных изменений в законодательство о естественных монополиях, направленных на снижение их издержек, ужесточение государственного контроля за ними, завершение разделения инфраструктурной и конкурентной составляющих.[9]
2.2 Антимонопольное
Реализация экономических
реформ потребовала создания нового
адекватного законодательства. Важнейшим
комплексом законов, призванных обеспечивать
эффективное продвижение
Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:
· установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
· изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
· навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;