Экономическая политика занятости как одна из форм стабилизационной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение безработицы, причин ее возникновения, а также государственную политику занятости. Руководствуясь этой целью необходимо решить следующие задачи: раскрыть содержание основных категорий безработицы, дать характеристику основным видам безработицы; изучить методологию измерения состояния безработицы; рассмотреть государственную политику занятости на федеральном и региональном уровне.

Оглавление

Введение 1
ГЛАВА 1. Экономическая природа безработицы. 3
1.1 Причины, сущность безработицы и ее виды 3
1.2 Показатели и методы измерения состояния безработицы. 7
1.3 Социально-экономические последствия безработицы. 12
ГЛАВА 2 . Государственная политика занятости 14
2.1 Содержание государственной политики занятости 14
2.2. Региональный уровень вопроса. Пермский Край. 17
2.3. Современные подходы к регулированию рынка труда в странах Европейского Союза 20
Заключение 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Куросвая Будовской Л.Н..doc

— 808.00 Кб (Скачать)
 
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010  
Численность экономически активного населения - всего 442,8 434,2 439,3 455,2 474,4  
мужчины 220,2 216,0 218,7 228,4 229,8  
женщины 222,6 218,2 220,6 226,8 244,6  
в том  числе:

занятые в экономике - всего

416,3 403,9 418,5 438,9 463,0  
мужчины 206,6 200,7 205,8 217,4 224,5  
женщины 209,7 203,2 212,7 221,5 238,5  
безработные - всего 26,5 30,3 20,8 16,3 11,4  
мужчины 13,6 15,3 12,9 11,0 5,3  
женщины 12,9 15,0 7,9 5,3 6,1  
Численность безработных, зарегистрированных в  органах государственной службы занятости (на конец года) - всего 8,5 6,6 6,2 5,7 5,2  
мужчины 2,4 2,0 1,9 1,8 1,8  
женщины 6,1 4,6 4,3 3,9 3,4  
Общая численность безработных (по методологии  МОТ), тыс. человек 26,5 30,3 20,8 16,3 11,4  

1.3 Социально-экономические  последствия безработицы.

 

         Выделяют экономические  и неэкономические последствия  безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

         Неэкономические последствия  безработицы - это психологические  и социальные и политические последствия  потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы  состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

         На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

         Экономические последствия  безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или  части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

         Экономические последствия  безработицы на уровне общества в  целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (gapGDP) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

         GDPgap = (Y - Y*)/Y* * 100%, (1.15) 

         где Y - фактический  ВНП,

         Y* - потенциальный  ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

(1.16)

В левой  части уравнения записана формула  разрыва ВВП. В правой части u –  это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической  безработицы, ??- коэффициент Оукена (??> 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным). 
Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

(1.17)

          
где Yt – фактический ВВП данного  года, Yt - 1 – фактический ВВП предыдущего  года, т.е. в левой части уравнения  записана формула отставания ВВП  по годам, u t – фактический уровень  безработицы данного года, u t – 1 - фактический уровень безработицы предыдущего года, 3% - темп роста потенциального ВНП, обусловленный: а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом; 2 – это коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

Таблица 2. Уровень ВВП стран мира, млн. $ в 2010г.

ГЛАВА 2 . Государственная  политика занятости

2.1 Содержание государственной политики занятости

 

         Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда9.

         Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

         В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должно стать  сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.

         Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на:

         - развитие трудовых  ресурсов, повышение их мобильности,  защиту национального рынка труда;

         - обеспечение равных  возможностей всем гражданам  РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,  политических убеждений и отношения  к религии в реализации права  на добровольный труд и свободный  выбор занятости;

         - создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;

         - поддержку трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

         - осуществление мероприятий,  способствующих занятости граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы (инвалиды; лица, освобожденные  из учреждений, исполняющих наказание  в виде лишения свободы; несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет; лица  предпенсионного возраста; и др.);

         - предупреждение  массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

         - поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места, прежде  всего для граждан, испытывающих  трудности в поиске работы;

         - объединение усилий  участников рынка труда и согласованность  их действий при реализации  мероприятий по содействию занятости  населения;

         - координацию деятельности  в области занятости населения  с деятельностью по другим  направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

         - координацию деятельности  государственных органов, профессиональных  союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

         - международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм10.

         К числу основных гарантий социальной поддержки безработных  со стороны государства относится  выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Пособие по безработице представляет собой возмещение работнику утраты заработка в связи с временной потерей работы на период поиска нового рабочего места.

         Согласно п. 1 ст. 31 Закона РФ о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

         В Распоряжении Правительства  РФ от 15.08.2008 № 1193-р “ О Концепции действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы ” государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения11.

         Основными задачами государственной политики в области  регулирования рынка труда являются:

Информация о работе Экономическая политика занятости как одна из форм стабилизационной политики