Экономические теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:25, доклад

Краткое описание

Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров. При этом конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Конкуренция, как важнейший элемент рыночного механизма

1.1 Понятие и сущность конкуренции

1.2 Классификация конкуренции

1.2.1 Виды конкуренции и методы конкурентной борьбы

1.2.2 Современные подходы к конкуренции

2. Особенности конкурентной борьбы в России

2.1 Основные направления формирования конкурентной среды в России

2.2 Антимонопольное законодательство как инструмент регулирования конкурентной борьбы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 46.13 Кб (Скачать)

 

· экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение  производства товара, если на этот товар  имеется спрос или размещены  заказы на его поставки при наличии  возможности его рентабельного  производства;

 

· экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение  от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

 

· экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и  тот же товар, если иное не установлено  федеральным законом;

 

· установление финансовой организацией необоснованно высокой  или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

 

· создание дискриминационных  условий;

 

· создание препятствий доступу  на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим  субъектам;

 

· нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка  ценообразования.

 

Наряду с этим ФЗ «О защите конкуренции» вводит контроль над слияниями  организаций, продажей и покупкой крупных  пакетов акций компаний, а также  запрет на согласование цен между  хозяйствующими субъектами, раздел рынка  и некоторые другие практики. [10]

 

По мнению либертарианских критиков антимонопольного законодательства, оно нарушает права человека, в частности, право собственности и свободу контракта. Подпадающие под действие антимонопольного законодательства компании лишаются возможности свободно пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом. Антимонопольные органы ставят это имущество на службу "обществу в целом" и тем самым фактически присваивают его. Так, по мнению основателя Института конкурентного предпринимательства Фреда Смита, бизнес "в принципе не имеет права распределять свою собственность тем способом, который он считает подходящим, а обладает лишь относительной свободой при условии, что он помогает максимизировать функцию определенной общественной полезности. Это значит, что ни одно предприятие не обладает правом собственности, если эта собственность может быть перемещена в иную сферу ради расширения производства".

 

При этом, антимонопольное  законодательство нарушает принцип  правового равенства граждан. Оно  не признает за влиятельными хозяйствующими субъектами тех прав (свобода ценообразования, свобода продажи компании, свобода  производства, свобода продавать  товары "в нагрузку" и т.д.), которые  признаются за остальными собственниками. Тем самым, антимонопольное законодательство является дискриминационным. [11]

 

конкуренция антимонопольный  экономический

 

 Заключение

 

Конкуренция является движущей силой экономики и главным  ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров влияние фирм на рынке товаров и услуг, а также конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность.

 

С учетом вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

 

· Конкуренция - эффективный, дешевый метод экономического контроля. Он толкает производителя на сокращение издержек производства, увеличение объема сбыта, на борьбу за потребителя и  улучшение качества.

 

· Государство играет активную роль в регулировании конкуренции  в национальных границах, руководствуясь общенациональными интересами. Именно от государства во многом зависит  создание условий для благоприятной  конкурентной среды.

 

· В современных условиях важна не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров  и услуг. Однако высокая степень  экономического риска сдерживает немало производственников от внедрения инноваций  в производство.

 

· Несмотря па то, что конкуренция  в силу своего стихийного характера  может вызвать побочные отрицательные  экономические и социальные последствия, она все же является главным двигателем современного прогресса, производства высококачественной и конкурентоспособной  продукции.

 

Можно также еще раз  подчеркнуть, что основу для решения  проблемы формирования конкурентной среды  создает политика государства в  этой области, а полученные возможности  уже в той или иной мере реализуются  на фирменном уровне. Важное значение, имеет поддержка государством наукоемкого  сектора; создание системы льгот  для хозяйственников, применяющих  новые технологии, повышающих качество продукции, увеличивающих объемы продаж своей продукции за рубеж.

 

Кроме этого, поддержка и  помощь должны заключаться в развитии и укреплении информационной базы потребительского рынка; создании возможности сертификации и контроля качества товаров и  упрощении их процедуры; обеспечении  соблюдения требований закона всеми  участниками рыночных отношений. Только в этом случае можно ожидать от субъектов рынка отказа от неэффективных, полулегальных и недобросовестных форм конкурентного поведения на рынке, повышения цивилизованных и  добросовестных форм конкуренции на потребительском рынке страны

 

 Список использованной  литературы

 

1. Курс экономики: Учебник  // Под редакцией Райзберга Б.А. - М.: ИНФРА, 1997. - 720 с.

 

2. «Конкуренция: теория и  практика». Учебно-практическое  пособие - 2-еизд., испр. и доп// Юданов А.Ю. - М.: OOO Гном-пресс, 1998. - 384 с.

 

3. «Основы экономической  теории». Учебное пособие // Под  редакцией Камаева В.Д. - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. - 284 с.

 

4. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики - М.: ЮНИТИ, 1996.- 454 с.

 

5. Экономическая теория: учебное пособие- 2-е изд., перераб и доп - М. : Юрайт, 1999.-384 с.

 

6. Гурко С.П. Экономическая  теория - Мн., ИП Экоперспектива, 2001-637 с.

 

7. Базылев Н.Н. Экономическая  теория - Мн., ИП Экоперспектива, 2001.- 538 с.

 

8. « Экономика» Учебник/под  ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. -- М.: «Проспект», 1998. -- с.161.

 

9. О состоянии конкуренции  в Российской Федерации [Электронный  ресурс]. - Режим доступа: http://www.combienergy.ru/stat1026p2.html

 

10. Антимонопольное законодательство  Российской Федерации [Электронный  ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru

 

11. Антимонопольное законодательство  России (статья) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skorp.ru

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Экономические теории