Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение безработицы, причин ее возникновения, а также государственную политику занятости. Руководствуясь этой целью необходимо решить следующие задачи: раскрыть содержание основных категорий безработицы, дать характеристику основным видам безработицы; изучить методологию измерения состояния безработицы; рассмотреть государственную политику занятости на федеральном и региональном уровне.
Введение 1
ГЛАВА 1. Экономическая природа безработицы. 3
1.1 Причины, сущность безработицы и ее виды 3
1.2 Показатели и методы измерения состояния безработицы. 7
1.3 Социально-экономические последствия безработицы. 12
ГЛАВА 2 . Государственная политика занятости 14
2.1 Содержание государственной политики занятости 14
2.2. Региональный уровень вопроса. Пермский Край. 17
2.3. Современные подходы к регулированию рынка труда в странах Европейского Союза 20
Заключение 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
- содействие в
реализации прав граждан на
свободное распоряжение своими
способностями к труду и
- обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
- обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
- содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Решение задач по
содействию занятости населения
и обеспечению экономики и
социальной сферы квалифицированными
трудовыми ресурсами
С этой целью предполагается
проведение модернизации механизмов реализации
государственной политики на рынке
труда и внедрение
Приоритетными направлениями
государственной политики в области
регулирования рынка труда
- совершенствование
законодательства Российской
- совершенствование
системы мониторинга и
- обеспечение
- развитие региональных
рынков труда и повышение
- развитие кадрового потенциала;
- оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
- стимулирование
экономической активности
- повышение качества рабочих мест.
Реализации
на рынке труда в 2010 году
Важнейшим фактором,
обеспечившим улучшение показателей
занятости и безработицы в
регионе, стала начавшаяся в текущем
году реализация Программы дополнительных
мер по снижению напряженности на рынке
труда Пермского края в 2010 году, утвержденной
постановлением Правительства Пермского
края от 23 декабря 2009 г. № 976-п и одобренной
на совещании у Заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации А.Д.
Жукова (протокол от 28 декабря 2009 г. № АЖ-П12-75пр).
Рисунок 2.Динамика обращений в службу занятости ищущих работу
жителей Пермского края в 2006 - 2010 гг. (тыс.чел.)
Основными мероприятиями Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2009 г. (далее - Программа - 2010), являются:
1. Опережающее профессиональное
обучение работников, находящихся
под угрозой увольнения (простой,
введение режима неполного
2. Организация общественных
работ, временного
3. Важным направлением
Программы - 2010 является организация
стажировки выпускников с
4. Содействие трудоустройству инвалидов - 151 чел.
5. Содействие самозанятости
безработных граждан и
Объемы и источники финансирования Программы - 2010: общий объем финансирования Программы - 2010 - 863,7 млн. рублей, в том числе субсидия из федерального бюджета - 812,7 млн. рублей, средства бюджета Пермского края - 51,0 млн. рублей.
Целевой показатель Программы - 2010 - сдерживание зарегистрированной безработицы на уровне не более 2,8 - 2,9 % к численности ЭАН (на конец года).
Ниже приведены итоги реализации мероприятий Программы - 2010 по состоянию на 01 января 2011 г.
По мероприятию «Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения» заключены договоры с 233 организациями и приступили к обучению 4737 чел. (126,5 % к плану). В моногородах приступили к переобучению 887 работников (93,4 % к плану).
По мероприятию
«Организация общественных работ, временного
трудоустройства работников, находящихся
под угрозой увольнения, а также
признанных в установленном порядке
безработными граждан и граждан,
ищущих работу», как и в прошлом году, работы
ведутся на основе договоров, заключаемых
между работодателями и органами местного
самоуправления муниципальных образований
Пермского края12.
Многие зарубежные страны формируют новые подходы к регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики. Поэтому для России, являющейся активным участником мирового экономического сообщества, важной задачей становится изучение опыта развитых стран в данной области и, в частности, европейских государств, применяющих помимо традиционных, сложившихся в течение всей истории развития рыночной экономики, совершенно новые подходы к пониманию, оценке перспектив и разработке политики государственного регулирования рынка труда13.
Европейские страны отличаются большим разнообразием в подходах к регулированию сферы занятости и рынка труда. Так, во Франции, Германии и Скандинавских странах действует достаточно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах найма, увольнения и условий работы. Активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции - от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении предприятиями, когда в состав совета директоров компании входят представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для принятия или отклонения тех или иных решений.
Страны Северной
Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия) характеризуются
созданием широкой системы
1) ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;
2) политику солидарности в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;
3) стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;
4) селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.
В отличие от стран континентальной Европы, регулирование рынка труда в Великобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов. Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или в трибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т.д. Все трудовые споры рассматриваются в рамках прецедентного права, когда судьи и присяжные заседатели всесторонне исследуют причины и обстоятельства разногласий между работником и работодателем и выносят решения. Эта система формировалась в течение всей истории Великобритании и до сих пор применяется в Ирландии, США, Канаде, Австралии и других. Система социального страхования в этой стране предоставляет широкие возможности для поддержания уровня доходов в период безработицы. Пособия, выдаваемые государством гражданам, предоставляются в рамках государственной программы национального страхования, которая финансируется главным образом за счет обязательных страховых взносов со стороны работодателей и наемных работников. Выплаты по безработице осуществляются в течение одного года за счет страховых взносов потерявшего работу гражданина и активно ищущего новое занятие. По истечении года безработный может получать социальные выплаты, которые значительно меньше пособия. Помимо государственных программ все более широко применяются различные схемы дополнительного страхования по безработице, предлагаемые финансовыми организациями этой страны. В Великобритании большое значение придается профессиональной подготовке кадров: действуют программы для молодежи, а также программы, совмещающие обучение безработных взрослых и их частичную занятость, при этом работодателям, предоставляющим рабочие места для приобретения опыта работы безработными, выплачиваются субсидии. В отношении граждан, находящихся без работы длительное время, осуществляются программы, стимулирующие их выход на рынок труда.
В современных условиях, когда устойчивость экономики определяется ее способностью воспринимать изменения, адаптироваться к ним, а также предвидеть позитивные и негативные тенденции, способствующие или препятствующие развитию, возникает необходимость выработки новых подходов к регулированию социально-экономических процессов, в том числе в сфере занятости и рынка труда. Объединение экономического пространства послужило толчком к формированию целостной политики занятости для государств, входящих в состав ЕС15.
В 2000 г. была принята
так называемая Лиссабонская стратегия,
предусматривающая реформы
В настоящее время можно выделить несколько направлений, определяющих пути решения проблем в области рынка труда в странах ЕС и составляющих главные аспекты современной политики занятости:
- увеличение численности
экономически активного
- увеличение продолжительности активной трудовой жизни за счет стимулирования более раннего выхода молодежи на рынок труда, а также удержания людей старших возрастов в сфере занятости (снижение пенсионного возраста, отказ от досрочного вывода на пенсию, гибкие формы занятости и другие);
- стимулирование
безработных к выходу на рынок
труда за счет изменения
- повышение мобильности
рабочей силы внутри Евросоюза
за счет изменения
Основными мерами гибкой политики занятости являются:
- мотивация профессиональной
подготовки работников в
Информация о работе Экономическая политика занятости как одна из форм стабилизационной политики